2. Исключение формальных обобщений

Мы должны строго отделить реальную логику от математической логики. Достаточно ясно, что исчисления математической логики — лишь формальные расширения схем реальной логики, не имеющие отношения к логике как нормативной основе мышления.

Простым примером в этом отношении являются многозначные логики.

По аналогии с двузначной логикой мы можем строить формальные исчисления с любым числом значений истинности, но ясно, что здесь мы имеем дело не с расширением принципов реальной логики, атольг ко с формальными их обобщениями, не имеющими статуса логики как нормативной основы мышления.

Не относится к реальной логике и такая логическая конструкция, как логика многоместных предикатов. Строгая запись математических утверждений в ряде случаев требует использования символики многоместных предикатов. Утверждение, что для любых двух точек х \л у, лежащих на прямой, найдется точка z, равноудаленная от них обоих, может быть записано формулой (x)(y)3z B(xjy,z)f где предикат В означает трехместный предикат «быть равноудаленным». Если это утверждение истинно для определенных x, у И z, то для них будет заведомо ложным утверждение B{x,z,y) и мы можем написать истинную формулу: -^ЗхЗуЗг (B{z)x)y)8^B(x) z,y)), которая является теоремой геометрии. Однако сама эта запись, будучи вполне корректной, не дает нам средств вывода, принадлежащих логике многоместных предикатов. Это и понятно: чистое логическое следование может основываться либо на свойствах логических отношений между высказываниями, которые зафиксированы в логике высказываний, либо на свойствах кванторов, которые определены аксиомами узкого исчисления предикатов. Других оснований для чисто логического перехода не существует. Логика отношений, таким образом, играет,в математике экспликативную роль и приобретает дедуктивное зна^ние только в том случае, когда применяется как математическая структура, описывающая конкретные множества с заданными отношениями типа симметричности, транзитивности и т. п. С этой точки зрения мы можем утверждать, что логика отношений, введенная Д. Шредером и Б. Расселом, которая была воспринята многими философами в начале XX века как существенное обогащение традиционной логики, является, в действительности, специфической метаматематической теорией, полезной для аксиоматического построения арифметики и теории множеств, но никак не расширяющей сферы реальной логики.

Аналогичное соображение справедливо и для логики предикатов высших порядков.

Формальное представление арифметики с самого начала требует использования предикатов второго порядка, так как аксиома индукции не может быть записана конечным образом в исчислении предикатов первого порядка. Но содержит ли в себе это исчисление новую систему аподиктически очевидных логических истин? Ответ здесь также должен быть отрицательным. Исчисление предикатов второго и более высоких порядков важно для логического анализа математики в том плане, что оно позволяет выразить исходные принципы математических теорий в их истинном логическом соподчинении. Это исчисление, как показывает теория типов, может служить также основой для формулировки правил, ограничивающих область допустимых объектов математического рассуждения. Однако было бы ошибочным ставить формулы этой логики наряду с первичными интуитивно ясными принципами реальной логики. Здесь мы имеем дело снова только с логико-подобной структурой, заведомо выходящей за сферу категориально оправданной и абсолютно обоснованной реальной логики. Логики высшего порядка должны рассматриваться как приемлемые математические структуры, но не как часть реальной логики, определенной общими целями знания33.

Развитие математической логики совершенствует логику как средство описания математических форм, как базу для теории формальных определений, как систему понятий, необходимых для анализа доказательства ит. п., но оно не обогащает системы собственно логических истин, не увеличивает системы аподиктически очевидных схем, определяющих шаги доказательства. Реальное математическое рассуждение опирается только на интуитивно ясные формы, которые в полном своем объеме зафиксированы в традиционной логике.

<< | >>
Источник: Перминов В .Я. . Философия и основания математики - М.: Прогресс- Традиция. — 320с.. 2001

Еще по теме 2. Исключение формальных обобщений:

  1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМАЛЬНО-ЭМПИРИЧЕСКОГО ОБОБЩЕНИЯ
  2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМАЛЬНО-ЭМПИРИЧЕСКОГО ОБОБЩЕНИЯ И ТЕОРИИ ЭМПИРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ПОСТРОЕНИИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
  3. § 6. Обобщение и ограничение понятий
  4. Исключение
  5. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ОБОБЩЕНИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО .МЫШЛЕНИЯ
  6. ОБОБЩЕННЫЙ ОБМЕН
  7. Эмпирические обобщения в социологии
  8. Ограничение и обобщение понятий
  9. Формально - неформально
  10. 6. Исключение из рядов
  11. 9. Некоторые обобщения
  12. Закон исключенного третьего.