Теория социального обмена.

Наиболее яркие ее представители американские социологи Дж. Хомане (1910—1989) и П. Блау (р. 1918) исходили из примата роли человека, а не системы. Они отстаивали огромную значимость психических качеств человека, ибо для того, чтобы объяснить поведение людей, необходимо знать их душевное состояние.
Но главное в этой теории, по Блау, заключается в том, что люди постоянно стремятся получить вознаграждение (одобрение, уважение, статус, практическую помощь) за свои действия. И вступая во взаимодействие с другими людьми, они получают это, хотя взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим всех его участников.

Символический интеракционизм. В поиске выхода из противоречий бихевиористского подхода представители данной теории стали объяснять поведение людей с точки зрения того значения, которое личность или группа придает тем или иным аспектам ситуации. Американский социолог Дж. Г. Мид (1863—1931) как создатель этой теории сосредоточил свое внимание на исследовании процессов «внутри» поведения как целого. Сторонники этого подхода огромное значение придавали языковой символике. Для них характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов, что послужило основанием для наименования этого направления как «ролевая теория».

Феноменологическая социология. Свое начало она берет от философской концепции немецкого ученого Э. Гуссерля (1859—1938). На основе данной теории возникла социология обыденного сознания, обоснованная в трудах австрийского философа и социолога А. Шюца (1899— 1959). В центре внимания сторонников феноменологического подхода оказывается не мир в целом, как у позитивистов, а человек в его специфическом измерении. Социальная реальность, по их мнению, не есть некоторая объективная данность, которая находится изначально вне субъекта и только потом посредством социализации, воспитания и образования становится его составляющей. У феноменологов социальная реальность конструируется посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникации. Социальные события согласно их представлениям лишь кажутся объективными, тогда как в действительности они предстают как мнения индивидов об этих событиях. Поскольку же именно мнения образуют социальный мир, постольку понятие «значение» оказывается в центре внимания этой школы.

В рамках феноменологической концепции сложились две крупные школы — социология знания и этнометодоло- гия (последний термин сконструирован по аналогии с этнографическим термином «этнонаука» — зачаточные знания в примитивных обществах). Социология знания представлена К. Маннгеймом (1893—1947), который обращал основное внимание на изучение тех структур, в которых так или иначе присутствуют взаимосвязи мышления и общества Именно с этих позиций он подходил к трактовке идеологии, истины, роли интеллектуальной жизни в обществе. Эти идеи были развиты П. Бергером (р. 1929) и Т. Лук- маном (р. 1927), которые стремились обосновать необходимость «узаконения» символических универсалий общества, ибо внутренняя нестабильность человеческого организма требует «создания самим человеком устойчивой жизненной среды». Американский социолог Г. Гар- финкель (р. 1917), будучи одним из самых ярких и последовательных представителей этнометодологии, сформулировал ее программное положение: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении». В соответствии с этим основная задача социологии — выявление рациональности обыденной жизни, которая противопоставляется научной рациональности.

В последнюю четверть XX в. получила распространение мир-системная социология, основоположник которой немецкий социолог И. Валлерстайн (р. 1930), работающий в США, рассматривает процессы развития общества с точки зрения глобализационных процессов, интенсивность которых стала ощутимой реальностью.

Современная социология продолжает порождать новые теории и концепции, среди которых видное место занимает деятельностная (активистская) теория, всходящая к идеям М. Вебера и П.А. Сорокина. По мнению французского социолога А. Турена (р. 1925), особенность современной социологии состоит в изменении предмета исследования и исследовательских ориентаций. Если в середине XX в. вся проблематика сосредоточивалась вокруг понятия социальной системы, то теперь она сосредоточивается вокруг понятия действия и активного деятеля (актора). В историческом плане можно сказать, что Макс Вебер и Питирим Сорокин одержали победу над Эмилем Дюркгеймом. Классический подход к социологии, в рамках которого она понимается как наука о социальных системах или структурах, почти исчез. Влияние наиболее видных представителей этой традиции — Парсонса и Мертона — ослабло. Соответственно изменился и категориальный аппарат: понятия социальных институтов, социализации, интеграции не являются более центральными социологическими понятиями. Гораздо большее значение приобретают понятия действия, кризиса, риска и близких к ним категорий — дезорганизации, насилия, хаоса. Кроме того, в рамках франкфуртской школы, основное содержание теорий которой состоит в определении роли и значения политической власти, исследуется содержание идеологий, причины радикализации поведения, условия формирования социальных движений и акций протеста. Все более популярным вариантом социологического мышления становится теория рационального выбора, которую предложил американский социолог Н. Коулмен (1926—1995). Понятие системы им также отрицается. Главное внимание сосредоточивается на понятиях ресурсов и мобилизации.

Оригинальным вкладом в современную социологию является концепция П. Бурдьё (1930—2002) о социальном поле, о социальном капитале и социальном пространстве. Необходимо также назвать труды философа и социолога Ю. Хабермаса (р. 1929), разработавшего концепцию коммуникативного действия. Видное место среди новых теоретических конструкций занимают концепции П. Штомп- ки (р. 1930) о социальных изменениях и его трактовка такой специфической формы их проявления, как социальная травма.

Особо следует сказать о развитии советской (российской) социологии.

Сразу после Октября 1917 г. первое десятилетие советской власти в целом характеризовалось продолжением традиций социологической мысли, которые сложились на предшествующем этапе с той лишь поправкой, что марксистская школа стала постепенно претендовать на ведущую роль. Под влиянием Н.И. Бухарина (1888—1938) социология стала отождествляться с историческим материализмом. И хотя Бухарин впоследствии был репрессирован, эта точка зрения восторжествовала до такой степени, что исторический материализм вообще вытеснил социологию, превратив этот термин на долгие годы в нежелательное, запрещенное слово.

Сначала социология получила поддержку потому, что это была официальная позиция, выраженная В.И. Лениным в его проекте развития Социалистической академии, в котором он ставил вопрос о социальных исследованиях* Были созданы институты, занимающиеся различной социологической проблематикой. Директором одного из них стал K.M. Тахтарев (1871-1925).

В 1920-е гг. серьезное развитие получили отдельные отрасли социологического знания. В области социологии экономики и труда плодотворно работали С.Г. Струмилин (1877—1974), А.К. Гастев (1882—1938), П.М. Керженцев (1881 — 1940). В этот период были широко известны исследования Е.О. Кабо, Б.Б. Когана и М.С. Лебединского по изучению быта рабочих, А.И. Колодной по проблемам молодежи, А.Б. Гайстера, П.А. Анисимова по сельским вопросам, И А Загорской и AB. Трояновского по социологии культуры, Л. Паперного и Б. Сму- левича по социологии города, Е.Н. Анциферова по социологии искусства.

Следует сказать, что социология в этот период была представлена не только марксистским направлением. Труды П.А. Сорокина, В.А. Чаянова, Н.Д. Кондратьева, Н.И. Кареева, С.Н. Булгакова,

А.С. Звоницкой, В.М. Хвостова и других служили базой для становления принципиально новых подходов в этой науке.

В эти годы проводились крупные социально-экономические, этнографические и социально-психологические исследования, среди которых особо хотелось бы отметить комплексный труд А.М. Большакова «Деревня. 1917—1927», в котором дана обстоятельная и весьма противоречивая картина происходящего в советской деревне.

С конца 1920-х гг. развитие социологической мысли было прервано. До середины 1950-х гг. социологию игнорировали и причисляли к «буржуазным» наукам, ложным теориям, якобы уводящим от достоверного знания. Преследованию подверглись не только точные и естественные науки — кибернетика и генетика.

Социологии же нанесли сокрушительный удар почти на два десятка лет раньше, на рубеже 1920—1930-х гт.

Справедливости ради следует сказать, что слово «социология» не было полностью запрещено. В работах и выступлениях академика Г.Ф. Александрова (1908—1961) можно встретить его неоднократно. Это объясняется принадлежностью академика к высшей советско- партийной номенклатуре и возможностью высказываться более свободно по этому вопросу. Конкретные методы изучения действительности были запрещены (или не поддерживались), ибо данные этих исследований «портили» или «могли портить» картину официальной идеологии, а приравнивание социологии к историческому материализму позволяло произвольно трактовать якобы на научном уровне некоторые социальные проблемы развития общества.

Начиная с конца 50-х гг. XX в., социология стала возрождаться, хотя этот процесс происходил не без серьезных изъянов и издержек. Крепло убеждение в необходимости организации социологических исследований. Первые шаги сделало социологическое образование. Все большее признание получали методы социологии в экономике, политике, в исторических и правовых науках, в языкознании, искусствоведении, литературе. В конце 1950-х гг. были созданы Советская социологическая ассоциация (президент академик Г.П. Францев, 1903— 1968) и некоторое время спустя первое социологическое подразделение в рамках Института философии — сектор труда и быта рабочего класса под руководством Г. В. Осипова.

В 1960—1970-е гг. шел трудный и сложный поиск ответов на фундаментальные вопросы социологической науки, ее связи с другими научными дисциплинами. При всей спорности обсуждаемых идей отечественная социология открывала новые грани предмета, объекта и направлений исследования. Начиная с 1960-х гг., были получены значительные результаты по самым .различным вопросам социологии.

В этом периоде сложились или начали формироваться несколько различных концепций.

Во-первых, возродилась концепция, когда в явном или скрытом виде под социологией подразумевался исторический материализм (B.C. Немчинов, П.Н. Федосеев, Х.Н. Момджян, Д.И. Чес- ноков и др.). На основе этой концепции ее представители отказывали социологии в полноправном участии в разработке проблем социальной жизни, сводя ее только к вспомогательным инструментам.

Во-вторых, в этот период получила развитие социетальная концепция социологии. В.Г. Давидюк, В .Я. Ельмеев, Ю.А. Левада, М.Н. Руткевич, Н.И. Лапин рассматривали общество как систему, хотя выражали разные подходы к этой трактовке.

В-третьих, была обоснована точка зрения о роли и значения социальности в жизни общества. В работах Г.В. Осипова, В.Н. Иванова, В.И. Доб- ренькова, Е.Ф. Молевича и других рассматривались различные аспекты социального в жизни общества. Значение этой концепции проявилось в том, что она положила конец идентификации понятий «общественное и «социальное», считая его рядоположенным с экономическим, политическим и духовным.

В-четвертых, ведущее место в 1960—1980-е гг. заняли различные соц- струкгурные интерпретации социологии, когда в качестве предмета социологической науки рассматривались социальные группы, слои, общности (В.А. Ядов, Л.А. Гордон, Э.Н. Клопов, Р.В. Рывкина, А.И. Кравченко и др.). Ограниченность этой точки зрения проявилась достаточно быстро, и поэтому ее сторонники дополнили свои представления размышлениями о социальных изменениях, о социальных отношениях, о социальных действиях и т.п.

В - п я т ы х, в 1990-е гг. выросли и получили развитие конфликтологические концепции, которые, используя соответствующие теории западной социологии, по-своему трактовали их специфику в условиях современной России (А.В. Дмитриев, А.Г. Здравомыслов и др.).

В - ш е с т ы х, на грани 1980— 1990-х гг. появились и окрепли акцио- нистские точки зрения, когда в центр внимания социологии были поставлены поведение людей (Ж.Т. Тощенко,

С.И. Григорьев, Ю.Г. Волков, В.Г. Хар- чева, А.Г. Эфендиев). Социологические исследования акцентировались на сознании и поведении человека, его активных, творческих и созидательных действиях.

И наконец, в 1990-е гг. сформировались социологические теории, которые опирались в своих поисках на концепции устойчивого развития или теории глобализации (В.К. Левашов, Н.Е. Покровский и др.).

Становление отечественной социологии как науки прошло сложный путь. Социологическое знание стремилось вобрать в себя все лучшее, что имелось в трудах предшествующих поколений социальных мыслителей. На каждом этапе исторических преобразований социология обогащалась новыми представлениями, которые определяли ее лицо и имидж. К началу XXI в. российская социология сделала серьезный прорыв в познании социальной реальности и ее особенностей в условиях происходящих кардинальных изменений.

Подводя итог сказанному о генезисе идей социологии, необходимо отметить, что особенно привлекательными в новейших концепциях социологии становятся идеи роли человека как активного социального субъекта, под влиянием которого осуществляются преобразования как в макро-, так и в мезо- и микросреде. В этой связи наиболее распространенными становятся такие определения социологии. «Социология — это наука о социальном поведении» (П А. Сорокин). «Социологияу попросту говоряу это один из способов изучения людей» (Н. Смелзер). «Социология — наука о социальной жизни человека, групп и обществ» (Э. Гидденс). «Социология — это наука о методах исследования человеческого поведения» (Ст. Мур). «Социология — это систематическое изучение общества и социальной активности человеческого бытия. В качестве специфической дисциплины ее рассматривают в виде знания о том, как реальный человек думает и действует в облике социального творца» (Дж. Мейсионис). Предметом социологии считает социальную деятельность человека Н.И. Лапин. Таким образом, лицо современной социологии во все большей мере определяют теории, которые восходят к человеку, его сознанию, поведению в реальных социально-исторических условиях.

Современная социология во все большей мере склоняется к трактовке своей сущности как социологии жизни (А. Турен, П. Монсон, Ж.Т. Тощенко, С.И. Григорьев, Ю.М. Резник), так как она оперирует показателями отношений и взаимодействий людей к реальным проблемам, ситуациям, ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут.

В заключение стоит отметить такой существенный факт — некоторые исследователи начинают историю возникновения социологии с древнейших времен. Да, некоторые идеи социальной науки были предвосхищены в трудах Конфуция (ок. 551—479 до н.э.), индийских, ассирийских и древнеегипетских мыслителей. Особое место в обосновании социальных идей принадлежит древнегреческим философам Платону (428—348 до н.э.), Аристотелю (384—322 до н.э.). Французские просветители XVIII в.* — Жан-Жак Руссо (1712—1778), Шарль Луи Монтескьё (1689—1755), Вольтер (1694— 1778), Дени Дидро (1713—1784), представители утопической мысли — Томас Мор (1478—1535), Томмазо Кампанелла (1568—1639), Клод Анри Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837), Роберт Оуэн (1771 — 1858) развили идеи о возможностях совершенствования общества в реалиях Нового времени. Однако все эти социальные идеи, высказанные и сформулированные до XIX в., были предтечей социологии, ее истоками, но не самой наукой. Поэтому неправильно вести ее возникновение с древнейших времен — социология была порождением как нового этапа в развитии человечества, так и качественно нового этапа в развитии научного знания (в рамках социального знания появился его новый вид — социологическое знание).

Основная литература

Волков Ю.Г. и др. Социология. М., 2003. С. 13-32.

Кравченко С А. Социология. М., 2001.

Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000.

Кукушкина Е.И. История русской социологии. М., 2009.

Тощенко Ж.Т. Социология. М., 2005. Гл. 1. С. 9-31. Дополнительная литература

В&иерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется // СОЦИС. 1997. № 1.

Вебер М. Избр. соч. М., 1990.

Гидденс Э. Социология. М., 1999.

Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. М., 1995.

Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

Смелсер Н. Социология. М., 1994.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Осипов Г.В. Социология. М., 2008.

Турен А. Возвращение человека действующего. Очерки социологии. М., 1998.

Штомпка /7. Социология социальных изменений. М., 1996.

Общая социология / Под ред. проф. А.Г. Эфен- диева. М., 2000.

Ж.Т. Тощенко

<< | >>
Источник: Тощенко, Жан Терентьевич. Тезаурус социологии: темат. слов.-справ. / под ред. Ж.Т. Тощенко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 487 с.. 2009

Еще по теме Теория социального обмена.:

  1. Позитивистский натурализм сегодня: теория социального обмена
  2. § 3. Социальные отношения обмена и распределения
  3. Мертон Р.. Социальная теория и социальная структура, 2006
  4. § 1. Социологическая теория социальных систем
  5. Институциональная теория социально-экономического развития
  6. 2.1. Волюнтаристская теория социального действования
  7. Эволюционизм и социальная теория
  8. 1. Теория социального действия в социологии
  9. Кузина И.Г.. Теория социальной работы, 2006
  10. Теория социального действия Т. Парсонса
  11. Социологическая теория и социальная реальность
  12. ТЕОРИЯ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНОГО РАНГА
  13. Экономическая теория в работах А. Маршалла: социальная механика
  14. РАЗДЕЛ I ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  15. Раздел 1 Теория социальной педагогики
  16. Теория референтных групп и социальная мобильность
  17. НОВАЯ КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НЕРАВЕНСТВ
  18. Глава 2 ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ