1.9. Адаптивная способность
Наблюдения свидетельствуют о том, что в одних и тех же проблемных ситуациях разные люди адаптируются по-разному и с различной степенью успешности. Подобные факты свидетельствуют о том, что должна существовать способность к адаптации, или адаптивность, и по уровню обладания этой способностью имеются большие индивидуальные различия.
Идея адаптивной способности широко применяется в биологии. В работах по эволюционной биологии доказано, что эволюция есть процесс выработки приспособительных реакций, хотя она порождает также бесполезные и даже вредные признаки.1
В биологии различают предадаптацию, непосредственную адаптацию (или инадаптацию), постадаптацию и адаптациогенез. Последний есть процесс накопления адаптивных признаков и механизмов, обеспечиваемый наследованием, борьбой за существование и естественным отбором. Адаптациогенез можно считать процессом формирования адаптивных способностей вида и их предпосылок у индивидов, хотя у отдельных особей адаптивность формируется в онтогенезе.
Имеет хождение также понятие «адаптационные ресурсы». В одной из уже ранее цитируемых философских работ сказано: «Научно-технический прогресс систематически повышает требования к "адаптационным" (соматическим и психическим) ресурсам человека».2
Остается, однако, раскрыть соотношения понятий «адаптивные ресурсы», «адаптивные способности» и «адаптивный потенциал» (последний термин введен Гансом Селье и используется также в вышеупомянутой книге Л. Филипса).3
Г. Селье постулирует существование двух видов адаптивного потенциала или энергии: поверхностная энергия, согласно этому исследователю, расходуется под воздействием среды и дополняется из резервов «глубокой» энергии, но израсходование последней невозвратимо. Когда адаптивный потенциал заметно уменьшается, возникают «болезни адаптации», старость и смерть.4
Однако природа этого потенциала не раскрывается.
'См.. например: Правдин Ф. Н. Дарвинизм. — М., 1968.
'Философские проблемы теории адаптации. / Под ред. Г. И. Царегородцева. — М., 1975.-С. 3.
'Philips L. Human adaptation and his failures. Academic Press, New York and London, 1968.
'Селье Г. Стресс без дистресса. — ?., 1979. — С. 35,37.
66
Глава 1. Проблема психологической адаптации
Под «относительным потенциалом» личности к адаптации Л. Филипс понимает ее способность удовлетворить требования общества и полагает, что, если этот фактор остается постоянным, мы можем предвидеть, каково будет поведение личности. Этот автор ставит вопрос о том, каким образом можно использовать особенности адаптации личности в прошлом и настоящем для измерения будущего потенциала адаптации, и высказывает мысль, что в личности сохраняются те психологические ресурсы, которыми она адаптируется к сложным ситуациям.
В свете этих задач мы считаем целесообразной дифференциацию потенциальных адаптивных способностей (потенциальной адаптивности) и актуальных: адаптивных способностей (актуальной адаптивности).
В работе Л. Филипса речь идет о потенциальной адаптивности личности, которая в будущем, в новых социальных ситуациях, должна стать ситуативной способностью, чтобы обеспечить актуальную адаптацию.
Говоря об актуальных адаптивных способностях личности, следует, по-видимому, выделить несколько их разновидностей, соответствующих тем разновидностям адаптации, о которых мы уже писали в предыдущих разделах.
Во-первых, можно постулировать существование общей адаптивности личности как способности к адаптации в определенных типах социальных ситуаций. Она зависит от уровня нормальности формирования личности в онтогенезе, ее адаптивных механизмов.
Во-вторых, можно выделить различные виды нормальной адаптивной способности (нормальная незащитная, нормальная защитная), способность к различным видам девиантной адаптации. Патологическая адаптация является результатом формирования патологических и патологизированных адаптивных механизмов и их комплексов, поэтому есть основания для утветржения, что существуют различные виды способности к патологической адаптации, которые обусловлены патологическими изменениями личности.
В-третьих, целесообразно выделение способности к ситуативной адаптации (ситуативной адаптивности). Уровень развития этой способности и ее гибкости зависит от развития общей адаптивности личности, обеспечивающей ее внутреннюю готовность к адаптации в быстро меняющихся условиях социальной жизни. Адаптивная гибкость личности обеспечивается гибкостью общих адаптивных механизмов и их комплексов. Играет роль то обстоятельство, что для многих нетипичных ситуаций у личности могут отсутствовать готовые, фиксированные адаптивные механизмы,
1.9. Адаптивная способность
67
комплексы и стратегии. В таких случаях общая адаптивная способность должна выражаться в создании способов гибкой ситуативной адаптации.
Низкий уровень развития каждой из упомянутых разновидностей адаптивных способностей создает у личности склонность к соответствующим видам дезадаптации и дезадаптированности.
Уровень ситуативной гибкости адаптации, по-видимому, в некоторой степени противоположен специализации адаптивных механизмов и их комплексов. При обсуждении этого вопроса в области теории социально-психологической адаптации личности можно использовать аналогию с биологическими явлениями. Известно, что у животных и растений достижение оптимальной адаптации к среде осуществляется путем совершенной специализации. Но такая специализация опасна в том отношении, что при резком изменении условий жизни в совершенстве специализированные виды погибают. Кроме того, в совершенстве адаптированные виды составляют тупиковые ветви эволюции.1
Как же обстоит дело с адаптацией людей и социальных групп? Каково оптимальное соотношение специализации адаптивных механизмов и уровня гибкости и инновативности ситуативной адаптации? Эти вопросы в области социальной психологии личности все еще не исследованы. В качестве исходных можно принять высказанные выше идеи о некоторой противоположности специализации адаптивных механизмов и уровня гибкости адаптации. При этом, однако, следует иметь в виду взаимосвязь между адаптированно-стью и автономностью личности, о которой мы уже писали.
В литературе встречается также понятие «социальная адаптивность» личности. Ее определяют как адаптивность поведения человека в условиях микро- и макрогрупп. Как правильно отметила М. И. Бобнева:
«...в психологическом плане такое поведение обеспечивается выработкой у человека сложной системы ориентации на реальное и должное, перестройкой «высших» (по терминологии Л. С. Выготского) психологических функций и формированием качественно новых способностей и свойств личности». (Бобнева М. И. Психологические проблемы социального развития личности. // Социальная психология личности. — М., 1979. — С. 45-46.)
При этом отмечается, что психологические и социально-психологические свойства и способности личности, обеспечивающие адекватность ее поведения, еще не стали предметом специального психологического изучения.
'См.. например: Грант В. Эволюция организмов. — М., 1980. — С. 199, 265-267.
68
Глава 1. Проблема психологической адаптации
Мы полагаем, что под адаптивностью поведения следует понимать не что иное, как адаптивность личности, а последняя обеспечивается защитными и незащитными адаптивными механизмами и их комплексами. Если это так, то вряд ли правильно утверждение, будто «свойства и способности» личности, обеспечивающие адаптивность ее поведения социальным ситуациям, в психологии еще не стали предметом изучения. Многие из этих свойств и механизмов изучены с различной степенью глубины. Однако они до сих пор еще не были объединены с помощью теоретических принципов, в рамках целостной теории социально-психологической адаптации личности и групп. Именно задачу такого объединения и создания теории и поставил перед собой автор настоящих строк.
Поскольку мы касались точки зрения М. И. Бобневой на эту проблему, отметим еще, что она, рассматривая те способности и свойства личности, с помощью которых осуществляются адекватные социальные действия, выделяет социальное воображение и социальный интеллект. Но мы считаем, что эти познавательные способности не являются адаптивными механизмами личностного уровня в собственном смысле слова. Адаптивные механизмы, многие из которых будут рассматриваться нами в третьей главе настоящего труда, состоят из более элементарных «составляющих сознания» (психики): восприятий, представлений, понятий, суждений и т. п., но к ним не сводятся, являясь более сложными и качественно иными образованиями как в структурном, так и в функциональном отношениях. Некоторые вопросы структуры различных адаптивных механизмов мы обсуждаем в третьей главе книги.
Поскольку в нашей работе речь идет в основном об адаптации личности, которая является системой, то можно выдвинуть следующую проблему: каким образом способность к адаптации связана с внутренним разнообразием личности как системы со сложной структурой? В качестве общего ответа, которым мы здесь и ограничимся, можно сказать, что высокий уровень разнообразия в смысле дифференцированности познавательных способностей и процессов, мотивационной подструктуры и особенно адаптивных механизмов и стратегий адаптивного поведения является необходимой предпосылкой гибкости и широкого спектра проявления адаптивных способностей личности. Такое разнообразие составляет важный аспект адаптивных резервов или адаптивного потенциала человека.
Еще по теме 1.9. Адаптивная способность:
- Адаптивные типы человека
- 6.1. Что такое адаптивная стратегия?
- АДАПТИВНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ
- 1.8.2. Адаптивные проиессы на социологическом уровне
- Неспецифические адаптивные реакции организма
- 6.2.2. Адаптивное мышление при различных стратегиях адаптации
- 3.8. Ролевые конфликты и адаптивные стратегии
- 6.3. Адаптивные стратегии и их защитные механизмы (новая классификация)
- 7.13. Активизация «Я-кониепиии», регуляция адаптивного поведения и толерантность
- Адаптивная функция культуры и социальное окружение
- 6.5. Новые ситуации, выбор или выработка адаптивной стратегии
- Тема: Определение функционального состояния и адаптивных возможностей организма
- 3.9.2. Адаптивные стратегии при когнитивном диссонансе