СКОТОВОДСТВО


Серьезно влияли природные условия и на развитие скотоводства. Северная граница скотоводства, т. е, разведения рогатого скота и лошадей, в Европейской России в исследуемый период примерно совпадала с границей земледелия.
В Сибири в первой половине XIX в. эта граница проходила даже несколько севернее, потому что дикие сочные травы в долинах рек растут и при более суровом климате. По Оби эта граница проходила по 67° с. ш., по Енисею — по 68°5\ В крайних северных районах, особенное Восточной Сибири, вместо лошади, которая проваливается в снег и поэтому не может передвигаться без дорог, для езды использовались собаки, которые могут питаться рыбою или мясом. Наконец, в этих же районах аборигенами в большом количестве разводились олени, которые хорошо переносят холода и могут самостоятельно добывать пищу в любое время года. Олени и собаки, таким образом, разводились и севернее границы возделывания хлебов.
Возможности успешного разведения скота в значительной степени зависели от урожая трав и их пищевых свойств. Качество же лугов и сенокосов могло быть неодинаковым. Так, в Московской губернии середины XIX в. считалось, что с десятины заливных лугов в среднем собирается от 100 до 200 пуд. сена, С: десятины болотистых лугов —40—80, а с десятины полевых лу* гов — всего от 20 до 50 пуд.5в Почти столь же' резкие колебания в .количестве сена были отмечены в Костромской губернии. Урожай с десятины заливных сенокосов разных видов здесь оцени*

вался в 75—300 пуд. Полевые и муравые сенокосы по количеству сена приравнивались к болотным сенокосам; те и другие давали по 50—150 пуд. сена с десятины. Самыми бедными были лесные сенокосы, дававшие от 25 до 50 пуд. сена*7. Таким образом, одна и та же площадь могла давать сена больше в 10 и даже более раз. Очень заметны были отличия в питательности сена, собираемого с разных лугов и в разном климате. И здесь, как правило, сено с заливных лугов ценилось гораздо выше, чем сено лесное или болотное.
Благоприятные природные условия способствовали развитию скотоводства в ряде местностей России. Таким районом стали еще в XVI—XVII вв. долины северных рек — Двины, Печоры; Мезени, Онеги. Успехи скотоводства в таком температурном поясе могут показаться странными. Однако этому содействовал ряд причин. Длинные и нежаркие дни в летний период, высокая влажность очень способствуют развитию зеленых частей растений, придавая им качества, которые очень важны для питания молочного скота. Это позволило жителям Поморья достичь успехов в его выращивании 58. Особенно ценными свойствами обладал рогатый скот, разводившийся на заливаемых лугах Северной Двины. Это объясняется тем, что в верхней части бассейна реки находятся гипсовые и известняковые отложения, благодаря чему общая минерализация вод Северной Двины повышенная, по сравнению, например, с Печорой, в 6 раз. Поэтому у скота по Северной Двине и в настоящее время более крупный рост и высокая продуктивность 59. Это наблюдалось уже в середине XVII в. Хотя крупный рогатый скот Холмогорского (расположенного в долине Северной Двины), и Мезенского округов развивался в сходных климатических условиях, холмогорские коровы, по расчетам Ф. И. Резникова, были значительно крупнее: ых средний вес составлял 325 кг, а мезенских — лишь 270 кг61. Высокой была и урожайность холмогорских лугов: по сведени* ям 1785 г., она колебалась от 118,5 пуда до 355 пуд., а средняя урожайность составляла 234,5 пуда Холмогорский крупный рогатый скот, по мнению Ф. И. Резникова, к середине XVIII в. сформировался как высокопродуктивная молочная порода и по своей величине и молочности вышел на первое место в России того времени. Так, в XVIII в. средний живой вес холмогорских быков составлял 549,3 кг, быков черкасского (серого степного) скота — 403,6, а новгородских быков — всего 214,2 кг вг. Спустя несколько десятилетий отмечалось, что средний вес коровы в He- рехотском уезде Костромской губернии составлял всего 7— 8 пуд., а корова, весившая 12 пуд. считалась уже крупной Конечно, успешному выведению ценнейшей холмогорской породы скота благоприятствовали здесь не только природные условия, но и социально-экономические, т. е. отсутствие в этом районе крепостного права.
Однако и там, где существовало крепостное право, отмечались случаи выведения ценных пород скота. Это было связано

прежде всего с особенно благоприятными природными условиями. По мнению М. Е. Лобашева, такие «гнезда» или «оазисы» племенного скота в большинстве случаев были в пойменных лугах верховий рек Волги, Мологи, Шексны, Оки, Клязьмы и т. д. Так, в первой половине XVIII в. на реке Битюге при наличии хороших кормов, благоприятного климата и тщательной селекционной работы была выведена порода знаменитого тяжеловоза — «битюг».. По притокам Волги и реке Пахре формировались наиболее качественные группы ярославского рогатого скота, уступавшего по молочности только холмогорскомув4.
He позднее конца XVII в. в Ярославской губернии возникла замечательная !романовская порода овец. Это была самая северная из ценных русских пород овец XVIII—XIX вв. Климатические условия Романовского уезда вынуждали крестьян резко уменьшать количество овец в своем хозяйственна зиму, а летом, когда овцы обходились подножным кормом, размножать их. Много- плодность романовской овцы (одна матка давала 2—3 ягненка) позволяла местному населению успешно заниматься овцеводством.
Ценные свойства романовской овцы (в том числе отличные качества мяса и овчины), очевидно, были 'связаны в основном с высокой питательностью трав поемных берегов Волги. Современники отмечали, что даже в самом Романовском уезде овцы, выращенные в менее благоприятных урочищах, на низких и болотистых местах, имели худший цвет\шерсти, меньший рост и весв5.
На формирование экстерьера, продуктивных и рабочих свойств скота огромное влияние оказывали и социально-экономические факторы. Так, в одних и тех же природных условиях одни и те же виды скота часто выглядели по-разному из-за принадлежности их и выполняемого назначения. Кавалерийские лошади отличались прекрасными физическими качествами, большой скоростью, навыками движения в строю, ’они не должны были пугаться боевой обстановки; обозные лошади в принципе не отличались от обычных крестьянских лошадей, но содержались в лучших условиях. Для непосредственных выездов помещика служили кони, имевшие обычно красивый внешний вид и скоростные качества; за ними велся тщательный уход, В основном для нужд армии и помещиков в России существовали, начиная с XVII в., конные заводы, где велась селекционная работа по Ьыведению улучшенных пород. Совсем иной вид имели крестьянские лошади, которые и составляли подавляющее большинство. Испытывая нужду, большинство крестьян не могло обеспечить свой рабочий скот кормами, не могло дать ему достаточный отдых, вынуждено было эксплуатировать его на износ. Особенно тяжело крестьянскому скоту приходилось зимой и ранней весной, когда он получал недостаточное питание и настолько ослабевал, что на первую весеннюю траву его иногда приходилось вытаскивать. Типичными для многих губерний России можно считать Слова кашинского помещика Е, Воробьева о том, что в Тверской

губернии часто «держат лошадь мелкую..., которую... уже двух лет пускают в работу, отчего она при усиленном труде обращает*-
ся, как говорится, в кошку» 86.
''Из-за всех этих причин, а также из-за значительно более низкого уровня тогдашней сельскохозяйственной науки, русский скот XVI—XIX вв. во многом отличался от современного. Как правило, он был меньше по размерам и имел меньшую продуктивность. Так, крупный рогатый скот России, как видно из приведенных данных, имел средний живой вес от 114 до 549 кг, а лучшая его порода (холмогорская) давала, по мнению Ф. И. Резникова, 1200—2000 л молока в год; современные же коровы различных пород весят в среднем 450—800 кг и дйют от 2600 до 4550 л молока в год6Т. По словам неизвестного автора «Заметки о содержании дворовых птиц», «хорошая курица приносит в год до 100 и более яиц...» es. Сейчас же средняя яйценоскость кур различных пород составляет от 120 до 270 яиц в год. Средний нес наилучших пород свиней составлял в России XIX в. 96 160 кг, а современных наших пород — от 180 до 350 кг89.
Можно отметить и определенное влияние на размеры и продуктивность скота России периода феодализм а природных осо- бенностей различных зон. В южных губерниях ввиду более благоприятного климата и более высокого плодородия^ почвы имелись в целом лучшие условия, чем в нечерноземной полосе, и скот здесь чаще отличался хорошими качествами. В нечерноземной же полосе часто указывалось на мелкопородность скота, его меньшие размеры по сравнению со скотом южных районов. Любопытно, что подобные же явления наблюдались, по данным археологических раскопок, и раньше, в Древней Руси. Так, если домашний бык лесной зоны имел средний рост в холке 106,3 см, то бык из районов Поднепровья имел высоту 113,8 см; южнорусские овцы и свиньи были значительно крупнее своих лесных северных родичей; несколько крупнее были и лесостепные лошади (рост лошадей двух этих зон составлял 134,9 см и
132,6 см) 70.
Поскольку скотоводство в XVI — первой половине XlA в. велось экстенсивным способом, то в целом более благоприятные возможности складывались для него в тех районах, где имелось большое количество естественных сенокосов и пастбищ71. Это, прежде всего, зона степи Европейской России (Южный степной и Юго-Восточный районы, где на 100 душ населения имелось соответственно по 220 и 176 дес. сенокосов и лугов; рекордным здесь было и общее количество скота — по 101 п 93 (в пересчете на крупный). Наименьшее количество скота на человека приходилось в Северо-Западном и Юго-Западном районах (по 44 дес. на 100 душ); в остальных районах разница была незначительной и колебалась от 59 до 78. В целом черноземные губернии давали некоторое преимущество для разведения скота — на 11% (в среднем по 72 единицы скота против ^5); интеРесно, что примерно-такая же разница сохранилась я

в капиталистической России, потому что и тогда в скотоводстве продолжали господствовать экстенсивные формы хозяйства72.
Коневодство и овцеводство было развито выше в степных и частично в лесостепных районах, что же касается количества рогатого скота и свиней на душу населения, то здесь специализация наблюдалась в самых разнообразных районах (в Прибалтике, Белоруссии и Литве были хорошо развиты оба вида скота, на Севере, как и раньше, большое значение имело молочное скотоводство). Это объяснялось влиянием социальных факторов и развитием интенсивных форм хозяйства.
<< | >>
Источник: Дулов А.В.. Географическая среда и история России, конец XV-середина XIX в. 1983

Еще по теме СКОТОВОДСТВО:

  1. Скотоводство
  2. скотоводство
  3. Типы сочетания скотоводства с земледелием
  4. Скотоводство и кочевничество
  5. Глава шестая ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СКОТОВОДСТВА
  6. Глава первая СКОТОВОДСТВО: НЕОЛИТ - СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
  7. КОЧЕВОЕ И ПОЛУКОЧЕВОЕ СКОТОВОДСТВО
  8. Кочевое скотоводство
  9. Глава седьмая ВЕРОВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ СО скотоводством
  10. Глава четвертая ВОСПРОИЗВОДСТВО СТАДА. ПРОДУКТЫ СКОТОВОДСТВА
  11. Глава вторая ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СКОТОВОДСТВА: СРЕДНЕВЕКОВЬЕ —НАЧАЛО XX в.
  12. Калоев Б.А.. Скотоводство народов Северного Кавказа. С древнейших времен до начала XX века, 1993
  13. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
  14. ПРЕДЫНДУСТРИАЛЬНЫЙ УКЛАД: АГРАРНОЕ ОБЩЕСТВО
  15. Среднеазиатские земледельцы и скотоводы
  16. 2. Переход от первобытного к классовому обществу.
  17. ДАНИЯ