Испытание на прочность
-
Настоящим испытанием «починен ной» государственной системе Алек-
сандра III стал голод 1891—1892 гг. «Голод подкрался и застал всех врасплох».
285
званные слухами о том, что «баре, чтобы избежать прирезки земли к крестьянам, решили поубавить их число и подкупили докторов травить на- род»278. В Астрахани, Царицыне и Саратове били докторов и «фельдшериц проклятых». Сильно централизованная система показала свою неэффектив- ность, и правительство призвало к помощи общество. 1 ноября 1891 г. в спе- циальном циркуляре министра внутренних дел признавалось необходимым привлекать «на голод» не только земские учреждения, но частные «попечи- тельства и комитеты». Отставив все заботы, общество и органы власти объ- единились в борьбе со страшным стихийным бедствием. Тем не менее голод унес, по разным подсчетам, 300—400 тыс. жизней.
«Работа на голоде» сама по себе приняла характер общественного дви- жения, нового, качественного иного «хождения в народ» массы доброволь- цев. Писатели, в том числе такие крупные, как Толстой, Чехов, Короленко, не только и не столько писали о голоде и эпидемиях, сколько сами работали в голодающих районах, организовывали столовые и медицинские пункты. (Впрочем, Чехова возмущало, что в страдавших от недорода Нижегород- ской и Воронежской губерниях его, как знаменитого писателя, встречали торжественными обедами.)
«Голод газетами не преувеличен. Дела плохи. Правительство ведет себя недурно, помогает, как может, земство или не умеет, или фальшивит, част- ная же благотворительность равна нолю» (А. Чехов — А. Суворину, зима 1891/92,.).
«Пьянства нет... Свадеб было мало, венчались многие в долг... Хра- мовых праздников не празднуют. Не поют» (Из записных книжек Чехова)279.
А после того как голод ценой огромного напряжения сил был побежден, в обществе стали расценивать его как своеобразный итог государственной политики предшествующего десятилетия. Ужасы голодного года выдвигали вопросы: почему неурожай обрек крестьян на вымирание? Почему деревня оказалась беззащитной перед стихийным бедствием? Почему государство не смогло защитить голодающих быстро и эффективно? Голод вызвал но- вый подъем затихшего было общественного движения: не только либераль- ного, в лице земцев и профессуры, но и радикального, попытавшегося вос- пользоваться нестабильностью деревни и создать там революционные орга- низации.
Один из близких Александру III людей, генерал О. Б. Рихтер, во время откровенного разговора описывал монарху положение России как «колос- сального котла, в котором происходит брожение; кругом котла ходят люди с молотками, и, когда в стенах котла образуется малейшее отверстие, они тот- час его заклепывают, но когда-нибудь газы вырвут такой кусок, что закле- пать его будет невозможно». Современные исследователи предполагают.
286
что после голода 1891—1892 гг., с уходом важнейших идеологов и провод- ников консервативной политики (К. П. Победоносцев терял влияние, М. Н. Катков умер в 1887 г., Д.
— Рекомендуемая литература —
История царствования Александра III, которая охватила бы период 1881—1894 гт. как нечто целое, пока не написана. Тем не менее практиче- ски все ее возможные составляющие подверглись достаточно подробному исследованию. Проблема в том, что отношение разных исследователей и к царствованию, и к монарху оказывается порой на прямо противоположных полюсах. Поэтому механически сложить цельную картину из разных но масштабу, качеству и стилю кусков весьма непросто, чтобы не сказать не- возможно.
Так, например, наиболее объемная биография Александра III А. Н. Боханова «Император Александр III» (М., 2001) выдержана в строго монархических тонах, и в ней обширный фактический материал (в том числе архивный) переплетается с резкими полемическими выпадами против критиков императора и его деятельности280. Гораздо более критично био- графия царя написана В. А. Твардовской, однако она существенно меньше по объему: Твардовская В. А. «Александр III // Российские самодержцы (1801—1917)» (М., 1993). Еще одна сдержанно-критическая биографии самодержца представлена В. А. Чернухой в качестве введения к сборнику «Александр III. Воспоминания. Дневники. Письма» (СПб., 2001).
Среди биографий деятелей царствования привлекает нестандартной ком- поновкой антология «К. П. Победоносцев: Pro et contra» (СПб., 1996), содержащая как наиболее характерные работы самого обер-прокурора Си- нода, так и различные по направленности оценки этого деятеля современни- ками и потомками. Любопытно, что отсутствие биографии Победоносцева в тематическом сборнике «Российские консерваторы» (М., 1997) состави- тели объясняют «отражением общего состояния исторической науки В пост- коммунистической России», когда «личность»... «апостола застоя» оказа- лось настолько сложной... что просто не нашлось автора, способного адек- ватно отобразить данный образ». Зато в этом сборнике содержится напи- санная В. Л. Степановым подробная биография другого воинственного консерватора — Д. А. Толстого. Наиболее подробным исследованием де-
287 ятельности М. Н. Каткова остается монография советских времен: Твар- довская В. А. «Идеология пореформенного самодержавия (М. Н. Катков и его издания)» (М.. 1978). Избранные сочинения самого Каткова содержатся в сборнике: Катков М.Н. «Имперское слово» (М., 2002) с сочувственным предисловием Ф. Селезнева и М. Смолина.
Политическая история царствования написана в основном сторонниками теории «контрреформ» и опирается на подробную работу П. А. Зайончков- ского «Российское самодержавие в конце XIX столетия» (М., 1970). Большинство выходивших позже учебников и более общих работ строится на материале и по схеме этого исследования, выдающегося для своего вре- мени и несколько устаревшего по оценкам для нынешней эпохи.
Консервативная общественная мысль царствования отражена в пятой главе коллективной монографии «Русский консерватизм XIX столетия: теория и практика» (М., 2000), автор главы — В. А. Твардовская. Одна- ко представляется важным отметить выход в последние годы разных изда- ний работ самих консерваторов, особенно К. Леонтьева, мода на которого возрождается с конца 1990-х гг. Вышли и компактный сборник «Констан- тин Леонтьев. Цветут пая сложность: Избранные статьи» (М., 1992), и первые пять томов не завершенного к 2003 г. Полного собрания его сочине-
ний.
Еще по теме Испытание на прочность:
- ИСПЫТАНИЕ НА ПРОЧНОСТЬ
- Принцип прочности
- |1 Принцип прочности
- Принцип прочности
- ИСПЫТАНИЯ
- Измерение прочности гражданских традиций
- Обеспечение прочности знаний
- Как осуществляется испытание при приеме на работу?
- Экзамен на прочность — или разрушение?
- Глава XVIII Основы прочности (основательности) обучения и учения.
- КАК ПОЛУЧИТЬ ЛЬГОТЫ ЖЕРТВЕ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ?
- XII. Испытание относительной достоверности
- Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой
- Адаптация к ролям: испытания интимного характера
- ТРИ ПОЗИЦИИ В ИСПЫТАНИЯХ ЗАЩИТЫ ДИССЕРТАЦИИ БАКАЛАВРА
- МОЛОДЫХ МАМ ПРИНИМАЮТ НА РАБОТУ БЕЗ ИСПЫТАНИЯ
- 2. «Новый» русский общий сленг (интержаргон) и его испытание временем
- В.Г. Введенский, А.Ю. Горохов. Россия: испытание федерализмом. Теория и практика отечественного и зарубежного опыта.128 с., 2002