Владимиро-суздальская земля
В период с нашествия Батыя и до конца XIII в. дробление территории Северо-Восточной Руси усилилось; образовались восемь новых княжеств: Стародубское, Суздальское, Тверское, Га- лицко-Дмитровское, Костромское, Московское, Городецкое и Бело- зерское130. В большинстве из них, также как и в выделившихся ранее Ростовском, Ярославском, Углицком, Переяславском и Юрьевском, стали править представители определенных “субветвей” потомков Всеволода Большое Гнездо. Ростовское княжество закрепилось за потомками внука Константина Всеволодича Бориса Ва- сильковича, Ярославское — за потомками князя из смоленских Ростиславичей Федора Ростиславича, женившегося на дочери ярославского князя Василия Всеволодича (внука Константина Всеволодича), не оставившего мужского потомства, Суздальское — за потомками Андрея Ярославича, Юрьевское — Святослава Всеволодича, Стародубское — Ивана Всеволодича, Тверское — Ярослава Ярославича, Московское — Даниила Александровича (младшего сына Александра Невского), Белозерское — Глеба Васильковича, внука Константина Всеволодича (в XIV в — до этого Белоозеро принадлежало ростовским князьям), Галицко-Дмитровское — Кон стантина Ярославина, сына Ярослава Всеволодича (в период между 1280 и 1334 гг. разделилось на два — Галицкое и Дмитровское). В Переяславском княжестве княжил старший сын Александра Невского Дмитрий, позже его сын Иван, в Костромском — младший брат Александра Василий Ярославин, в Городецком (в XIV веке его столицей стал Нижний Новгород) — Андрей Александрович и его сын Михаил. Княжеские линии, правившие в трех последних княжествах, быстро прервались, и княжества прекратили свое существование. Не успело закрепиться за определенной линией Углиц- кое княжество — в начале XIV в. оно вошло в состав Ростовского131.
Помимо этих княжеств, существовало “столичное” — великое княжество Владимирское. Оно выделилось территориально во втором десятилетии XIII века, после смерти Всеволода Большое Гнездо132. После смерти Александра Невского складывается практика, при которой великим княжением владеют представители одного из удельных княжеств (сохраняя его за собой). Поначалу это “представительство” от княжеств подчинено еще принципу старейшинства среди потомков Ярослава Всеволодича: младшие братья Александра Невского Ярослав Тверской и Василий Костромской, старший сын Дмитрий Переяславский, средний — Андрей Городецкий. Последний, однако, уже нарушает этот принцип, стремясь отнять великое княжение у Дмитрия. В XIV в. принцип родового старейшинства перестает действовать: Михаил Ярославич Тверской, занявший великокняжеский стол в 1305 г., был еще старейшим из потомков Ярослава Всеволодича; но Юрий Данилович Московский, приходившийся ему двоюродным племянником, начал борьбу с Михаилом и получил в конце концов великое княжение (1317 г.)133. Потом, еще при жизни Юрия, великое княжение было отдано ханом Узбеком сыну Михаила Тверского Дмитрию, приходившемуся Юрию младшим троюродным братом (1322 г.)134. И позднее ярлыки на великое княжение владимирское выдавались в Орде независимо от родового старейшинства — князьям, представлявшим сильнейшие княжества (тверское, московское, суздальско- нижегородское).
Территория Владимирского великого княжества не оставалась неизменной. В нее вливались выморочные княжества: Костромское (1277 г.), Переяславское (1305 г.), Нижегородское (1320 г.), Юрьевское (40-е гг. XIV в.)135. Значительным было влияние на формирование территории великого княжества со стороны Орды В 1328 г. хан Узбек произвел его раздел на две части: Владимир и территория бывшего Нижегородского княжества достались суздальскому князю Александру Васильевичу, а Кострому и право на новгородский стол (о связи получения этого стола с великокняжеским титулом см. ниже) получил Иван Данилович Московский. В 1341 г. тот же Узбек отдал территорию бывшего Нижегородского княжества суздальскому князю, в результате чего образовалось Суздальско- Нижегородское княжество136.
В период великого княжения Александра Ярославича Невского (1252-1263 гг.) произошло изменение во взаимоотношениях князей Северо-Восточной Руси с Новгородом. Вокняжившись в 1252 г. во Владимире, Александр направляет в Новгород сына Василия. В 1255 г.137 новгородцы изгнали Василия и приняли к себе брата Александра Ярослава. Александр двинулся на Новгород походом, Ярослав бежал, и великий князь владимирский сел на новгородский стол сам (“сЬде князь Олександръ на своемь стол1)»”)138. В следующем году он вновь сажает в Новгороде Василия, а в 1257 г. смещает его и правит сам до 1259 г., когда оставляет в городе другого сына, Дмитрия139. Но эти князья считались всего лишь наместниками Александра140. Список новгородских князей, помещенный в НІЛ младшего извода, не упоминает ни Василия, ни Ярослава, ни Дмитрия. Ярослав Ярославич и Дмитрий Александрович называются в нем лишь после Александра, когда они были великими князьями владимирскими141. С 50-х годов Новгород признает над собой сюзеренитет очередного великого князя владимирского — он считается и новгородским князем142.
В XIV веке в Северо-Восточной Руси, помимо великого княжения владимирского, появляются еще три великих княжения — Московское, Тверское и Нижегородское143.
Первое упоминание тверского князя с титулом “великий” относится к 1338 г. По свидетельству Рогожского летописца, “князь Александръ Михаиловичь Тф-крьскыи поиде во Орду. На ту же зиму прииде князь великии Александръ изъ Орды во Тф-крь”144. По предположению А.Н. Насонова, это известие говорит о пожаловании Александру в Орде титула великого князя тверского145. Александр Михайлович именуется “великим князем” и в договоре Василия Дмитриевича Московского с Михаилом Александровичем Тверским (1396 г.)146. Неясно, носили ли великокняжеский титул преемники Александра на тверском столе — его братья Константин и Василий. Они не называются “великими” ни в договоре 1396 г147, ни в летописных известиях. Но в жалованной грамоте Василия Михайловича (1362-1364 гг.) он поименован “великим князем”148. Последовательно же этот титул начинает применяться в источниках по отношению к Михаилу Александровичу (сыну Александра Михайловича), занявшему тверской стол в 1365 г.149.
Нижегородское великое княжение было учреждено ханом Узбеком в 1341 г. и передано суздальскому князю Константину Васи - льевичу150 (вместе с территорией Нижегородского княжества, выделенной из состава великого княжества Владимирского). С великокняжеским титулом упоминаются (в летописных известиях и надписях на монетах) сыновья Константина Дмитрий151 (княжил в Нижнем Новгороде в 1364-1383 гг.) и Борис152 (1383-1388, 1391-1392 гг.) и внук Василий Дмитриевич183 (1388-1391 гг.).
Московские князья с 1328 г. почти все время занимали одновременно владимирский стол (исключая 1360-1362 гг.), но все же есть два свидетельства, которые могут быть истолкованы как указания на существование “отдельного” (от владимирского) московского великого княжения. В грамотах константинопольского патриарха 1393 г. Василий Дмитриевич назван “великим князем Московским и всея Руси”184, т. е. двумя титулами: великого князя московского и великого князя всея Руси (т. е. владимирского — см. ниже)155.
В XIV столетии великие князья владимирские начинают именоваться “великими князьями всея Руси”. Первым владимирским князем, по отношению к кому этот титул встречается в источниках, является Михаил Ярославич Тверской (великий князь владимирский в 1305-1317 гг.15®). Далее так титулуются (хотя и относительно нечасто) великие князья владимирские из московского дома, начиная с Ивана Калиты157.
По-видимому, определение “всея Руси” появилось как подражание митрополичьему титулу — “митрополит всея Руси”188. Но этот последний титул отражал главенство митрополита над всей русской церковной организацией. Власть же владимирского великого князя распространялась лишь на Северную Русь. Почти одновременно с появлением у него титула “великий князь всея Руси”, со второй четверти XIV в., начинает прослеживаться употребление в северо-восточных и новгородских источниках понятия “вся земля Русская” в качестве обозначения только северорусских земель15®. Таким образом, собственно “Русской землей” начинает признаваться территория, находящаяся под властью великого князя владимирского. Можно отметить еще одно хронологическое совпадение: титулование главы Северо-Восточной Руси “великим князем всея
Руси” появилось вскоре после перенесения туда места пребывания митрополита- митрополит Максим пришел из Киева во Владимир в 1299 г, первый “великий князь всея Руси” Михаил Ярославич вок- няжилея во Владимире в 1305 г. Очевидно, с переездом во Владимир митрополита можно связывать завершение перехода статуса “общерусской столицы" от Киева к Владимиру. Первый шаг к этому был сделан в 1252 г., когда Александр Невский, признанный в Орде “старейшим” среди русских князей, предпочел номинально высшему, но фактически ничего не дающему политически киевскому княжению стол во Владимире. С рубежа XIII-XIV вв. Владимир приобрел и другой атрибут общерусской столицы — стал местом пребывания митрополита. Это позволило великому князю владимирскому именоваться “великим князем всея Руси”160, а такое титулование, в свою очередь, дало основания считать “Русской землей” территорию, сувереном которой является главный русский князь, занимающий стол в общерусской столице. В то же время такое употребление термина “Русская земля” не означало, что великие князья владимирские отказывались от расширения своей власти на другие территории' напротив, титул “великий князь всея Руси” подкреплял притязания на них, проявлявшиеся на протяжении всего XIV столетия161.
С конца 20-х годов XIV века перевес в борьбе за владимирский великокняжеский стол переходит к московским князьям: Ивану Даниловичу Калите (1328-1340 гг.), Семену Ивановичу (1340- 1353 гг.), его брату Ивану Ивановичу (1354-1359). После этого только однажды Москва утрачивала контроль над великим княжением: в 1360-1362 гг. по ханскому ярлыку великим князем владимирским был суздальский князь Дмитрий Константинович. Если в этом случае Москве удалось вернуть великокняжеский стол главным образом дипломатическими средствами, то в 1370, 1371 и 1375 гг., когда ярлык на .великое княжение владимирское получал у правителя Золотой Орды Мамая тверской князь Михаил Александрович, политический и военный перевес Москвы ft Северо-Восточной Руси был уже столь велик, что признание Михаила великим князем владимирским оставалось номинальным; в конце концов в 1375 г он был приведен к покорности военной силой и признал себя “молодшим братом” московского князя Дмитрия Ивановича162. В 1382 г (после успешного похода Тохтамыша на Москву) Михаил Тверской отправился в Орду, надеясь вноьь получить ярлык на великое княжение владимирское, но Тохтамыш предпочел оставить его за Дмитрием Донским163. Вероятно, здесь сыграли роль не только богатые дары и обещания дани164, но и желание Тохтамыша ввиду предстоящей войны с Тимуром165 иметь сильнейшего рус ского князя союзником, а не врагом. Со времени великого княжения Дмитрия Донского территория великого княжества Владимирского сливается с территорией Московского княжества166. В московско-литовском (1372 г.) и московско-тверском (1375 г) договорах великое княжение признается “отчиной” Дмитрия Ивановича, в своем завещании (1389 г.) он передал его сыну Василию как “отчину”, без санкции Орды167. Уже с начала (а особенно — с середины) XIV столетия московские князья начали стремиться распространить свой сюзеренитет, помимо Новгородской земли, на Смоленскую и Черниговскую земли (в борьбе с Великим княжеством Литовским)168.
В целом в XIV веке в Северо-Восточной Руси сочетались два процесса: центростремительный, связанный в первую очередь с Тверским и Московским княжествами, и процесс углубления феодального дробления, протекавший в основном в мелких княжества169. Со второй половины столетия процесс консолидации северо-восточных русских земель с центром в Москве начинает брать верх и становиться необратимым. В течение XIV в. в территорию Великого княжества Владимирского были включены (помимо выморочных Переяславского и Юрьевского) удельные княжества' в кон 20-х или начале 30-х годов — Углицкое, в кон. 50-х — начале 60-х —
Галицкое и Дмитровское, в 80-х — Белозерское, в 1392 г. — Нижегородское. К концу XIV столетия в большей или меньшей степени самостоятельными княжествами в Северо-Восточной Руси оставались Тверское, Ростовское, Ярославское, Моложское (отделив-шееся от Ярославского в 60-е или 70-е годы) и Стародубс-
Еще по теме Владимиро-суздальская земля:
- ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
- 3. Владимиро-Суздальское княжество
- 2. Золотоордынские послы во Владимиро- Суздальской, Московской и Тверской Руси с середины XII по конец XV в. (1259—1474 гг.)
- Глава XVI ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ РОСТИСЛАВ-МИХАИЛ ВТОРИЧНО В КИЕВЕ. АНДРЕЙ В ВЛАДИМИРЕ СУЗДАЛЬСКОМ. Г. 1159-1167
- ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ ЗЕМЛЯ
- Глава 2. Распад империи Рюриковичей. Владимиро-Суздальская Русь. Новгородская боярская республика. Галицко-Волынское княжество. Батыево нашествие. Система монголо-татарского ига
- Художник Владимир Зотов и ботаник Владимир Дегтярев
- 15. Государственный строй и право Ростово-Суздальского княжества.
- Глава V КОНСТАНТИН, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИРСКИЙ И СУЗДАЛЬСКИЙ. Г. 1216-1219
- Глава XVII ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МСТИСЛАВ ИЗЯСЛАВИЧ КИЕВСКИЙ. АНДРЕЙ СУЗДАЛЬСКИЙ, ИЛИ ВЛАДИМИРСКИЙ. Г. 1167-1169
- НОВГОРОДСКАЯ ЗЕМЛЯ
- Полоцкая земля
- Глава XV ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИЗЯСЛАВ ДАВИДОВИЧ КИЕВСКИЙ. КНЯЗЬ АНДРЕЙ СУЗДАЛЬСКИЙ, ПРОЗВАННЫЙ БОГОЛЮБСКИМ. Г. 1157-1159
- «РУССКАЯ ЗЕМЛЯ»
- КИЕВСКАЯ ЗЕМЛЯ