І.Два подхода к проблемам войны и мира

Установление военно-стратегического паритета между СССР и США, между государствами — участниками Варшавского Договора и странами НАТО, достигнутое к исходу 60 — началу 70-х годов, сделало бесперспективными и нереалистическими попытки милитаристских кругов США и некоторых других стран НАТО действовать на международной арене «с позиции силы», существенно ограничило гегемонистские и агрессивные планы и возможности империализма.

Международная практика 70-х годов убедительно показала, что изменения к лучшему во взаимоотношениях между Западом и Востоком возможны и что эти изменения способны содействовать созданию реальной основы для ограничения соревнования в военной области.

Однако наиболее воинственные силы империализма, не желающие считаться с реальностями международной жизни, вознамерились в 80-е годы нанести удар по сложившемуся в мире военно-стратегическому равновесию и попытаться добиться военного превосходства над Советским Союзом, над социалистическим содружеством. С этой целью они развернули беспрецедентные по своим масштабам и темпам военные приготовления.

Администрация Рейгана в США с первых дней своего пребывания у власти присту-

Курс США на пила к разработке «новой военной стра-

достижение военного гг г

превосходства тегии» — стратегии «прямого противобор

ства» между США и СССР. По заявлению министра обороны США, эта стратегия была направлена прежде всего на достижение «полного и неоспоримого» военного превосходства над СССР. По замыслу Пентагона, наличие у США мощных стратегических ядерных сил и развертывание в дополнение к ним крупных так называемых «евростратегических» ядерных сил (ракет «Першинг-2» и крылатых ракет) позволило бы достичь политических и военных целей в «ограниченной» ядерной войне. Одновременно предусматривалась подготовка вооруженных сил к ведению боевых действий с применением только обычных средств поражения. Милитаристские круги США стали выдвигать различные военные доктрины, исходящие из допустимости применения ядерного оружия.

В 1982 году Пентагон разработал «комплексный стратегический план» ведения «затяжной» ядерной войны против СССР и других социалистических стран, который был прямо ориентирован на упреждающие действия США и применение оружия первого удара с расчетом лишить подвергшуюся нападению сторону возможности ответить соответствующим контрударом.

Утвержденный президентом США в 1982 году документ «Директивы в области обороны на 1984—1988 финансовые годы» был подтвержден и дополнен новыми директивами на 1985—1989 годы. В плане реализации этих директив были приняты решения о развертывании 100 новых межконтинентальных баллистических ракет MX, каждая из которых оснащена 10 разделяющимися головными частями индивидуального наведения мощностью по 600 килотонн; о строительстве до 1990 года 13 новых атомных подводных лодок типа «Огайо», вооруженных каждая 24 ракетами «Трайдент»; о создании мобильной моноблочной МБР «Миджитмен»; о разработке и производстве бомбардировщиков нового типа В-1В, бомбардировщика-«невидим- ки» «Стеле» и ряда других видов современных вооружений. Особое внимание в планах Пентагона заняли усилия по перенесению гонки вооружений в космос.

О глобальном характере планов новой администрации США свидетельствовало расширение военного присутствия США во всех важных районах мира. К середине 1982 года Пентагон содержал более 1500 военных баз и объектов на территории 32 государств. С 1 января 1983 г. было создано новое так называемое «центральное командование» (СЕНТКОМ), в сферу действия которого были включены 19 государств Азии и Африки — от Египта до Афганистана и Пакистана на востоке и до Эфиопии и Сомали на юге, — а также значительная часть Индийского океана, включая Персидский залив и Красное море. Важная роль в этих планах отводилась «силам быстрого развёртывания», созданным еще в 1977 году, численность которых администрация Рейгана решила увеличить до 440 тыс. человек.

В борьбе против сил мира и социального прогресса вместе с США выступили и другие империалистические державы — ближайшие союзники США по НАТО, прежде всего Великобритания и ФРГ. В рамках глобальной военной стратегии Вашингтона Североатлантический союз на рубеже 70—80-х годов принимал меры по форсированному перевооружению.

Взяв курс на достижение воєнного пре* восходства, Вашингтон повел дело к свер- договоренностей оГ тыванию переговоров по вопросам разо-

ограничении вооружений ружения, к срыву уже достигнутых

договоренностей в этой области. Администрация Картера, подписавшая в июне 1979 года Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений, Протокол к договору и другие примыкающие к нему документы (см. гл. VII), под различными предлогами стала затягивать ратификацию Договора ОСВ-2. Пришедшая же к власти в 1981 году администрация Рейгана вообще отказалась от ратификации Договора ОСВ-2 (в декабре 1986 г. она формально нарушила его).

В начале 80-х годов правительство США в одностороннем порядке прервало переговоры по целому ряду вопросов ограничения вооружений и разоружения, которые велись в 70-е годы: трехсторонние (с участием Великобритании) переговоры о полном запрещении испытаний ядерного оружия, двусторонние переговоры о запрещении и уничтожении химического оружия, об ограничении и последующем сокращении военной деятельности в Индийском океане, об ограничении продажи и поставок обычных вооружений, о противоспутниковых системах.

В крайне осложнившейся международной обстановке Совет- кий Союз, руководствуясь сознанием высокой ответственности за сохранение и упрочение всеобщего мира и безопасности, за продолжение процесса разрядки, настоятельно призвал к сдержанности в области стратегических вооружений, заявив о готовности СССР без промедления продолжать соответствующие переговоры с США. На XXVI съезде КПСС в феврале—марте 1981 года были предложены конкретные меры по ограничению развертывания новых видов вооружений — подводных лодок типа «Огайо» с ракетами «Трайдент-1» и аналогичной системы в СССР («Тайфун»)21, размещаемых на этих подводных лодках новых типов баллистических ракет (БРПЛ).

Советский Союз предложил договориться о том, чтобы установить мораторий на размещение в Европе новых ракетно- ядерных средств средней дальности НАТО и СССР, то есть «заморозить» в количественном и качественном отношениях существующий уровень таких средств, включая ядерные средства передового базирования США в этом районе.

Большое внимание на XXVI съезде КПСС было уделено проблемам общеевропейской безопасности. Предлагалось существенно расширить зону применения мер доверия в военной области, проводимых по решению СБСЕ. Было объявлено о готовности распространить такие меры — предварительное уведомление о военных учениях сухопутных войск, приглашение на них наблюдателей из других стран — на всю европейскую часть СССР при условии соответствующего расширения зоны мер доверия и со стороны западных государств.

Наряду с этим Советский Союз был готов провести конкретные переговоры по мерам доверия на Дальнем Востоке со всеми заинтересованными государствами.

Для того чтобы народы знали правду о губительных для человечества последствиях ядерной войны, СССР предложил создать авторитетный международный комитет, который показал бы жизненную необходимость предотвращения ядерной катастрофы.

Стержневым направлением усилий СССР и ДРУГИХ социалистических стран в обста- п^Рдотвращениеаядерной новке Резкого осложнения международно-

ВОйны ' го климата на рубеже 70—80-х годов

стала борьба за устранение угрозы ядерной войны. По предложению Советского Союза 36-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (1981 г.) приняла подавляющим большинством голосов Декларацию о предотвращении ядерной катастрофы, в которой объявила, что государства и государственные деятели, которые первыми прибегнут к использованию ядерного оружия, совершат тягчайшее преступление против человечества, несовместимое с законами человеческой морали и высокими идеалами ООН. Поэтому высший долг и прямая обязанность руководителей государств, обладающих ядерным оружием, — действовать так, чтобы свести на нет опасность возникновения ядерной войны. Только США и их военно-политические союзники не поддержали эту декларацию.

На II специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению (июнь—июль 1982 г.) Советский Союз, демонстрируя свою преданность делу мира, добрую волю и высокую ответственность за судьбы народов, с 15 июня 1982 г. в одностороннем порядке принял на себя обязательство не применять первым ядерное оружие. США не откликнулись и на этот добрый почин, продолжая свою прежнюю линию на использование ядерного оружия в качестве средства «устрашения».

На 38-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1983 г.) по предложению Советского Союза широким большинством голосов была принята Декларация об осуждении ядерной войны. Декларация «решительно, безоговорочно и навсегда осуждает ядерную войну как противоречащую человеческой совести и разуму, как самое чудовищное преступление против народов, как попрание первейшего права человека — права на жизнь». Одновременно Ассамблея объявила «преступными актами» разработку, выдвижение, распространение и пропаганду политических и военных доктрин и концепций, призванных обосновать «правомерность» применения ядерного оружия первыми, как и вообще «допустимость» развязывания ядерной войны. И на этот раз в числе голосующих против оказались только США и их союзники.

Основные направления борьбы за безъядерный и безопасный мир и конкретные маршруты движения к нему в такой критический и переломный период международных отношений, каким является вторая половина 80-х годов, были сформулированы в письме министра иностранных дел СССР генеральному секретарю ООН по вопросу о третьей специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной разоружению, от 25 мая 1987 г. В письме указывалось, что, приняв эстафету у двух предыдущих специальных сессий, посвященных разоружению, третья специальная сессия, созыв которой запланирован на 1988 год, призвана высветить актуальные задачи разоружения сегодняшнего и завтрашнего дня. В практическом плане она могла бы определить наиболее эффективные пути перестройки международных отношений в соответствии с чаяниями народов, продвинуть вперед дело создания всеобъемлющей системы безопасности в военной области, решить вопросы, связанные с повышением эффективности многосторонних механизмов по поддержанию мира.

Вместе с Советским Союзом борьбу за предотвращение ядерной войны активно вели и другие социалистические государства. В Политической декларации, принятой на совещании ПКК ОВД в Праге 5 января 1983 г., они заявили, что любые расчеты на то, что, развязав ядерную войну, можно одержать в ней победу, безрассудны. В ядерной войне, если бы она разразилась, не может быть победителей. Она неизбежно приведет к гибели целых народов, к колоссальным разрушениям и катастрофическим последствиям на Земле.

Участники Пражского совещания ПКК заявили, что они не стремятся к военному превосходству над государствами — членами НАТО и не имеют намерения нападать на них, как и на любую другую страну в Европе или за ее пределами. Поскольку государства — члены НАТО, указывалось далее в декларации, также заявляют об отсутствии у них агрессивных намерений, то не должно быть причин, мешающих принятию на себя государствами, входящими в оба союза, соответствующих взаимных обязательств международно-правового характера. Исходя из этих соображений, участники Варшавского Договора обратились к участникам Североатлантического союза с предложением заключить Договор о взаимном неприменении военной силы и поддержании отношений мира* Сердцевиной такого договора было бы взаимное обязательство государств — участников обоих союзов не применять первыми друг против друга ни ядерных, ни обычных вооружений и, следовательно, не применять первыми друг против друга военную силу вообще. Предусматривалось также аналогичное обязательство о неприменении силы членами обоих союзов против третьих стран, будь то находящихся в двусторонних союзных отношениях с ними либо неприсоединив- шихся или нейтральных.

Следует отметить, что идеи, аналогичные предложенным, уже были зафиксированы в ряде документов об отношениях между социалистическими и западными государствами, в частности в советско-американском Соглашении о предотвращении ядерной войны 197& года. Однако под нажимом США блок НАТО отказался возродить и подтвердить эти идеи в новом и всеобъемлющем документе.

Вплотную к вопросу о неприменении силы примыкает проблема осуждения и запрещения государственного терроризма. СССР внес на обсуждение 39-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1984 году вопрос «О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах». Соответствующий проект резолюции был одобрен . подавляющим большинством голосов членов ООН. Никто не голосовал против, и лишь 30 делегаций воздержались (среди них — США и их ближайшие союзники по НАТО, Израиль, Чили). Резолюция явилась серьезным ударом по политике империализма.

Таким .образом, в вопросах предотвращения ядерной войны и разоружения в 80-е годы с особой выпуклостью обозначились два диаметрально противоположных подхода: линия США на достижение военного превосходства, на уход от задачи обуздания гонки ядерных вооружений и курс СССР и других социалистических государств, поддерживаемый миролюбивым человечеством, на всемерное укрепление мира и безопасности народов, устранение угрозы войны, решение проблемы разоружения. 2.

<< | >>
Источник: Г. В. Фокеев. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СССР / том ТРЕТИЙ 1970-1987. 1987

Еще по теме І.Два подхода к проблемам войны и мира:

  1. § 14. ПРОБЛЕМЫ ВОЙНЫ И МИРА В 1920-Е ГГ., МИЛИТАРИЗМ И ПАЦИФИЗМ
  2. Два подхода к региональной политике
  3. 8.1. Два варианта интерпретации мира
  4. 3. Монизм и монадология — два пути к «гармонии мира»
  5. 2.1. ДВА ОСНОВНЫХ ПОДХОДА К ИСТОРИИ: УНИТАРНО-СТАДИАЛЬНЫЙ И ПЛЮРАЛЬНО-ЦИКЛИЧЕСКИЙ
  6. Приложение II ДВА ПОДХОДА К ОБЪЯСНЕНИЮ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, БОГАТСТВА И БЕДНОСТИ СТРА
  7. НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. ОБРАЗОВАНИЕ АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ И ПОЛИТИКА ЕЕ УЧАСТНИКОВ ПО ОСНОВНЫМ ПРОБЛЕМАМ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ
  8. 3. Проблема субстанции. Материя и дух, их атрибутивные характеристики. Проблема единства мира.
  9. Подходы к духовно-материальному единству мира.
  10. 3. Теория и тактика большевистской партии по вопросам войны, мира и революции.
  11. § 30. НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» И СТАНОВЛЕНИЕ ДВУХПОЛЮСНОГО МИРА
  12. 1. Международная обстановка в 1930-1934 годах. Экономический кризис в капиталистических странах. Захват Японией Манчжурии. Приход фашистов к власти в Германии. Два очага войны.
  13. Светлов Р.. Войны античного мира: Походы Пирра, 2003
  14. Подход к проблеме
  15. ИТОГИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ войны. ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА ПОСЛЕВОЕННОГО УСТРОЙСТВА МИРА
  16. Глава XXXVI ШВЕЦИЯ ВО ВРЕМЯ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И КРИЗИСА МИРА (1914—1922 гг.)
  17. 1.11. О перспективах структурно-функционального подхода к проблеме адаптации
  18. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БЫТИЕ: ПОДХОДЫ И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
  19. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМАМ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
  20. Подходы к проблеме развития в основных психологических направлениях