Новгородская земля
В XIV веке в политике Новгорода важную роль начинают играть взаимоотношения с Литвой. И.Б. Греков считал, что правители Великого Новгорода в этом столетии постоянно лавировали между великим Владимирским княжением и великим княжеством Литовским, приглашая к себе то литовских князей, то “московско-владимирских”172. Однако ставить знак равенства между отношениями Новгорода к Северо-Восточной Руси и к Литве неправомерно. Литовские князья, приходившие в Новгород в XIV веке, не занимали новгородского княжеского стола: им давались новгородским боярским правительством определенные территории в “кормление” с тем, чтобы они обороняли эти земли от Ордена и Швеции173. Когда в 1333 году в Новгород приехал князь Наримант Гедиминович, “даша ему Ладогу, и Ор-Ьховыи, и Кор-Ьльскыи и Норильскую земли, и половину Копорьи (все это пограничные со шведскими и орденскими владениями земли — А.Г.) въ отцину и в дкдЬну, и его дЬтемта”174. Вскоре Наримант оставил Новгород175. В 1379 г. туда приехал его сын Юрий176 и получил, по-видимому, те же волости. В 1383 г. в Новгороде появляется князь Патрикий Наримантович, “и даша ему кормление: Ор'кховъ город, Кор’кльскыи город, и пол- Копорья города и Луское село”177, т. е. земли того же региона; в следующем году новгородское правительство дало вместо Орехового и Корельского Патрикию Русу и Ладогу178. В 1386 г. Патрикий участвует в обороне Новгорода от войск великого князя Дмитрия Ивановича179. В 1389-1392 гг. в Новгороде пребывает князь Семен (Лугвень) Ольгердович180. Когда он появляется здесь вторично в 1407 г., “даша ему новгородци пригороды, который бьигі преже сего за ним”181, т. е. и Семен сидел не в самом Новгороде, а в “пригородах” — городах, находящихся под новгородской властью.
Иными были отношения с князьями Северо-Восточной Руси. Великий князь владимирский, как сюзерен Новгородской республики, имел право держать своих наместников в самой ее столице. Великокняжеские “наместники” в Новгороде упоминаются в новгородском летописании XIV в. под 1304, 1312, 1314, 1315, 1316 (наместники Михаила Тверского), 1327, 1333, 1339 гг. (наместники Ивана Калиты), 1342 г. (наместник Семена Ивановича Борис), 1348 г.
Безусловно, правящие круги Великого княжества Литовского рассматривали Новгородскую землю как объект своей возможной экспансии, а новгородская верхушка могла видеть в Литве противовес великим князьям владимирским во время конфликтов с ними (недаром появление служилых литовских князей в Новгороде по времени совпадало с конфликтами с владимирскими великими князьями)184. Но эти конфликты не ставили под сомнение тесную политическую связь Новгорода с Северо-Восточной Русью Новгородское правительство могло сталкиваться с великим князем по конкретным политическим вопросам185, могло даже предпочитать одних претендентов на великокняжеский стол другим18®, но сюзеренитет великих князей владимирских над Новгородом при этом под сомнение не ставился. Список новгородских князей в XIV веке называет (и следовательно, считает новгородскими князьями) только князей, занимавших (последовательно) великокняжеский владимирский стол: Андрея Александровича Городецкого, Михаила Ярославича Тверского, Юрия Даниловича Московского, Дмитрия Михайловича Тверского, Александра Михайловича Тверского, Ивана Даниловича Калиту, Семена Ивановича, Ивана Ивановича, Дмитрия Константиновича Суздальского, Дмитрия Ивановича Донского, Василия Дмитриевича187.
В XIV столетии только однажды, около 1398 г., в условиях особенно острого конфликта с Москвой из-за Двинской земли188, новгородское правительство, видимо, решило признать сюзеренитет над Новгородом великого князя литовского Витовта, но быстро отказалось от такого шага, что видно из грамоты, присланной Витов- том в Новгород в 1399 г.. “Князь Витовтъ Литовьскыи Кестутьевич приела в Новъгород възметную грамоту, рекъ тако: “обеще-
ствовал'Ь мя есте, что было вам за меня нятися, а мні было вам княземъ великымъ быти, а вас мні было боронити, и вы за мене не ялисн; и новгородці! князю Витовту от себе грамоту възметную о-іослапіа",,!И, т. с. не признали его претензий.
Разное отношение Новгорода к великим княжествам Владимирскому и Литовскому видно и в титулатуре их правителей, применяемой в новгородском .летописании. Владимирские кня.їья XIV вновь восстановлен: с рубежа XIV-XV в. появляются прямые известия о получении псковичами князей-наместников от великого князя Василия Дмитриевича Московского199.
Еще по теме Новгородская земля:
- НОВГОРОДСКАЯ ЗЕМЛЯ
- 1. Новгородская земля
- Новгородская земля
- НОВГОРОДСКАЯ ЗЕМЛЯ
- НОВГОРОДСКИЙ ВЛАДЫЧНЫЙ АППАРАТ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ НОВГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ
- РОЛЬ СВЯТИТЕЛЬСКОЙ КАФЕДЫ В КРИЗИСЕ НОВГОРОДСКО-МОСКОВСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ (деятельность церкви в обосновании идеологических концепций новгородского боярства)
- Новгородский миф в действии
- НОВГОРОДСКАЯ АРХИЕПИСКОПСКАЯ КАФЕДРА НАКАНУНЕ ПАДЕНИЯ ФЕОДАЛЬНОЙ РЕСПУБЛИКИ
- ОБ одном из ИСТОЧНИКОВ НОВГОРОДСКОЙ ЗАБЕЛИНСКОЙ ЛЕТОПИСИ А. В. Лаврентьев
- Псковская и Новгородская Судные грамоты
- «Новгородское чудо» глазами американца
- ПРИЛОЖЕНИЕ.1 ВЛАДЫЧНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ 'В' НОВГОРОДСКИХ ПЯТИНАХ 1.
- НОВГОРОДСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ГОДЫ РАСЦВЕТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
- НОВГОРОДСКИЙ НАМЕСТНИК
- ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НОВГОРОДСКОГО БОЯРСТВА С ЧЕРНЫМ ДУХОВЕНСТВОМ
- V Новгородский оттенок легенды о призвании князей