5. Логика как механизм дедукции

Прояснение смысла и объема реальной логики важно для понимания ее места в математике, ибо мы должны говорить здесь не о логических исчислениях, а о схемах истинностных преобразований, относящихся к реальной логике.

Механизм действия логики как средства дедукции проистекает из ее связи с понятием абсолютной истины.

Все наше мышление подчинено идеалу абсолютной истины и ограничено нормами, проистекающими из этого идеала. Механизм действия логики состоит в приложении идеальных требований, проистекающих из понятия истины, к реальным суждениям. Если система суждений абсолютно истинна, то она должна подчиняться закону непротиворечия, если она истинна, то она должна исключать неопределенные понятия и, следовательно, должна подчиняться закону исключенного третьего и т. д. Логическая дедукция является ничем иным, как исключением форм суждений, не удовлетворяющих априорному требованию истинности знания.

По отношению к математике нетривиальным является вопрос об отношении логики к внелогическим средствам дедукции. Ясно, что математический вывод основывается не только на правилах логики. Математическое рассуждение существенно опирается на собственно математические очевидности и, в некоторых случаях, оно может быть свободным от логики. Переходы от рдной формулы к другой, основанные на определениях объектов, не требуют применения собственно логических схем. Так, переходя от выражения (а + b\){a — 6i) к выражению а2 + б2, мы опираемся исключительно на определения правил действия с действительными числами и с мнимой единицей. В этом переходе мы не используем каких-либо правил логики, хотя здесь несомненно присутствует предельно надежная дедукция. Многие достаточно объемные математические рассуждения основаны целиком на такого рода предметных определениях и не содержат в себе каких- либо логических правил.

Некто может сказать, что при переходе от (а + 6і)(а — 6і) к а2 + б2 просматривается правило силлогизма, выражаемое формулой: ((А —+ В) (В С)) —+ (А —? С). Нетрудно, однако, видеть, что это правило появляется здесь лишь постфактум, только в качестве итоговой схемы, но не в качестве схемы, обосновывающей шаги доказательства, так как каждый шаг доказательства здесь полностью определен ссылкой на интуитивно ясное математическое определение.

Являются внелогическими все доказательства, связанные с построением. Осуществляя построение, мы опираемся только -на свойства объектов, которые используются в построении и не обращаемся к логической дедукции как таковой. Являются внелогическими и все геометрические доказательства, основанные на непосредственно очевидных геометрических преобразованиях.

Таким образом, надо признать, что в математическом мышлении имеется существенно внелогический компонент, обеспечивающий, тем не менее, надежную дедукцию.

Даже если бы математикам было запрещено опираться на логические правила вывода, то математика не перестала бы существовать в качестве дедуктивной и строгой науки. Эта ситуация легко объясняется из того факта, что существует несколько относительно независимых типов аподиктической очевидности, которые определяют надежное математическое рассуждение.

Эти факты позволяют нам понять рациональный смысл интуиционистского истолкования логики. Интуиционистская математика, если посмотреть на нее с точки зрения соотношения математики и логики, является не чем иным, как попыткой полного освобождения математики от логики, попыткой представить математику как систему выводов, опирающихся только на собственно математические интуиции. Брауэр склонен был думать, что математическое рассуждение внелогично по своей природе, и что оно может двигаться исключительно на основе внутренних очевидностей, определяемых понятием построения. Правила логики понимаются, с этой точки зрения, только как схемы математических доказательств, выявленные в практике конструктивного рассуждения.

Сама практика интуиционизма показала, что возможности внелогических средств недостаточны и что для представления математики во всей ее значимой части мы нуждаемся также и в формах чистой логики.

Правильное решение вопроса о месте логики в математике должно исходить из понимания общих целей математического мышления. Если мы вправе предположить, что в своем историческом развитии математика стремится к построению максимально богатой совокупности непротиворечивых систем, способных быть основой моделирования реальных связей и процессов, то ясно, что оно будет опираться на любые очевидности, полноценные в дедуктивном отношении и будет использовать их в максимальных пределах, в плане реализации этой общей задачи. Математические и логические интуиции представляют собой два глубинных корня математического мышления, два независимых измерения, определяющих возможности расширения сферы математического мышления.

Это значит, что математическое мышление имеет двоякую интуитивную основу: оно опирается одновременно и на собственно математические (предметные) очевидности, и на логические (нормативные) очевидности, проистекающие из общих целей мышления. Математика с этой точки зрения является соединением логики как чи- стой нормативности с идеально предметными представлениями, порожденными деятельностью.

<< | >>
Источник: Перминов В .Я. . Философия и основания математики - М.: Прогресс- Традиция. — 320с.. 2001

Еще по теме 5. Логика как механизм дедукции:

  1. § 5. Индукция и дедукция как методы правового познания
  2. КЛАУС ШУБЕРТ ЛОГИКА СТРУКТУРЫ, ЛОГИКА СУБЪЕКТОВ И ЛОГИКА ИННОВАЦИИ: КОНЦЕПЦИИ СЕТЕЙ И АНАЛИЗ СФЕР ПОЛИТИКИ
  3. 1. Сверхлогика как многозначная и метафизическая логика
  4. 2. Логика как теория истины
  5. Категории Абсолюта как конкретизации спекулятивной логики.
  6. МИФ КАК ОТРИЦАНИЕ ЛОГИКИ
  7. 4.11. ИЗОЛЯЦИЯ как защитный механизм
  8. Наука и логика как рассудочное знание.
  9. 4.12. Самоограничение как механизм нормальной адаптации
  10. § 2. Формальная логика как наука
  11. § 1. Обратная дедукция
  12. § 5. Дедукция эстетических суждений
  13. АРИСТОТЕЛЬ (метод дедукции)
  14. 4.8.6. Идентификация как один из механизмов морального поведения
  15. Культура как механизм социального взаимодействия
  16. § 1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности
  17. 5.6. ИСКУССТВО КАК МЕХАНИЗМ ТРАНСЛЯЦИИ СМЫСЛОВ
  18. 3.1. Престиж как механизм интеграции современного общества
  19. «ЛОГИКА ПОР-РОЯЛЯ» И ЕЕ МЕСТО В ИСТОРИИ ЛОГИКИ