Периодизация советских гендерных отношений

В работах российского социолога И. Кона и американской исследовательницы Г. Лапидус предложена периодизация советской партийно-государственной политики в отношении сексуальности и женщин (Кон 2005; Коп 1995; Ьар1сЙ1.ч 1977).
Иную периодизацию советской гендерной истории, основанную на выделении нескольких поколений советских людей, имевших разную социализацию и повседневный опыт, предлагает финская исследовательница А. Роткирх (Кх^кнсЬ 2000).

Все исследователи выделяют четыре периода советских гендерных отношений. Первый этап датируется 1918—началом 1930-х годов. Кон определяет его как период большевистского экспериментирования в сфере сексуальности и семейно-брачных отношений. Лапидус называет его периодом политической мобилизации женщин, или периодом жеисоветов. В целом представляется, что большевистский период может быть представлен как гендерная политика решения женского вопроса посредством дефамилизации и политической мобилизации женщин.

Второй этап — начало 1930—середина 1950-х годов — концептуализируется как тоталитарная андрогиния, как период экономической мобилизации женщин. В нем выделяется «великий перелом» (1929—1934), которому, как отмечает Н. Тимашев (Ттаэ^^ 1946), соответствует традиционалистский откат в политике семейно-брачных отношений. Начало этого периода соответствует первым пятилетним планам индустриализации и коллективизации, а затем официальной декларации, согласно которой женский вопрос в Советском Союзе был решен. В 1936 году запрещаются аборты. Символические границы данного периода гендерной политики — 1955 год; тогда была отменена криминализация абортов и таким образом обозначена либерализация государственной репродуктивной политики.

Третий этап — середина 1950—конец 1980-х годов — приходится на период политической оттепели, начало которого датируется XX съездом КПСС, кампаниями массового жилищного строительства и новой постановкой женского вопроса, связанного с программой решения демографического кризиса в стране.

Четвертый этап начинается со времени политических и экономических реформ конца 1980-х годов, когда существенным образом меняется роль государства в регулировании социальных отношений вообще и гендерных в частности. В данной статье мы ограничиваемся анализом этакратического (советского) гендерного порядка.

Реконструируя гендерные дискурсы, мы обращаемся не только к официальной гендерной политике, по и к свидетельствам художественной, публицистической и научной литературы соответствующих периодов. Для анализа ранних периодов мы будем неоднократно обращаться к «энциклопедии советского быта» — двулогии Ильфа и Петрова.

<< | >>
Источник: Е. Здравомыслова, А. Темкина. Российский гендерный порядок: социологический подход: Коллективная монография — СПб.: И ад-во Европейского университета в Санкт-Петербурге. — 306 с. — (Труды факультета полит, наук и социологии; Вып. 12).. 2007

Еще по теме Периодизация советских гендерных отношений:

  1. Советский гендерный порядок
  2. Модели советских гендерных контрактов
  3. Советский этакратический гендерный порядок1 (Е. здравомыслова, А. Темкина)
  4. Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России25 (А. Роткирх, А. Темкина)
  5. § 1. Периодизация развития науки советского уголовного процесса . .
  6. ГЛАВА 2. СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ГЕНДЕРНЫЙ ПОРЯДОК
  7. Гендерные отношения в современной российской семье
  8. в)              Критерии периодизации истории формирования советского ВПК
  9. Заключение: социология и гендерные отношения
  10. Сферы конструирования гендерных отношений и задачи конструктивистского анализа
  11. АТОМАРНАЯ СТРУКТУРА ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ШКАЛА
  12. СЕМЬЯ КАК ПАРАДИГМА ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  13. Гендерное образование как способ преодоления общественных стереотипов и перспективы гендерной педагогики
  14. Фрагмент воспоминаний Н.И.Махно об отношении органов Советской власти к анархо-партизанским отрядам, отступавшим весной-летом 1918 г. с Украины в Советскую Россию