7.13. Активизация «Я-кониепиии», регуляция адаптивного поведения и толерантность

«Я-концепция» и ее подструктуры, в том числе ситуативные «Я-образы», являются, как мы показали в настоящей главе, комплексными мотивами и регуляторами поведения. Поведение человека претерпевает изменения в зависимости от четкости или неясности «Я-образов», а также от актуализированного в них содержания «Я-концепции».

Анализ данных об условиях четкого осознания личностью себя поможет раскрыть новые грани процесса мотивации и регулирования адаптивных психических процессов в проблемных ситуациях. Нас интересует в первую очередь внутренняя регуляция адаптации как социально-психологического процесса. Если целью регуляции поведения является адаптация личности, ее можно назвать адаптивной регуляцией социального поведения.

Наша идея состоит в следующем.

Психика человека в лице центральных образований его «Я» следит за тем, как функционируют адаптивные механизмы, сравнивает реальное поведение с предварительным планом, с предвосхищаемым ходом адаптации. Поэтому и здесь действуют прямые и обратные связи, конкретную психологическую природу которых предстоит выяснить.

Уровень активности «Я-концепции» человека меняется в зависимости как от ситуации, так и от функционального состояния его организма (бодрствование — сон),

Вполне приемлема точка зрения тех авторов, которые считают, что люди не все время заняты раскрытием, поддерживанием и презентацией своего «Я-образа», и приводят примеры, свидетельствующие о том, что очень часто «Я-концепция» «не очень активна».1

Однако мы уже показали, что «Я-концепция» является хотя и динамичной, но перманентной подструктурой личности и, следовательно, актуально она преимущественно подсознательна. Поэтому, как свидетельствуют факты, поведение человека всегда в той или иной степени мотивируется и регулируется «Я-концепцией» на подсознательном уровне. Многочисленные свидетельства об этом предоставляет изучение сновидений. Существуют доказательства, что даже поза спящего человека регулируется его «Я-концепцией».2

Поэтому следует провести различие между сознательной активностью «Я-концепции» в виде динамики актуализированных

'Argyle ?. The Psychology of Interpersonal Behaviour. L.. 1978, p. 195-196. 2Налчалжян А. А. Ночная жизнь. — ?. — СПб., 2007. Гл. 5.

358

Глава 7. Адаптивные функции самосознания

ситуативных «Я-образов», и подсознательной ее активностью. Если, например, все внимание человека поглощено важным делом и его сознательный «Я-образ» почти отсутствует, то это еще не дает оснований для утверждения, будто в мотивации такой активности «Я-концепция» никакого участия не принимает. Мы считаем возможным выдвинуть гипотезу.

На подсознательном уровне актуализируются «Я-образы», которые не только в сновидениях, но и в бодрствующем состоянии оказывают глубокое и тонкое влияние на поведение человека, на его переживания, мимику и пантомимику, на приводимые им аргументы, если он осуществляет мыслительную деятельность.

Тем не менее случаи, когда ситуативные выражения «Я-кон-цепции» личности становятся особенно ярко осознаваемыми, представляют особый интерес. В социальной психологии условия активизации и осознания «Я-концепции» стали предметом специальных исследований (Р. Уиклунд, М. Аргайл и др.). Некоторые результаты этих исследований представляют значительный интерес для теории социально-психологической адаптации личности, и мы их ниже вкратце обсудим.

«Я-образ» человека становится особенно ярко осознанным, когда он оказывается перед большими аудиториями или при восприятии своего отражения в зеркале. В первом из этих случаев поведение человека на виду других участников социального процесса и его самоуважение всякий раз оказывается в опасности, если реакции других являются неблагоприятными. Выступающий перед аудиторией определяет для себя ситуацию, определяет свою роль (характер деятельности), выставляет определенное «лицо», а именно: «Я-образ» такого человека, который способен выполнить данную роль. Это имплицитное требование роли создает риск потери лица.

Многие социальные ситуации таковы, что в них человек чувствует себя объектом наблюдения для других: когда он отвечает на какие-либо вопросы, когда присутствующие старше его возрастом и т. п. Люди значительно отличаются друг от друга по тому, в какой мере чувствуют себя наблюдателями или объектами наблюдения. Есть крайне неуверенные в своих силах и зависимые люди, которые всегда чувствуют себя под наблюдением. Таковы, в первую очередь, женщины, и именно отсюда их обостренное внимание к своей одежде, прическе, внешности вообще. Мужчины обычно больше внимания обращают на физическую ловкость.

Самосознание можно активизировать и другими путями. Можно создать условия, при которых человек воспринимает себя как

7.13. Активизация «Я-кониегшии», регуляция адаптивного поведения 359

объект, находящийся вне себя. Полученный результат называют «объективным самосознанием».1

Такой результат получается, когда человек оказывается перед зеркалом. «Я-образы» становятся более отчетливыми и в том случае, когда человек отличается от остальных присутствующих какими-то заметными особенностями: полом, одеждой, цветом кожи и т. д. Наоборот, «Я-образы» становятся более «тусклыми» (человек «де-индивидуализируется»), когда всех одевают в одинаковые одежды. В результате этого чувство ответственности ослабевает и люди даже забывают, кто что сказал.

Более отчетливому осознанию «Я-образов» способствует также проникновение в интимный мир личности: когда, например, человека заставляют стоять перед людьми почти голым или одетым в неподходящие одежды или раскрывают тщательно скрываемые факты интимной жизни. Это явление в данной книге мы уже рассмотрели.

Индивидуальные различия самосознания людей иногда принимают крайние и болезненные формы.

Таковы «сценический страх» и другая крайность — эксгибиционизм: желание быть на виду у всех, в центре внимания. Однако прямой связи между внешностью и эксгибиционизмом, по-видимому, нет: таковым может быть самый заурядный и даже безобразный человек. Обнаружено, что «сценический страх» и эксгибиционизм, если их считать «измерениями» личности, независимы: человек одновременно может желать быть в центре внимания и бояться этого. Оказалось также, что такие люди, имея постоянный внутренний конфликт, во время выступлений перед людьми допускают много речевых ошибок.2

Неуверенные в себе люди, имеющие низкий уровень собственного достоинства, у которых не сформировалась устойчивая положительная «Я-концепция», робки, легко поддаются социальным влияниям, страстно желают одобрения, легко смущаются, очень чувствительны к реакциям других, так как они все еще ищут такой информации, которая окажет влияние на продолжающееся формирование их самосознания. Те же, кто достиг устойчивой личной определенности (интегрированной «Я-концепции»), уже не очень беспокоятся о том, что думают о них другие. Они не переживают сильных фрустраций, если другие ошибочно оценивают их личность или негативно реагируют на нее.

1 Duval S. and Wirklund R. A. A Theory of Objective Self-awareness. New York: Academic Press, 1972.

2Paivio A. Personality and audience influence. // Progress in Experimental Personality Research, 2,1965, pp. 127-173.

360

Глава 7. Адаптивные функции самосознания

На основе подобных эмпирических данных можно выдвинуть следующее предположение.

Интегрированная и устойчивая «Я-концепция» является психологической основой толерантности к фрустрациям.

Личность с подобной «Я-концепцией» становится особено толерантной к тем фрустраторам, которые направлены против ее самосознания. Это, конечно, не означает, что она не оскорбляется и не дает отпора.

С нашей точки зрения, толерантность означает, что под влиянием таких фрустраторов важнейшие элементы и подструктуры «Я-концепции» не меняются.

Другим важным выводом является следующий: интегрированная и устойчивая «Я-концепция» свидетельствует о хорошей социальной адаптированности личности независимо от того, какое социальное положение она занимает на данном отрезке своего жизненного пути. Данная концепция толерантности и ее связи с адап-тированностью подлежат дальнейшему исследованию и развитию.

Усиление внимания к своему «Я» и более ясное самосознание чреваты опасностью возникновения конфликтов и фрустраций. Это становится очевидным, когда пытаются определить те изменения поведения, которые возникают в результате активации «Я-концепции» человека вследствие его появления перед аудиторией, наблюдения себя в зеркале или каким-либо другим путем.

Исследования показали, что поведение претерпевает следующие изменения: 1)

поднимается уровень физиологической активности, что в свою очередь приводит к активации усилий и большей продуктивности при решении задач; 2)

внимание главным образом направляется на себя, и собственная личность становится как бы объектом внешнего наблюдения для личности; 3)

эти изменения приводят к тому, что человек начинает острее обычного ощущать несоответствие между своим идеальным «Я-образом» и представляемым в данной ситуации «Я-образом» (то есть тем, как, по мнению человека, в данной ситуации его воспринимают другие).1

Было обнаружено, что те испытуемые, которые осознали несоответствие между вышеупомянутыми «Я-образами», а затем были

'Wicklund R. A. Objective self-awareness. — In: Advances in Experimental Social Psychology, 8, 1975, pp. 233-275; Duval S. and Wicklund R. A. A Theory of Objective Self-Awareness. New York: Academic Press, 1972.

I

7.13. Активизация «Я-кониепиии», регуляция адаптивного повеления 361

поставлены перед зеркалом, удалились от зеркала по возможности поспешно. В других экспериментах этим же психологам удалось установить, что перед зеркалом испытуемые дают более низкие самооценки.

Эту разновидность конфликта подструктур самосознания мы в данной главе уже рассмотрели. Здесь следует добавить, что при возникновении таких ситуаций человек актуально фрустриру-ется и становится очень чувствительным (нетолерантным) к новым фрустраторам: порог фрустрации снижается. Если это так, то у него должны начать свое активное функционирование определенные адаптивные механизмы. Изучение человека в таких экстремальных ситуациях весьма важно для развития теории социально-психологической адаптации личности. Поскольку это так, то возникает возможность углубления выдвинутой нами концепции о природе интроспекции путем установления связи с теорией социально-психологической адаптации.1

Таким образом, «Я-концепция» личности является сознательно-подсознательным образованием, регулятором ее социально-адаптивного поведения. Дополнительные данные, иллюстрирующие изложенную гипотезу, можно найти в работах, посвященных вопросам общения людей лицом к лицу.2

Очевидно также, что адаптивные подструктуры самосознания и их регулирующие функции требуют новых исследований. Мы надеемся, что реализованный в настоящей монографии «адаптивный подход» открывает перед такими исследованиями новые перспективы.

'Наша концепция интроспекции изложена в книге: Налчаджян А. А. Личность, психическая адаптация и творчество. — Ереван, 1980. Гл. 1.

2Argyle ?. The Psychology of Interpersonal Behaviour. London, 1978; Гоффман Э. Представление себя другим. // Современная зарубежная социальная психология (тесты). — М., 1984. - С. 188-196; Goffman ?. The Presentation of Self in Everyday Life. Edinburg, 1956.

<< |
Источник: Налчаджян А. А.. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А. А. На- лчаджян. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо,. — 368 с. — (Психологическое образование).. 2010

Еще по теме 7.13. Активизация «Я-кониепиии», регуляция адаптивного поведения и толерантность:

  1. § 1. Понятие воли, болевая регуляция поведения
  2. ГЛАВА 2 Ситуации, требующие адаптивного поведения
  3. Глава 1. Право как фактор социальной регуляции поведения личности
  4. 7.5.10. Соотношения между центром «Я» и подструктурами «Я-кониепиии»
  5. ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  6. Кониепиия и технология обучения литературе
  7. Кониепиия и технология обучения русскому языку
  8. Кониепиия и технология обучения иностранному языку
  9. 7.4. Регрессия «Я-кониепиии» или же произвольное самоотчуждение?
  10. СЕМЬЯ - СФЕРА ТОЛЕРАНТНОСТИ
  11. ВТОРИЧНОЕ ОТКРЫТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  12. ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ПРАКТИК
  13. ПРОТИВОСТОЯНИЕ: АГРЕССИВНОСТЬ-ТОЛЕРАНТНОСТЬ. ТЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
  14. Поведение и деятельность как реализация форм и видов общественного сознания Социальное поведение
  15. О ТОЛЕРАНТНОСТИ, ДОВЕРИТЕЛЬНОСТИ И СОЛИДАРНОСТИ
  16. ТОЛЕРАНТНОСТЬ
  17. Метод исследования фрустрационной толерантности
- Cоциальная психология - Детская психология общения - Детский аутизм - История психологии - Клиническая психология - Коммуникации и общение - Логопсихология - Матметоды и моделирование в психологии - Мотивации человека - Общая психология (теория) - Педагогическая психология - Популярная психология - Практическая психология - Психические процессы - Психокоррекция - Психологический тренинг - Психологическое консультирование - Психология в образовании - Психология личности - Психология менеджмента - Психология педагогической деятельности - Психология развития и возрастная психология - Психология стресса - Психология труда - Психология управления - Психосоматика - Психотерапия - Психофизиология - Самосовершенствование - Семейная психология - Социальная психология - Специальная психология - Экстремальная психология - Юридическая психология -