Обряды инициации
„ . Самым важным в жизни молодого человека
и девушки считался период вступления в разряд взрослых членов общины. Он знаменовался торжественными обрядами, известными под названием инициаций (initiatio — посвящение).
Главная цель обрядов инициаций — в приобщении подростков ко всем аспектам жизни взрослых. У большинства народов Африки при прохождении этих обрядов больший упор делался на социальное воспитание. Молодежи давались наставления относительно правил поведения и их строгого соблюдения. Внушалось чувство уважения к старикам, необходимость безоговорочного подчинения им, чувство братства с членами возрастной ассоциации. Именно в это время посвящаемые узнавали историю своего народа. Они получали практические навыки хозяйствования и знакомились с основами сексуальной жизни. Другая сторона этих обрядов — закаливание тела и духа. Охотнику, скотоводу, воину нужно уметь переносить физические лишения, голод, холод, боль, уметь сдерживать себя, не выдать ни стоном, ни словом, ни жестом своего присутствия или своей боли.
Физические испытания, через которые проходили посвящаемые, включали подпиливание или выбивание зубов, рубцевание или татуировку, обрезание (мужское и женское), искусственную дефлорацию и т. д. Все эти операции проводились особыми «нганга» (знахарями), -нередко бывало, что особо искусных специалистов приглашали из других племен. Никакой анестезии обычай не знал. Правда, практиковалось одурманивание испытуемых дымами, затормаживание реакции монотонными пением и музыкой. Повторные испытания, если по
свящаемый не мог сдержать крика боли, не допускались. Существовали особой формы ритуальные ножи для таких операций; сейчас они все чаще заменяются лезвиями бритв.
Ныне эти операции в своей совокупности потеряли смысл. Школа заменила традиционное обучение 'истории, мифологии, хозяйственным навыкам; исчезла и необходимость калечения. В городах практически не делают ни рубцевания, ни татуировок, ни подпиливания зубов: эти обряды сохранились только в отдельных глухих местах. Более живы обрезание и дефлорация. Сейчас они- уже не в столь тесной связи с инициациями. У мусульман Эфиопии этот обряд проводят над мальчиками на 40-й или 41-й день, у сомалийцев — на 7-й год жизни. В Габоне у многих народов (в частности, мпонгве) обрезание проводят в грудном возрасте. Ныне городские жители, имеющие мальчиков, везут их для обрезания в деревни предков, реже эти операции производят в госпиталях. Наблюдения показали, что подобные обряды, проводимые в городах, длятся не несколько недель, а то и месяцев, согласно традиции, а всего несколько дней. Участниками их становятся соседи по кварталу, независимо от этнической принадлежности.
Обряды перехода в состояние взрослого члена племени для девочек менее торжественны и существуют «е у всех народов Африки. Их цель — подготовка девочек к замужеству.
Религии, пришедшие в Африку извне, по-разному отнеслись к этим обычаям. Ислам, как известно, также признает мужское обрезание. Однако мусульманские народы Африки, в отличие от многих других мусульман, практикуют обрезание чаще всего после достижения половой зрелости. Христианство в первые годы своего распространения на континенте резко выступало против всех обрядов инициаций, в том числе и против обрезания. Если мальчик подвергался этой операции, не только его самого, но и его родителей отлучали от церкви. Позднее, в связи со все ширившейся африканизацией церкви (особенно католической) запрещение не соблюдалось столь строго, обряд стали разрешать и в отдельных случаях даже включать в чисто христианский обряд конфирмации.
Одна из самых распространенных и обязательных идей при прохождении подобных обрядов — представление о том, что подросток как ребенок, т. е. неполноценный член общества, умирает, точнее, его поглощает или заглатывает дух-первопредок. Лишь после этой символической смерти он вновь возрождается, но уже как полноправный, взрослый человек. В этой части церемонии перехода необычайно важна роль масок. Для создания ощущения умирания и возрождения измученного физическими испытаниями посвящаемого подвергали еще и длительному посту. Когда подросток погружался в такое состояние легкости, необыденное™ существования, появлялись маски— воплощения духов предков, леса и воды. Их роль играли жрецы, а иногда и верховные правители (так, ньими у бакуба на это время воплощался в дух Вото — создателя мира и людей). После завершения обряда посвященные юноши сами танцевали в масках на празднике в свою честь. Такие маски, недоступные в обычное время для
рядовых членов общества, тщательно хранились в особых хижинах, воплощали, в зависимости от обряда и вида маски, духов умерших или духов леса, воды, неба и т. д.
В бассейне Конго маски, изображавшие духов или души умерших, имели вид человеческого лица, хотя часто были так стилизованы,

Мораны масаи (Кения) 128
!чтlt;э сходство лишь угадывалось. Нередко они были окрашены в белый цвет — символ смерти, потустороннего мира у многих народов .Африки.
Возрастные классы Совершение обрядов знаменовало прохождение ступеней социальной лестницы. Люди, подвергшиеся вместе инициации, формировали особый «возрастной жласс» или «возрастную группу», внутри которой связь ее членов .сохранялась на протяжении всей жизни. Название это, широко принятое в этнографической литера-

Маска-наголовник, символи- Маска-личина участника позирующая антилопу — мифиче- гребального обряда (сенуфо,
ского предка бамбара (Мали) Берег Слоновой Кости)
образом, биологический возраст членов одной инициируемой группы не совпадал. Разрыв этот мог быть иногда еще больше в силу особых обстоятельств. У народов туркана, кипсигис, нанди, галла и других все мужское население делилось на группы с особым социальным статусом, через которые в идеале должен был пройти в течение жизни каждый мужчина.
Обычно существовало 7 таких групп (или ступеней). Маленькие- мальчики пасли мелкий скот, мужчины от 15 до 40 лет становились- воинами и пасли крупный рогатый скот (внутри этой группы могло быть деление на категории младших и старших воинов), в возрасте от 40 до 55 лет они получали право руководства политическими и военными делами, в их руках была исполнительная власть, мужчины от 55 до 70 лет могли исполнять жреческие функции, от 70 до 85 лет — имели право решающего голоса во всех делах своего народа,., с 86 лет считались неспособными к общественной жизни и исключались из нее. Подобные же категории (с вариантами) были характерны для социальной жизни многих народов Восточной и Южной Африки. Нередко возрастные группы носили особые названия: у кара- моджо — «газель», «зебра», «лев», у кикуйю — «аэроплан», «шиллинг» и т. д.
Пожалуй, наиболее ярким примером по своей сложности и завершенности является система возрастных классов или групп у галла. У этого народа по возрастам делится только мужское население. Максимальное число возрастных групп «гада»—10. Каждая из них проходит через 5 возрастных степеней по 8 лет каждая. Система эта имеет циклический характер: начиная с пассивного участия в общественных делах каждый галла, пройдя степени активного участия, вновь возвращается к пассивному состоянию.
В соответствии с этим выделяются два полуцикла. Первый, основной полуцикл (5 степеней по 8 лет — 40 лет)—активный. Пройдя в- нем все 5 степеней, члены его входят во второй, пассивный полуцикл. Каждая степень имеет свое название, и каждая из 10 групп — свое. Каждая категория имеет свои определенные права и обязанности. Первая степень («дабалле») рассматривается как подготовительная,, члены ее — еще не воины: они занимаются пастьбой мелкого рогатого скота, в жизни общества эта пруппа не участвует. Вторая («фолле») и третья («конда») степени объединяют воинов. Но если «фолле» — молодые холостые люди, то «конда» уже получают право жениться,, хотя и не могут иметь детей. Наконец, четвертая ступень («луба») — самая ответственная. Ее члены, мужчины в расцвете сил (25—32 года) проходят через операцию обрезания, после чего получают право иметь детей.
До вступления в первую возрастную степень мальчики рассматриваются как «немые» и только тогда, когда отцы уходят из общественной жизни, завершив 5 степеней активного полуцикла, из их сыновей составляется очередная возрастная группа, которая инициируется и- вступает в первую ступень. Затем сыновья повторяют весь путь отцов. Их же отцы теперь оказываются в пассивном полуцикле, но продвигаются в нем в обратном порядке, от пятой степени к первой. Каждому продвижению группы отцов в следующую степень в идеале-
(
должно соответствовать точное продвижение группы сыновей в ак- -тивном полуцикле. Таким образом, в идеале сын должен быть всегда •инициирован через 40 лет после отца.
Эта система пронизывала всю социальную жизнь общества. Вне •ее невозможно -было никакое участие в общественной жизни. Невхож- дение в нее по разным причинам вело к остракированию, исключению из общества, лишению прав. Это прежде всего дети, родившиеся в первые б—7 лет после женитьбы отцов. По некоторым сведениям их -так и называли — «выброшенные» («гата»). Нередко ранее их передавали в другие семьи или продавали работорговцам. Это относится и к детям, родившимся у отцов в третьей степени, но до проведения обряда обрезания. Третья категория таких отверженных — «гульту». Это мальчики-галла, рожденные после того, как их отцы завершили активный полуцикл. Эти «гульту» допускаются не в первую ступень •активного полуцикла, а попадают в тот же пассивный полуцикл, что и их отцы. Еще одна категория — «сигаба». Им запрещены были инициации, обрезание, женитьба—это те, которые рождены до начала -активного полуцикла отцов.
У галла особенно ярко видна условность термина «возрастная группа». Жесткая система следования и зависимость прохождения через систему «гада» детей от социального движения отца приводила к тому, что в одной группе оказывались люди самого разного возраста. Еще более усугублялась пестрота реальных возрастов в каждой «гада» по мере прохождения степеней. Переход ее членов в каждую следующую степень не был одновременным, а зависел от многих факторов — рождения детей, их числа, военных подвигов. Время перехода -мужчины в пассивный цикл определялось не только его возрастом •или физическим состоянием, но и рождениями внуков, прекращением периода деторождения у старшей жены, затем и у всех жен и т. д. ¦Люди одного возраста, даже если они одновременно прошли инициации, могли поэтому в середине жизни оказаться в разных степенях.
Долго сохранялась эта система у матабеле и кикуйю. У матабе- ¦ле все мужчины делились на 4 разряда, которые уже не полностью ¦совпадали с возрастными классами родового общества, и переход из ¦одного разряда в другой зависел не только от возраста. Первый раз- гряд— «матсетсе» (молодежь). Она пасла скот и проходила предварительное военное обучение. У всех зулусских племен воспитание юно- -шей включало прохождение ряда последовательных церемоний. Так, ¦еще до наступления половой зрелости проводилась церемония прокалывания ушей. Прошедшие эту операцию («гумбхуза») становились полноправными членами семьи, но еще не общества: теперь они могли -слушать все, что говорили взрослые.
Если раньше они могли пасти только коз и овец, то теперь полу- -чали право пасти коров. С наступлением половой зрелости проводилась другая, довольно сложная церемония — «томба». Теперь юноша -стал взрослым человеком, но еще не полноправным членом общества— он может ухаживать за девушками, но не имеет права же- -ниться. Через 1—2 года после этого совершалась церемония «аку- бутва» — посвящение в воины.
Второй разряд — «мачача» (неженатые воины). Матабеле не мог жениться до тех пор, пока не отличится на поле брани. Поэтому большинство молодых людей не имели жен. Разрешение жениться давалось вождем матабеле как награда за храбрость, за особые заслуги. Напротив, женатый воин, проявивший трусость, мог быть лишен жены навсегда или на время. Внебрачное сожительство мачача по данным одних источников запрещалось, согласно другим,— допускалось, но не разрешалось иметь детей.
Третий разряд — «мантото» (женатые воины). Это люди, не только побывавшие на поле брани, но и отличившиеся, доказавшие свою стойкость, храбрость. Они носили и знак отличия — особую прическу (в виде кольца волос), украшенную султаном из перьев страуса.
Четвертый разряд — «индуна» (высшие чины). Это командующие крупными подразделениями, управляющие отдельными районами страны, наместники, помощники и советники знаменитых правителей Мо- селекатсе и Лобенгулы.
Система возрастных классов у кикуйю осложнялась делением всех мужчин на две половины: «майна» и «мванги». Существовала
скользящая передача социальных функций, и политическая власть переходила то к одной, то к другой половине воинов.
Каждому мальчику известно, к какой половине он будет принадлежать, так как в одну входят деды и внуки, тогда как отцы со своими будущими внуками принадлежат другой половине.
Все это надо иметь в виду, когда речь идет о геронтократии в традиционных африканских обществах. Почти неограниченной властью и беспредельным уважением пользовались в них не старики вообще, а люди, прошедшие через систему возрастных классов и дошедшие до той степени, которая дает право на законодательную, „ритуальную власть, но при этом не ушедшие еще за грань активной общественной жизни. Главное здесь—'не реальный, биологический возраст, не число прожитых лет, а «социальный» или «ритуальный» возраст, та степень общественной значимости, которой достиг человек в системе возрастных групп. Это понимание прослеживается и в современной жизни. Так, со словом «мзее» (старик) суахили уважительно обращаются к любому облеченному властью человеку, даже если он намного моложе того, кто к нему обращается. «Мзее» называли и видного деятеля освободительного движения, и многолетнего президента Кении Дж. Кениату, но в этом наименовании звучало признание не подлинного его возраста, а его политической значимости.
В классической форме система возрастных классов свойственна народам догосударственного развития. Однако в пережиточной форме она сохранилась и в раннегосударственных объединениях, и в колониальном обществе, а нередко и в наши дни в независимых странах Африки можно еще заметить в той или иной форме пережитки института возрастных классов.
Традиционные государства активно использовали этот институт- и в военных целях, и в хозяйственных, когда определенные отработки возлагались на людей, одновременно проходивших инициации. У бакуба, например, все молодые люди примерно одного возраста проходила
инициации в столице государства. После этого они должны были один-два года (до прохождения церемонии посвящения новой группы молодежи) провести в столице под началом опытных военачальников. Этим достигались две цели: во-первых, молодежь проходила курс военного обучения; во-вторых, в столице создавались постоянные вооруженные отряды, могущие противостоять любым нападениям. В армии- ополчении бакуба отдельные подразделения состояли из воинов, одновременно проходивших инициации и вместе прослуживших в столице.
В Заире (тогда Бельгийское Конго) в период колониального владычества Бельгии и господства принудительной системы труда именно возрастные классы использовались для посылки на строительство железных дорог, европейских миссий, факторий, работы носильщиками и т. п.
У многих народов Африки (например, фульбе), у которых развитых форм системы возрастных классов нет уже давно (за исключением бороро), существуют неофициальные объединения «друзей» — людей примерно одного возраста. Они связаны узами взаимопомощи — хозяйственной и финансовой, берут на себя заботу о семье «друга» в случае его смерти и т. п.
Хотя институт возрастных классов в большей степени присущ мужской половине африканских народов, у некоторых из них существовали и иногда в пережиточной форме есть и ныне своеобразные союзы женщин-ровесниц с теми же функциями. Бывшие возрастные классы используются ныне в национально-освободительных армиях. Так, баланте, участники антиколониальной борьбы Гвинеи-Бисау, имели командиров, прошедших посвящение в группы старших воинов.
Источник:
Львова Э.С.. Этнография Африки. 1984
Еще по теме Обряды инициации:
- ТИПЫ ИНИЦИАЦИИ
- ВОЙНА И ИНИЦИАЦИЯ
- ИНИЦИАЦИЯ И ЕЕ ШУНКЦИИ
- ИНИЦИАЦИЯ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
- РЕДУБЛЯЦИЯ ИНИЦИАЦИЙ
- ИНИЦИАЦИЯ В ЭТНИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ
- ЦАРСТВО В ИНИЦИАЦИИ
- Обряд захоронений.
- ОБРЯДЫ И СИМВОЛЫ
- Является ли «мелочью» обряд?
- § 4. СЕМЕЙНЫЕ ОБРЯДЫ И ВОСПИТАНИЕДЕТЕЙ
- Погребально-поминальный обряд.
- Положительное отношение к литургическим обрядам
- 3. 4. ОБРЯД ОЖИВЛЕНИЯ АТРИБУТОВ
- Глава пятая ОБРЯДЫ ПОСВЯЩЕНИЯ ШАМАНА
-
Альтернативная история -
Античная история -
Архивоведение -
Военная история -
Всемирная история (учебники) -
Деятели России -
Деятели Украины -
Древняя Русь -
Историография, источниковедение и методы исторических исследований -
Историческая литература -
Историческое краеведение -
История Востока -
История древнего мира -
История Казахстана -
История наук -
История науки и техники -
История России (учебники) -
История России в начале XX века -
История советской России (1917 - 1941 гг.) -
История средних веков -
История стран Азии и Африки -
История стран Европы и Америки -
История стран СНГ -
История Украины (учебники) -
История Франции -
Методика преподавания истории -
Научно-популярная история -
Новая история России (вторая половина ХVI в. - 1917 г.) -
Периодика по историческим дисциплинам -
Публицистика -
Современная российская история -
Этнография и этнология -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Журналистика -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -