Этническо развитие в современной Африке. Политика независимых государств по национальному вопросу
После достижения независимости на в циональ-
ный вопрос не только не исчез, но в некото-
рых случаях даже обострился. Преобладание
на государственных постах представителей
•' г гг ,
определенного народа (баконго в Конго, бауле в Республике Берег Слоновой Кости, темне в Сьерра-Леоне, хауса и йоруба в Нигерии, фульбе в некоторых странах бывшей французской
Западной Африки, бабемба в Замбии, батутси в Руанде и Бурунди и т. д.) вызывало оппозицию других народов. Осложняющими факторами были и формирование армий по племенному признаку и принятие в них одного языка в ущерб другим, существование союзов и партий на узкоплеменной основе, создание административного деления без учета расселения отдельных этносов и стремление к автономии управления и т. п. В каждой отдельной стране продолжали существовать разногласия, а нередко и прямые столкновения между населяющими ее народами.
Жизнь показала, что ни один из двух предполагаемых путей национального развития не стал реальностью. Современное этническое развитие не проходит ни в узких рамках этнических территорий народов, как предполагали руководители Союза народа эве, Абако и другие политические деятели подобного типа, ни в широких масштабах всего континента, как рассчитывали идеологи панафриканизма. Оно идет в политических границах современных государств. Такие пути были предопределены всем экономическим и политическим развитием стран Африки еще в период существования колониального общества. Современные государства Африки в рамках Организации Африканского единства приняли решение сохранить старые границы и не пересматривать их в соответствии с расселением отдельных народов.
Создание в этих границах единых общностей — цель национальной политики всех независимых правительств Африки. Эта политика принимает в разных государствах разные формы. Как правило, большинство правителей провозглашает лозунг «Одна страна — одна нация». Чаще всего политические деятели сегодняшней Африки считают, что для утверждения этого положения достаточно запретить законодательным актом упоминания племен под страхом крупного штрафа или тюремного наказания, уничтожить этнические карты (Сомали) или провозгласить с определенного времени все население страны единой нацией (Заир).
Действительное этническое развитие стран Африки проходит значительно сложнее и противоречивее. В современной Африке можно видеть все процессы этнического развития: и размежевания (самостоятельное развитие отдельных частей одного народа в границах разных государств) и сближения (ассимиляцию, консолидацию, интеграцию). Так, национальное развитие эве идет в разных государствах. Во многих странах проходят, с одной стороны, консолидация мелких народов вокруг одного или нескольких крупных, а с другой — рост самосознания средних народов, ранее подавленных крупными. Так, в Эфиопии в период существования монархического режима естественные процессы амхаризации усугублялись насильственной ассимиляцией и сопровождались подавлением культурного развития таких народов, как сомали, тигре, галла (оромо) и др. После победы революции в 1974 г. эти народы возродились к самостоятельной национальной жизни, добились развития своих языков, создания на них письменности (на основе ам- харской), ведения радиопередач на этих языках, свободы вероисповедания и т. п.
Процессы этнического сближения идут вокруг определенных узлов
или центров этнической консолидации. Возникнув в прошлые периоды истории африканских народов, эти центры сохраняют свое этнообразу- ющее значение и в независимых странах Африки. Как правило, процессы этнического сближения идут вокруг высокоразвитых народов, имевших в прошлом собственные более или менее крупные и мощные политические объединения. Это могут быть также народы, активно вовлеченные в современное производство, составляющие большинство горного или сельскохозяйственного пролетариата в зонах притяжения населения; либо народы особенно «политизированные», участвующие в управлении государством, имеющие собственную интеллигенцию и буржуазию. Если первое условие сочетается со вторым и третьим, эти особенности центра этнического притяжения проявляются особенно ярко. Напротив, если высокая политическая организация в доколониальном прошлом не подкреплялась экономическим и политическим развитием в последующие годы, народ может оказаться на периферии этнической истории (например, бакуба в Заире). Такие процессы идут в Гвинее вокруг киси и сусу, поглощающих бага, ландума и др.; в северном Судане — вокруг арабов, поглощающих нубийцев и беджа. Ту же этно- образующую роль играют в Республике Берег Слоновой Кости бауле; в Мали — фульбе и бамбара; в Нигерии — хауса, ибо и йоруба; в Заире— баконго и балуба; в Эфиопии — амхара; на Мадагаскаре — имер- на и т. д. На этническое развитие современных народов Африки оказывают влияние города и процессы усиливающейся урбанизации. С одной стороны, в городах обостряется чувство принадлежности к определенному этносу в противовес чужакам, усиливается чувство этнического самосознания. Долгое время выходцы из разных этносов даже селились в отдельных кварталах, большое значение в жизяи их имели союзы единоплеменников, сохранялась духовная связь с оставшимися в деревне родичами. С другой стороны, сама жизнь в городе, постоянное столкновение как на работе, так и в быту с представителями разных народов приводили к разрушению чувства этнической обособленности, нарушалась изолированность отдельных земляческих союзов, происходила и культурная интеграция, восприятие отдельных элементов культуры у других народов.
Термин «племя», часто употребляемый в литературе и статистике, практически неприменим в сложных условиях этнического развития современной Африки. Это условный термин, под которым скрывается либо сложное сообщество разнородных по происхождению групп, связанное прежде всего территориальной общностью, втянутое в торгово-товарные отношения, затронутое и социально-классовой дифференциацией (таковы в большинстве своем административные племена), либо уже консолидировавшаяся народность, самосознание членов которой отстает от реального положения. Однако нет оснований говорить и о сложившихся нациях. Этносы Африки в настоящее время находятся на различных стадиях складывания народностей и наций. Характерная черта современной Африки, коренящаяся в сложности и незавершенности процесса, — отставание этнического самосознания от уровня национального развития, с одной стороны, и многоступенчатость его — с другой. Один и тот же человек в разных жизненных си
туациях назовет себя клановым именем либо по названию страны: эг- ба, йоруба или нигерийцем; муконго считает себя также и мусунди или мунукутуба (подразделения баконго) и заирцем и т. п.
Течение этих процессов, их темп и тенденции развития разнятся в разных государствах Африки. Они зависят от многих причин, прежде всего от реального исторического развития. В странах, где большинство населения говорит на близких языках (в Сомали или на Мадагаскаре, на разных языках банту в Конго и др.), это течение протекает спокойнее, чем в пестрых в этнолингвистическом отношении странах Западной Африки. Во многом они определяются политикой правительств — насколько серьезно и научно они относятся к этническим проблемам.
Национальный вопрос ни в одной стране не может быть решен декретированием. Для его подлинного разрешения необходимо создать равные социальные и политические условия для развития всех народов страны. Такие меры, в частности, предпринимаются в странах, провозгласивших некапиталистический путь развития. Они приняли прогрессивные политические программы, направленные против господства иностранного капитала, запланировали широкие демократические реформы, запретили расовую и этническую дискриминацию, пропаганду сепаратистских идей, стараются решить социальные проблемы и развить широкую сеть образования, чтобы уничтожить корни национального антагонизма и межплеменного соперничества. Этим проблемам уделяют большое внимание программы Народного движения за освобождение Анголы (МПЛА — Партия труда) gt; Фронт освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО), Партия народной революции Бенина, документы правительств Эфиопии, Мали, Гвинеи, Конго и др.
Сложные процессы консолидации, ассимиляции и интеграции сливаются в государствах Африки в процессе создания «национально-политических общностей», или, по другой терминологии, «этносоциальных» общностей. В них, как правило, нет преобладания одного народа, который подавлял бы развитие других. Интегрирующие процессы ставят в равные условия все народы этих стран.
Ускорению интеграционных процессов способствует принятие местного государственного языка. В некоторых случаях этот вопрос решается просто — утверждается язык, уже ставший языком внутригосударственного общения, понятный всему или большинству населения страны. Это малагасийский язык на Мадагаскаре, сесото в Лесото, сечвана в Ботсване, арабский в Мавритании и т. д. В других принимается в качестве государственного наиболее социолексически развитый язык, как суахили в Танзании и Кении. Однако и в том, и в другом случае еще сохраняет и, видимо, еще не скоро сдаст свои позиции язык бывшей метрополии. Дело в том, что окончательный переход только на местные языки весьма осложняется отсутствием современной политической и технической лексики в них, недостаточно широкой распространенностью данного языка как средства устного общения в стране, слабой разработкой письменности, отсутствием учебников и
недостатком учителей. В тех странах, где уже приняты местные языки как государственные, особенно в Танзании и на Мадагаскаре, этим проблемам уделяется большое внимание. В большинстве же африканских стран довольно сложно выбрать единый язык. Иногда предлагают в качестве государственных несколько языков: йоруба, ибо, хауса в Нигерии; арабский, фульфульде, бамана, диула и тамашек в Мали. В некоторых странах серьезно обсуждается возможность принятия «чужого», но африканского языка. Так, несколько лет назад в Конго обсуждался вопрос о признании таким языком суахили.
Сложными путями идет национальное развитие автохтонного населения тех стран, где сложилось многочисленное белое население. Наличие больших европейских общин в ЮАР, Зимбабве и других странах, захват ими ведущих, а в ЮАР всех правительственных постов, господствующих в экономике, политике, мешает созданию этносоциальных общностей в рамках всего государства.
Нет единства и в самой европейской общине. Так, в ЮАР резко обособлены англоафриканцы (потомки английских колонистов) и африканеры (потомки голландских колонистов). Этническое различие между англоафриканцами и африканерами (бурами) в прошлом было достаточно велико. Традиционно складывались и разные сферы применения труда этих групп: буры занимались преимущественно сельским хозяйством и жили в сельской местности, англичане вели торговлю, работали на промышленных предприятиях и составляли основное население южноафриканских городов. Ныне эти различия в значительной мере сгладились, исчезают и бытовые различия, но остаются языковые и конфессиональные. Все бурское население принадлежит к голландской реформаторской церкви, тогда как английское — к англиканской, римско-католической, лютеранской и т. д. Еще не сложился тип южноафриканского европейца, который воплотил бы в себе как бурские, так и английские национальные черты. Более того, при всех правительствах проводилась политика разделения и подавления иной группы. Хотя формально оба языка имеют равные права, долгое время подавлялся африкаанс в пользу английского. Со времен прихода к власти правительства Малана в 1948 г. началась политика поощрения африкаанс в ущерб английскому языку.
В среде бурского населения особенно популярны националистические идеи профашистского толка, которые пропагандирует «Брудер- бонд», контролирующий всю политическую жизнь страны и государст- венный аппарат (членами его являются все высшие административные деятели). Они воспитывают и в «бедных белых» чувства расового превосходства, противопоставляя им все цветное, «азиатское» (индийское) и черное население ЮАР, полностью бесправное. Это абсолютное бесправие закреплено в законодательном порядке. В 1950 г. были приняты законы об обязательной регистрации населения по расовым группам и о раздельном поселении: индийцев, цветных, африканцев. Правительство проводит политику разобщения африканского населения. Бригады на рудниках, например, формировались по племенному принципу. Этой же идее подчинено школьное обучение, где знание английского языка дается лишь в пределах, достаточных для понимания приказаний.
Согласно закону 1953 г. об образовании банту учат только один «племенной» язык. Эта политика продолжается и в сфере высшего образования. С 1953 г. отчислены из Кейптаунского университета африканцы и цветные (до этого их насчитывалось 4%). Студенты коса могут учиться только в Форт-Хэйр в Сискее, зулусы и свази — в Зулуленд- ском колледже, индийцы — в Индийском колледже провинции Наталь, метисы — в колледже Уэстерн Кеуп. Кроме того, в этих высших учебных заведениях могут изучать лишь определенные предметы: теологию, обычное право, медицину, педагогику.
Еще более усугубляется это положение созданием искусственных бантустанов, куда насильственно переселяется по племенному признаку все африканское население (первый из них — Транскей для коса был создан в 1963 г.). Формирование крупных национальных общностей искусственно задерживается. Политика правительства белого меньшинства в ЮАР (апартеид) направлена не только на отделение белого, цветного и черного населения, но и на разобщенность внутри африканского. Искусственно созданные бантустаны призваны законсервировать изолированность отдельных народов ЮАР (коса, зулу и др.), заморозить их развитие на племенном уровне. Под давлением движения разных слоев населения против политики апартеида правительство Боты было вынуждено пойти на некоторую уступку, но в целом политика расового разделения и угнетения остается в силе. В этих условиях, отягченных лишением элементарных социальных прав и возможностей культурного национального развития, все же идет процесс консолидации всех африканцев: коса, зулу, свази и другие народы вместе участвуют в политической борьбе, работают на предприятиях, листовки и воззвания выпускаются на нескольких языках, широко распространены смешанные браки, двуязычие, складывается общее самосознание африканских народов Юга Африки.
Источник:
Львова Э.С.. Этнография Африки. 1984
Еще по теме Этническо развитие в современной Африке. Политика независимых государств по национальному вопросу:
- Развитие национально- освободительного движения в Африке и образование новых независимых государств
- Современное развитие музыкального и танцевального искусства Африки. Национальные ансамбли.
- государства. Африки и этнические процессы
- 1. Крушение колониализма в Африке и образование молодых независимых государств
- § 29. АФРИКА К ЮГУ ОТ САХАРЫ: ОПЫТ НЕЗАВИСИМОГО РАЗВИТИЯ
- Тройственное отношение: национализирующиеся государства, национальные меньшинства и внешняя этническая родина
- ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СТРАНАХ АФРИКИ ЮЖНЕЕ САХАРЫ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
- Тема 61 Национальная политика Советского государства
- 88. Налоговая политика современного государства.
- СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА Общие положения
- 6.5 Этническая и национальная культура
- Изменение этнической карты Африки в период работорговли. Миграции эпохи колониализма.
- Отрицание национальной независимости
- § 2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ (ЭТНИЧЕСКИЕ) АСПЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
- Национальный конгресс и борьба за независимость Индии.
- ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ АФРИКИ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И НОВОЕ ВРЕМЯ
-
Альтернативная история -
Античная история -
Архивоведение -
Военная история -
Всемирная история (учебники) -
Деятели России -
Деятели Украины -
Древняя Русь -
Историческая литература -
Историческое краеведение -
История Востока -
История древнего мира -
История Казахстана -
История наук -
История науки и техники -
История России (учебники) -
История России в начале XX века -
История советской России (1917 - 1941 гг.) -
История средних веков -
История стран Азии и Африки -
История стран Европы и Америки -
История стран СНГ -
История Украины (учебники) -
История Франции -
Методика преподавания истории -
Научно-популярная история -
Новая история России (вторая половина ХVI в. - 1917 г.) -
Периодика по историческим дисциплинам -
Публицистика -
Современная российская история -
Этнография и этнология -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -