Парадокс лжеца

Популярный вариант парадокса таков. Допустим, некто говорит, что он лжет. Что он утверждает на самом деле — истину или ложь? Если допустить, что он говорит истину, тогда то, что он утверждает, истинно, и следовательно, он лжет.

Если же он лжет, то, что он утверждает, ложно, и тем самым он утверждает истину. Парадокс видят в том, что невозможно однозначно определить значение истинности высказывания «Я лгу».

Пусть U обозначает непустое подмножество множества всех высказываний JIB. Тогда некоторые высказывания U истинны (Т), остальные ложны (F). Среди ложных высказываний некоторые амбивалентны, т. е. истинны и ложны одновременно (А), остальные нет. Существование амбивалентных высказываний говорит о том, что область пересечения истинных и ложных высказываний не пуста. Справедливость этого утверждения следует из того наблюдения, что ложные высказывания могут иметь истинные следствия. Следовательно, справедливо U— Т v F v А.

Яусть С обозначает высказывание JIB, не являющееся логической истиной и ложью. Пусть высказывание В является референтом (носителем) истины высказывания С. Мы будем говорить, что высказывание С истинно, что будет обозначаться как Т (С), если и только если С и референт его истины В оба являются элементами одного и того же (эквивалентного) класса:

Т (С) = (CdS)&(-.С З ->5). (1)

Из (I) следует, что истина рефлексивна (выполняется Т(С) з Т(С)), симметрична (истинна как прямая импликации Т(С) з Т(С), так и ей обратная Т(С) с Т(С)) и транзитивна (всегда передается отношением импликации). Значит, истина определяет отношение эквивалентности, именно разбивает непустой универсум V на два взаимно исключающих и совместно исчерпывающих класса, называемых классами эквивалентности. Каждый такой класс характеризуется тем, что любые два элемента, принадлежащие одному и тому же классу, совместимы друг с другом, взаимно поддерживают друг друга, но любые два элемента, принадлежащие разным классам, таким свойством не обладают.

Ложь не образует эквивалентного класса. Хотя она и симметрична, однако не рефлексивна и не транзитивна. Характерным свойством лжи является то, что рассматриваемое высказывание и референт его истины принадлежат к разным и, значит, несовместимым эквивалентным классам. Значит, если высказывание С ложно, то это означает, что оно оказывает поддержку отрицанию референта истины Я, а В — логическому отрицанию высказывания С. Мы будем говорить, что высказывание С ЛВ ложно, что будет обозначаться как F(Q, если и только если С и референт его истины В являются элементами разных эквивалентных классов: (2)

F (Q = (Cd^5)&MDC). Как и ложь, амбивалентность также не образует эквивалентного класса. Отношение амбивалентности симметрично и транзитивно, но не рефлексивно. Его характерным свойством является одновременная принадлежность высказывания С каждому из эквивалентных классов. Мы будем говорить, что высказывание С ЛВ амбивалентно, что будет обозначаться как А (С), если и только если С и референт его истины В одновременно принадлежат разным эквивалентным классам: (3)

A(Q = T(Q&F(0. Допустим теперь, что высказывание С само выступает в роли референта своей собственной истинности, т. е. С = Тогда (1) и (2) трансформируются в следующие самореференциальные утверждения соответственно:

Т(С) = (С =э С) & (-.С з -.С) = = (TdT)&(FD F);

A(Q = (С з & (-С => С) =

= (Т z> F) & (F => Т). (5)

Согласно (4) каждое из противоречащих друг другу высказываний С и -IС является своим собственным следствием в своем эквивалентном классе. Значит, каждое из них совместимо только с самим собой и только себе оказывает поддержку. Подобную самореференцию можно назвать позитивной, сохраняющей истинность высказывания С. Ее основным свойством является поддержка высказыванием С самого себя независимо от того, истинно оно или ложно. <

Согласно (5) как С, так и -iC принадлежат обоим эквивалентным классам сразу и тем самым каждое из них истинно и ложно одновременно и, значит, амбивалентно..

Следовательно, каждое из них совместимо только со своим отрицанием. Такую самореференцию можно назвать противоречивой, опровергающей как истинность, так и ложность высказывания С. Ее главным свойством является опровержение высказыванием С самого себя независимо от того, истинно оно или ложно.

Высказывания, эквивалентные (5), получили название парадокса лжеца. Подобные высказывания нарушают требование непротиворечивости ЛВ и являются тем самым парадоксальными. Среди множества предложенных решений выделяются следующие два.

Согласно Б. Расселу и А. Таре кому125, парадокс лжеца должен исключаться синтаксически — посредством запрета на применение предиката «ложь» к высказыванию (языку) того же семантического уровня, что и сам предикат. Например, Тарский, чтобы парадокс лжеца не возник в языке Ln уровня и > 0, предложил применять предикат F„ только к языку уровня ?„_ь Всякое применение предиката F„ к языку L„ заранее исключается как неправильно построенная формула. Однако подобная элиминация вводит бессмысленную бесконечную иерархию предложений (языков) и, кроме того, исключает вместе с парадоксом лжеца и свойство самореференции высказываний.

По мнению А. Гупты и X. Херцбергера, высказывание лжеца может быть и истинным и ложным, но не одновременно, а только периодически126. Позже было показано, что такое допущение равносильно оценке высказывания лжеца как семантически нейтрального утверждения127. Но существование не истинных и не ложных высказываний противоречит допущению бивалентности JIB.

Таким образом, ни одно из рассмотренных предложений не решает парадокс лжеца принципиально и конструктивно, без нарушения основных требований JIB. Означает ли это, что парадокс лжеца вообще не разрешим в терминах основных допущений ЛВ?

Во-первых, следует отвергнуть семантическую нейтральность высказывания лжеца. Определение амбивалентности (5) представляет частный случай определения ложности (2). Значит, верно:

(((TdF)&(FDT))DF).

Откуда следует, что множество амбивалентных высказываний — это прежде всего подмножество логически ложных и тем самым просто ложных высказываний. Следовательно, высказывание лжеца — пример ложного, но никак не нейтрального высказывания. «Я лгу» означает только то, что я отрицаю, что сам утверждаю (то, что я лгу), и ничего более. Значит, утверждая «Я лгу», я утверждаю обычное противоречие, т. е. логическую ложь и тем самым просто ложь. Если сказать, что высказывание лжеца истинно, т. е. если утверждать Т(Л), то это означает подтвердить, что то, что оно утверждает, представляет противоречие: Т(А) ~ А. Если сказать, что высказывание лжеца ложно, т. е. утверждать ?(А), то это означает опровергнуть, что то, что оно утверждает противоречие, т. е. подтвердить, что оно выражает логическую истину: F(y4) = Т v F = Т. Следовательно, все высказывания ЛВ, эквивалентные высказыванию лжеца, являются логически ложными утверждениями, образующими область пересечения истины и лжи, и их существование не противоречит допущению бивалентности ЛВ.

Во-вторых, следует отказаться от идеи Рассела и Тарского об исключении свойства самореференции как синтаксической причины высказываний лжеца. Лишить ЛВ этого свойства означает потерять всякую возможность конструктивного обсуждения проблемы истины. Быть истинным означает находиться в позитивной самореференции (не противоречить самому себе); быть ложным — в негативной (противоречить самому себе). Устранить позитивную самореференцию означает лишить ЛВ статуса непротиворечивой теории, устранить негативную самореференцию — лишить ее возможности контролировать выполнение требования непротиворечивости. •

<< | >>
Источник: Светлов Виктор Александрович . Философия математики. Основные программы обоснования математики XX столетия: Учебное пособие. — М.: КомКнига. — 208 с.. 2006

Еще по теме Парадокс лжеца:

  1. 25. СЕМЬ ПАРАДОКСОВ
  2. Парадоксы
  3. 3. Разрешение парадокса
  4. СОФИЗМЫ И ПАРАДОКСЫ
  5. ПАРАДОКС ВЕРЫ
  6. Парадокс Ришара
  7. КАПИТАЛИЗМ И ПАРАДОКС НАМЕРЕНИЙ
  8. 7.3. Софизмы и логические парадоксы.Некорректные аргументы
  9. Классы и парадоксы
  10. БОЖЕСТВЕННЫЙ ПАРАДОКС
  11. Парадокс времени
  12. 2.4. Парадоксы исторического творчества
  13. Парадоксы материальной импликации.
  14. Парадоксы современного общества
  15. ПАРАДОКС ПОЗИЦИИ СОЦИОЛОГА
  16. Теория типов как способ исключения парадоксов
  17. ГЛАВА 16 ПОДЧИНИТЬ ПАРАДОКС СТРАСТИ ЛЮБВИ И БРАКУ
  18. Парадоксы информационно-коммуникативного мира
  19. Парадоксы жизни и гибели Николая 2