Если определить магистральный режим развития как такое состояние экономики, в котором установилось рациональное распределение доходов, сбалансированы выпуски и мощности, сбережения и инвестиционный спрос, экспорт и импорт, занятые и трудоспособные, то период, начиная с 1992 г., является периодом отхода российской экономики от магистрали, периодом, где ВВП распределялся нерационально, а все четыре основных баланса существенно нарушены.
Между тем мировой опыт показывает, что практически все успешные рыночные экономики устойчиво развиваются в окрестности магистрали. Поэтому основная задача управления российской экономикой должна ставиться как задача вывода экономики на траекторию магистрального устойчивого развития (см. [3-8]). Решающую роль в этом выходе на магистраль играют инварианты распределения ВВП, которые в успешных рыночных системах обычно находятся в окрестности следующих значений: две трети ВВП — доля оплаты труда, остальное — прибыль предпринимателей. С обеих частей государство берет налоги. Норма накопления, которая сейчас составляет примерно 20% ВВП, может быть увеличена за счет ограничения вывоза капитала, который составляет примерно 12 % ВВП. Такое перераспределение ВВП увеличит темпы экономического роста, увеличит внутренний рынок, что сделает развитие более стабильным, ускорит обновление рабочих мест и технологий, позволит перейти к реальному построению социального государства, где коэффициент Джини должен находиться между значениями 0,25 и 0,35. Темп экономического роста в окрестности магистрали складывается из суммы темпа роста занятости и темпа роста производительности труда. Выше было показано, что производительность труда в России в течение 16 лет не растет, это было связано с незаинтересованностью российской рыночной системы в обновлении технологий. Сохранение такого состояния при серьезном уменьшении доходов страны от экспорта энергоносителей чревато кризисом или даже катастрофой. Поэтому механизм государственного регулирования рынка должен включать в себя формирование у предпринимателей заинтересованности в обновлении технологий. Такая заинтересованность возникнет, если увеличение прибыли, связанное с обновлением технологий и ростом производительности труда, не будет изыматься с помощью налогов, если альтернативные пути увеличения прибыли, например, за счет ввоза дешевой рабочей силы, ухода от налогов или использования монопольных эффектов будут минимизированы.
Прямые инвестиции транснациональных корпораций, ведущие к освоению и использованию в России новых технологий, должны приветствоваться и поощряться. Кроме того, российское государство должно взять на себя расходы не только на фундаментальные исследования но и на часть прикладных исследований. Инновационный комплекс должен поддерживаться государством. Как крупнейший в мире экспортер энергоносителей, Россия имеет нерешенные финансовые проблемы с использованием газо- и нефтедолларов, что выражается в нестабильности обменного курса рубля и непрекращающейся инфляции (см. [9-11]). Оказалось, что стерилизация избыточной денежной массы с помощью ее отправления в экономики США и Евросоюза не дает желанных результатов. Монополисты, несбалансированная структура экономики, избыточная денежная масса, импорт внешней инфляции, мультивалютная денежная система генерируют двузначную рублевую инфляцию, которая постоянно дестабилизирует экономическую ситуацию. Это проблема скорее вызвана недостатком отечественного опыта управления финансами в рыночной системе, чем какими-то объективными причинами. Поэтому здесь могут помочь прозрачность финансовой политики, выдвижение квалифицированных кадров и конкуренция идей по финансовому управлению. Мировая система вошла в период подхода к своим физическим границам роста (см. [12-15]). Для этого периода характерно ускорение процессов глобализации, нестационарное развитие и обострение конкуренции между участниками процесса за природные ресурсы. В такой ситуации у части участников процесса возникает желание получить экономические преимущества с помощью политического и даже военного давления на экспортеров природных ресурсов. Поэтому возникает задача противостояния такому политическому и военному давлению. Успешное решение этой задачи возможно, если есть лояльные импортеры природных ресурсов, политическая воля и военная сила.