Проследим теперь судьбу логоса в Постмодерне. Чрезвычайно важно всегда помнить, что логос есть одно из проявлений героического мифа, то есть продукт режима диурна. Причем не единственный и не абсолютный.
Логос включает в себя антитетические и плеоназмические стороны героического мифа (гетерогенизиру- ющая гомогенизация) и доводит их до последнего предела. Но при этом оставляет в мифе (в бессознательном) такие аспекты диурна, как прямую бешеную волю к власти, пассионарность и гиперболизацию. Конечно, и эти стороны диурна — родственники логоса — проникают в логос, но не явно, а по инерции хреодического влечения героических мифем друг к другу (то есть не логически). Выявление логоса из мифоса есть, как мы видели, первый шаг, который устойчивый и сбалансированный этнос делает в сторону Модерна. Но далеко не все общества, строящиеся вокруг логоса, доходят до Модерна, это тоже надо учитывать. Следующий шаг в сторону Модерна — переход от логоса к логике. На этом этапе логос как кристаллизованный порядок еще дальше отходит от общего комплекса героического мифа и вырабатывает схему, описывающую основные параметры самого себя, — это наука логика и в значительной степени математика, геометрия и т. д. Хотя логика максимально точно, насколько это возможно, отражает структуру логоса, она многое оставляет за кадром. Так, в христианстве логос (Слово) является Богом, а Бог, естественно, выше логики — особенно факт его Воплощения, а также многие стороны христианского учения, основанные на высказываниях Христа-Логоса, но при этом содержащие в себе логические парадоксы. В логике Аристотеля парадоксам места нет. Логика есть свойство такого общества, которое еще более приближено к Модерну. Христианское общество — безусловно общество логоса (точнее, Логоса с большой буквы). Логика активно проникает в христианство вместе с теологическими построениями восточных отцов церкви, и особенно вместе с расцветом схоластического аристотелизма. Но окончательный переход к обществу логики совершается только по мере отхода от христианского теизма — в Возрождении и особенно в эпоху Просвещения (как — мы показали в предыдущих главах). Общество Модерна основано на автономной и обобщенной логике, которая становится основой социального упорядочивания — процессов, отношений, институтов, правовых норм, политики, статусов, экономики и т.
д. Развитый Модерн становится все более и более техничным и переносит центр внимания на экономическую сферу. Экономика становится «судьбой» западных обществ. Так, постепенно, по мере становления Модерна, логика превращается в логистику. Логистика — армейский термин, означающий упорядочивание процессов снабжения войск продуктами питания, амуницией, жильем и т. д. Из области военной стратегии он перешел в современные теории менеджмента, где стал обо- значать оптимизацию процесса производства, снижение издержек, повышение эффективности управления денежными и информационными потоками и т. д. Логика применяется к самым разным сферам деятельности — интеллектуальной, политической, научной, социальной и т. д. Логистика — это логика, примененная только к процессу управления материальными ресурсами в сугубо прагматических целях. Логистика намного уже и конкретнее логики, не говоря уже о логосе. Экономическое общество — и капиталистическое, и социалистическое (в теории) — основано на примате логистики, и спор двух политэкономических систем в ХХ веке развертывался как раз вокруг того, чьи логистические системы более эффективны, оперативны и конкурентоспособны. Борьба двух лагерей была соревнованием двух логистик — рыночной и плановой. Конец этого противостояния и выигрыш рыночной логистики совпал с переходом к Постмодерну. В логистике концентрация субъекта, составлявшая особенность диурна, рассеивается на множество субъектов — индивидуумов-менеджеров, каждый из которых становится автономной системой, осуществляющей свой экономический цикл в индивидуальном порядке. Менеджер — последнее издание диурна, маленький герой455, бьющийся с хаосом навалившихся на него товаров, трудовых ресурсов, биржевых котировок, финансовых бумаг, отчетов, налогов, которые он должен расставить по местам на складе, заставить работать максимально эффективно, разослать по инстанциям, рассортировать по папкам, передать к исполнению другим менеджерам. Каждый человек в обществе логистики мыслится как менеджер, то есть индивидуальный носитель разума, сведенного к навыкам совершения логистических операций. Гетерогенизирующая гомогенизация как основное свойство диурна сводится здесь к навыкам логистической адекватности, возведенной в норматив. Кто справляется с этим, тот — победитель. Кто не справляется — проигравший, loser.