§ 10. Как выглядит счастье в этике гуманизма?
Стоимость подобных услуг была «по карману- да к1 ко не всем, зато те, кто проходил «курс» их обу чения, обеспечивали себе «карьерный рост» в общее і веппоіі •кпани, становясь виртуозными мастерами хитросплете пий языка, искусное владение которым в личных ишере с,їх приносило немалые прибыли на судебных процессах, посвященных как гражданским, так и политическим де кім. Поэтому гуманизм греческих просветителен і и К 11.1 у зкую и чаще всего меркантильную направленное і ь, іак как сводился к весьма конкретным материальным пит ере сам и выгодам.
В своих взглядах на счастье человека софисты за .шмали позицию множественного (плюралистическою) субъективизма, являющегося частной формой гуманне I ТІ ческой ЭТИКИ. Для обоснования своего Mil I ><) воззрения з онтологии они опирались на два авторитетных пеюч чпка, ставших отправной точкой их рассуждений. < )дпн МИ ИЗ главных учителей ДЛЯ софистов были л и л ГШ, VI верждавшие, что субстанция мира, а следоваге.тыю, и человека, не допускает о себе никакого определения. Более того, в своем чистом единстве она совершенно отрицательна, познанной она быть не может , а потому она ближе к Небытию, чем к бытию: «Все только кажется, на деле же ничего нет», - приблизительно так, опираясь на Парменида, рассуждали Протагор и Горгий.
Кроме Парменида авторитетным источником для софистов являлось учение Гераклита, в котором огненио- динамическая субстанция мира позволяла утверждать, что «все течет, все изменяется», превращаясь в свою противоположность. Опираясь на этот фрагмент, софисты приходили к выводу, что в мире нет ничего постоянного. Поэтому все есть и одновременно ничего нет. Все сказывается обо всем и ничто ни о чем (Аристотель. Метафизика. - IV 4, 1007 b 19). Следовательно, о всякой вещи может сложиться два противоположных мнения, и оба они будут истинными.
Если мир есть только кажимость, то каков человек - таковы и вещи, каковы ощущения - таково и ощущаемое. Нет ни истины, ни лжи. Ведь если нет объективно сущего, то есть только то, что является человеку, что кажется ему. Это значит, что конкретный человек становится мерой всех вещей - существующих потому, что они для него существуют и несуществующих, потому что они для него не существуют (Платон. Теэтет. - 152 а). А так как люди по своей природе, вкусам, привычкам различны, то и счастье для одного - в одном, а для другого - в ином. Кроме того, сам человек со временем меняется и потому по-разному смотрит па одно и то же в зависимости от времени суток, настроения, здоровья, образования, возраста и т. д. Следовательно, никакая вещь или отношение к ней не существует объективно, абсолютно. А раз так, то и объективной, всеобщей истины нет и быть не может. По если пет истины всеобщей, то нет и универсального верного для всех учения о том, как нужно жить и что есть счастье. Для каждого человека счастье свое, и путь к нему уникален.
Всякое учение сводится лишь к убеждению. Искусство убеждать становится той высшей добродетелью, с помощью которой можно убедить кого угодно и в чем угодно. Это искусство называется софистикой. Софис- і мі а отлична от диалектики тем, что, экспериментируя и і словом и мыслью, искажает понятия и определения, I І іапсформируя их объективный смысл в субъективное плчение. Иначе говоря, если диалектика ищет уиивер і а.тьиые основания бытия и человека, то софистика, па ' її >орот, нацелена на поиск уникальных основании жили и каждого человека, отрицая всеобщие ценности. 1'оль і юва в софистике переоценить невозможно. Ибо, как- пол агают эти философы, всякий человек в словах МЫС шт. через слово и переубеждается. А раз так-, то пе г таї,о ю состояния, которое не смогло бы ДЛЯ КОГО ппбу п. по казаться счастливым: для умирающего от жажды счаст ье міключается в ее утолении, для умирающего от уду им. я г. возможности дышать, для умирающего от голота в еде и т.д. Иначе говоря, что кажется в данное время человеку счастьем, то для него им и является. I ІЛЛІОС I ра ппей в искусстве подобного отношения к счастью МОЖЄІ с.тужить сочинение Метродора, которое называется • О жизни»:
В жизни любая годится дорога. В общест венном месіе Слава и мудрост ь в делах, дома - покой от трудов, В селах - природы благие дары,
в мореплавании прибыль, В крае чужом нам почет, если имеем мы что. Если же нет ничего - мы одни это знаем. Женитьба - красит очаг, холостым - более легкая жп.шь Дети - отрада, бездетная жизнь - без забот . Молодежи - сила дана, старшие - благочестивы душой Вовсе не нужно одно нам из двух выбирать Не родиться иль скорей умирать: всякая доля отака
В заключение нужно сказать, что зарождающаяся благодаря учению софистов этика гуманизма заставляла не только уважать каждого человека, скрытый внутри его души мир, но и приучала ценить то, чем человек уже обла дал, видя в нем источник своего счаст ья.
Еще по теме § 10. Как выглядит счастье в этике гуманизма?:
- § 8. Как выглядит счастье в этике абсолютизма?
- § 9. Как выглядит счастье в этике интеллектуализма?
- § 11. Как выглядит счастье в этике индивидуализма?
- § 1. Как выглядит шкала общечеловеческих ценностей?
- § 5. Как выглядит мистическая картина мира?
- § 6. Как выглядит метафизическая картина мира?
- § 7. Как выглядит диалектическая картина мира?
- § 8. Как выглядит мифологическая картина мира?
- § 2. Как выглядит теоцентрическая антропологическая концепция?
- § 3. Как выглядит космоцентрическая антропологическая концепция?
- § 5. Как выглядит натуралистическая антропологическая концепция?
- § 2. Как выглядит философия истории Гегеля?
- § 2. Как выглядит шкала высших бытийственных ценностей?
- § 4. Как выглядит периодическая система простейших мировоззрений?
- § 4. Как выглядит естественно-научная антропологическая концепция?
- § 3. Как выглядит цивилизационная модель философии истории Освальда Шпенглера?
- РАДОСТЬ И СЧАСТЬЕ ЖИЗНИ КАК СВИДЕТЕЛЬСТВА В ПОЛЬЗУ БЫТИЯ БОГА
- О том, как важны для счастья человечества применение разума и привычка к нравственности
- § 1. Гуманизм Возрождения как концептуальная основа политики изолирующего сохранения коренных малочисленных народов