Фрустрации интеллектуалов в бюрократии
Частая смена экспертного персонала в государственной бюрократии происходит не просто из-за неудовлетворенности заказчиков или критики со стороны внешних групп (например, Конгрессом). Она возникает часто в результате накопившейся фрустрации, испытываемой интеллектуалами. Ранее они испытывали чувство личной независимости и не в состоянии выносить очевидные ограничения, на
кладываемые формальной организацией. Так* недавно один психиатр наблюдал эйфорию и оптимизм, возникший у его друзей. Ему было трудно объяснить этот феномен, и первоначально он предположил, что эти чувства возникли в результате победы Объединенных Наций. Только позднее он осознал, что встречался с рядом друзей, которые к тому времени навсегда оставили вашингтонскую бюрократию. Очевидно, они испытывали эйфорическое освобождение от фрустрации.
Нечто подобное о своих наблюдениях военного времени сообщает и Стоуффер:
В Вашингтонской военной администрации никто не мог сохранить альпийское беспристрастие, которое было достоинством университетских исследований в мирное время. Фрустраций было много... Все сотрудники, которые работали в области социологии и социальной психологии, например в ведомстве военной информации, в ведомстве стратегических служб, военной разведке и других, испытывали похожие переживания[398].
Полезно рассмотреть некоторые из наиболее обычных типов фрустрации, высшей точкой которых является разочарование, ибо таким образом мы прольем свет на возможности бюрократического интеллектуала влиять на политику и на пределы этого влияния. Эти фрустрации можно подразделить на две основные группы: (1) те, которые проистекают из конфликта ценностей между интеллектуалами и политическими деятелями; (2) из бюрократического типа самой организации. Конфликт ценностей между интеллектуалом и политическим деятелем. Иногда бюрократический интеллектуал оказывается мишенью в конфликте, возникающем из-за разных типов дискурса политического деятеля и интеллектуала. Исследования, которые кажутся тривиальными с непосредственной практической точки зрения, могут быть очень важными для теоретического осмысления и могут позднее прояснить ряд практических проблем.
Специалисты могут испытывать фрустрацию из-за требования работать в области, находящейся вне сферы их компетенции, так как политический деятель иногда не знает точно существенных различий между специалистами.
2. Фрустрации, возникающие из-за бюрократической организации. Поскопьку бюрократия организована для практических действий, интеллектуалам часто задают вопросы, на которые у них нет немедленного ответа. Это провоцирует «невроз предельного срока»; перед интеллектуалом стоят проблемы, которые не могут быть решены в пределах выделенного срока. Проблема предельного срока была прекрасно описано Робертом Льюисом Стивенсоном в абсолютно другом контексте: «Мы не кабинетные ученые, исследующие предмет на совесть; мы теоретизируем с пистолетом у своего виска; мы сталкиваемся с новыми обстоятельствами, в которых мы не более чем за час должны не только принять решение, но и начать действовать». Затруднения в общении между интеллектуалом и политическим деятелем обычно приводят к фрустрациям. Поскольку политический деятель часто не информирует интеллектуалов о ближайших политических проблемах, последним трудно определить, какие данные необходимы именно сейчас. Проблема может заключаться и в том, чтобы существующие исследовательские результаты попали к политическому деятелю, который нуждается в них, в то время как он вынужден сталкиваться с большим числом материалов из различных источников. Персонал, выступающий в роли посредника, может выхолостить или исказить результаты исследований до их поступления к политическому деятелю. В конце концов, существует проблема такой формулировки результатов, при которой наиболее значительные результаты стали бы понятны и привлекли внимание политического деятеля. «Обработка материала» требует упрощения в некоторых пунктах, где отбрасываются некоторые из наиболее сложных и значительных данных. Несмотря на все предосторожности, данные интеллектуалов могут не использоваться теми, кому они предназначены. Это лишает работу интеллектуала рациональных оснований и снижает его интерес к собственной работе, приводит к «неврозу бессмысленности». (Соответственно, даже случайное использование результатов исследования, даже в ограниченном контексте, служит для интеллектуала новым моральным стимулом.)
1) Иногда политический деятель отказывается от исследований, накопленных в социальных науках, полагая, что его непосредственный опыт дал ему более надежное представление о ситуации, чем может получить интеллектуал. С наибольшей вероятностью это происходит, если результаты исследований предполагают изменения в хорошо знакомой повседневной практике, поскольку интеллектуалу редко удается продемонстрировать большую эффективность предлагаемой системы по сравнению с существующей системой.
Наш экскурс, затронувший один из аспектов роли интеллектуала в нашем обществе, направлен главным образом на формулировку определенных гипотез. Коллекция биографий, дневников и записок интеллектуалов, работающих в государственной бюрократии, непосредственное наблюдение участников и исторические данные могут дать нам надежную и плодотворную основу для исследований в этой области[399].
Еще по теме Фрустрации интеллектуалов в бюрократии:
- Интеллектуалы в бюрократии и независимые интеллектуалы
- РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЮРОКРАТИИ
- Фрустрация
- 2.8. Проблема оптимальной фрустрации
- Положение в бюрократии и мировоззрение
- 2.5. Личность, референтные группы, фрустрация
- Бюрократия
- 2.4. Фрустрация на различных этапах целенаправленной деятельности
- Бюрократия
- Бюрократия
- Глобальная бюрократия
- Появление интеллектуалов
- Структура бюрократии
- 7.9.3. Влияние фрустрации и стресса на самоуважение
- § 5. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства
- Блокада и фрустрация
-
Cоциология семьи -
Антропология. Этнография -
Гендерная социология -
Демография -
Домоведение -
История социологии -
Методы сбора и анализа социологических данных -
Общая социология -
Первоисточники по социологии -
Политическая социология -
Социальная безопасность -
Социальная работа -
Социальная структура и стратификация -
Социально-территориальные общности -
Социоинженерная деятельность -
Социологические работы -
Социология культуры -
Социология личности -
Социология общественного мнения -
Социология права -
Экономическая социология -
Этносоциология -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -