Глава I (О том, что) и ангелам говорится: «Что ты имеешь, чего бы не получил?», и что от Бога нет ничего, что не было бы благом и бытием; и (что) всякое благо есть сущность, v‘b а всякая сущность — благо
Ученик. «Что ты имеешь, чего бы не получил?» — говорится у Апостола людям только или ангелам? Учитель. Никакая тварь ничего не имеет от себя самой. Ведь то, что и само себя имеет не от себя, как имеет оно нечто от себя? А если нет»'ничего, кроме единого.
Кто (все) создал, и того, что создано этим единым, — ясно, что никак не может быть какое-то нечто, кроме того, Кто создал, и того, что Он создал. Ученик. Поистине ясно. Учитель. Но ни сам Создатель, ни то, что создано, не могут иметься иначе как от этого Создателя. Ученик. Не менее ясно и это. Учитель. Значит, только Он один имеет от себя все, что имеет; все же прочее имеет что-либо не иначе как от Него, и как от себя имеет (всегда) только ничто, так от Него всегда имеет только нечто. Ученик. Я не совсем понимаю, что значит, что остальное всегда имеет от Бога только нечто. В таком случае, кто же другой делает то, что то многое, что, как мы видим, преходит от бытия к небытию, становится не тем, чем было? Или кто делает несуществующим все существующее, если не тот, кто делает существующим все, что существует? Опять-таки, если нечто существует не по другой причине, как по той, что создал его Бог, — с необходимостью несуществующее потому не существует, что Он не создал. Следовательно, как существующее от Него имеет свойство быть чем-то, так несуществующее или то, что преходит от бытия к небытию, как кажется, от Него же имеет свойство «быть ничем». Учитель. «Делает нечто существующим» говорится не только о том, кто делает несуществующее существующим, и не только о том, кто делает существующее несуществующим, говорится «делает нечто несуществующим». О том, кто, хотя и может, не делает чего-либо несуществующим, также говорится «делает существующим», и о том, кто, хотя и может, не делает чего-либо существующим, говорится «делает несуществующим». Например, не только о том говорится «делает кого-то нагим, или неодетым», кто его раздевает, — но и о том, кто, хотя может помешать, не мешает раздевающему. Однако о последнем говорится, что он это «делает», в собственном смысле, а о первом — не в собственном, так как, когда о нем говорится, что он сделал кого-то нагим, или неодетым, — подразумевается не что иное, как то, что он мог бы сделать так, чтобы этот (некто) не был наг, или неодет. Таким же образом о Боге говорится, что он «делает» многое, чего Он (в собственном смысле) не «делает», например, когда говорится, что Он «вводит во искушение», — поскольку Он не уберегает от искушения, хотя и может это; и что «делает» несуществующее существующим, поскольку не делает его существующим, хотя и может.
И если ты рассмотришь существующие вещи, — увидишь, что когда они преходят к небытию, это не Он делает их несуществующими. Ибо не только ведь нет никакой другой сущности (кроме Него), если Он не создаст, но и уже созданное нисколько не может оставаться существующим, если им же не сохраняется. Когда же Он прекращает сохранять созданное им, — оно не потому возвращается в небытие, что Он «делает» его несуществующим, но потому, что Он перестает делать его существующим. Ведь и когда Он, как бы в гневе, уничтожая нечто, отнимает (у него) бытие, не от Него (происходит) небытие; но когда Он, как свое, забирает назад то, что дал раньше, — то, что раньше, созданное им, сохранялось в бытии, возвращается в небытие, которое имело не от Него, а от себя, (еще) до того как возникло. Например, если ты просишь кого-то возвратить тунику, которую когда-то давал ему на время, — он не от тебя имеет наготу, но когда ты взял то, что было твоим, он (всего лишь) возвращается в то, чем был до того, как ты одел его. Конечно, как от высшего блага нет ничего, кроме блага, и всякое благо есть от высшего блага, так и от высшей сущности нет ничего, кроме сущности, и всякая сущность от высшей сущности. Поскольку же высшее благо есть высшая сущность, из этого следует, что всякое благо есть сущность и всякая сущность — благо. Значит, ничто и небытие, поскольку они не сущности, не являются и благими. Итак, не от того ничто и небытие, от кого все, что есть, есть лишь сущность и благо. Ученик. Теперь ясно вижу, что как бытие и благо не существуют иначе как от Бога, так же все, что существует от Бога, не может не быть сущностью и благом. Учитель. Но смотри, чтобы и на короткое время не возомнил ты, когда мы читаем в божественных книгах или когда говорим согласно им, что Бог творит зло или творит небытие, — что я отрицаю то, согласно чему так говорится, или опровергаю то, что так говорится. Однако мы должны не столько увлекаться неподлин- ностью слов, прикрывающей истину, сколько уловлять дух подлинной истины, как бы чуя его под многовидным покровом речей. Ученик. Это ты должен говорить если не просто так, то уж разве только неразумному. Учитель. Вернись к тому, с чего начал, и посмотри, можно ли сказать не только человеку, но и ангелу, что он не имеет такого, чего не получил. Ученик. Достаточно ясно, что это относится не в меньшей степени к ангелу, чем к человеку.
Еще по теме Глава I (О том, что) и ангелам говорится: «Что ты имеешь, чего бы не получил?», и что от Бога нет ничего, что не было бы благом и бытием; и (что) всякое благо есть сущность, v‘b а всякая сущность — благо: