Основы влияния Капитолия
В послевоенные годы проявлялись, таким образом, две взаимно переплетающиеся тенденции, которые и определяют истинное положение конгресса во внешнепо литических делах США. С одной стороны, в результате закономерностей развития государственно-монополистического капитализма происходит колоссальное сосредоточение власти у президента США и связанное с этим относительное падение роли конгресса.
Узость интересов конгрессменов, в особенности членов палаты представителей, недостаточность информации, которой они располагают, ее секретность, все увеличивающееся количество и сложность внешнеполитических проблем, быстрота, с которой они должны решаться,— именно эти причины обычно выдвигаются буржуазными исследователями для объяснения неуклонного падения роли конгресса в процессе формирования внешней политики США. Важнее, конечно, то обстоятельство, что аппарат исполнительной власти имеет более совершенную бюрократическую организацию по сравнению с распыленностью ответственности и отсутствием должной координации в деятельности органов конгресса. Поэтому президент и соответствующие правительственные ведомства используются в интересах монополий чаще и охотнее, выполняя основную ведущую роль в формировании и проведении внешней политики США.
Тем не менее очевидно, что американский конгресс вообще и в области многих внешнеполитических мероприятий в частности играет четко для него определенную и важную для монополистического капитала страны роль. Занимаясь распределением федерального бюджета, в частности в области военных расходов или ассигнований на иностранную помощь, вопросами внешнеэкономической, в частности тарифной, политики, конгресс вступает в сферу, жизненно важную для прибылей американских монополий. Именно поэтому последние уделяют особое внимание сохранению и укреплению своих рычагов влияния в Капитолии. Хорошо известно, что «военный бизнес» американских монополий вызвал широкие масштабы прямого подкупа американских конгрессменов, а также применения к ним других средств давления со стороны заинтересованных в правительственных заказах фирм. Известный американский физик Ральф Лэпп в книге «Культура оружия» отмечает: «Никогда конгресс США не блокировал ассигнований средств на основные системы оружия, которые предлагалось финансировать. Более того, он всегда выступал за новые виды оружия, которые находились в процессе разработки... Давление гигантских корпораций, которые составляют военно-промышленный аппарат, ощущается в Пентагоне, в Белом доме и конгрессе... Очень немногие конгрессмены осмеливались подвергать сомнению военные расходы, даже если они обладали необходимой технической компетенцией для оценки воешю-технических проблем»285. Для обслуживания интересов американских монополий при конгрессе США сложилась его «третья палата» — лобби, т. е. система организаций и лиц, с помощью которых путем подкупа, интриг, шантажа и прочих средств оказывается влияние на деятельность конгресса.
На подкуп конгрессменов лоббистами тратятся миллионы долларов. Сенаторы и конгрессмены в зависимости от интересов поддерживающих их монополий вносят соответствующие законопроекты, проталкивают нужные законы или тормозят прохождение неугодных. Установившаяся практика предрешения судьбы законопроектов в комиссиях конгресса и негласность их заседаний создают благоприятные условия для деятельности лоббистов.
Американские исследователи методов и приемов деятельности лобби различают несколько видов лоббистов в зависимости от направления их активности. Так, Дейл Виньярд, в книге «Конгресс» приводит следующую классификацию лоббистов: лоббист, осуществляющий контакты с законодателями и передающий им пожелания и требования соответствующей группы; организатор кампаний— лоббист, специальностью которого является организация «массовой» поддержки интересов его группы с целью показать законодателям, что избиратели выступают «за» или «против» того или иного законопроекта;
лоббист-информатор, в обязанность которого входит только передача нужной информации законодателям; лоббист-страж — следит за текущим законодательством, предупреждает свою группу о возможной опасности; и наконец, лоббист-стратег — специализируется на разработке стратегии проведения кампаний в поддержку или против какого-либо законопроекта 286.
Таким образом, с помощью своих прямых ставленников в конгрессе и лоббистов американские монополии обеспечивают там свои экономические интересы.
Вместе с тем конгресс продолжает оставаться важным политическим механизмом для правящих кругов США. Конечно, его непосредственное влияние на внешнеполитическую стратегию правительства ограниченно. Но зато именно в конгрессе, где перекрещиваются и находятся в постоянном соприкосновении машины обеих буржуазных партий, прорабатываются установки для внутренней пропаганды, куются кадры будущих политических и государственных деятелей. Ведь редкий президент США не проходит школы конгресса. Сотрудничество реакционных лидеров республиканской и демократической партий в конгрессе в целях обеспечения «двухпартийной» внешней политики способствует преемственности действий США в мировых делах при сменах администрации.
Правда, для положения в американском конгрессе в последние годы характерным стало углубление споров по важнейшим вопросам внешнеполитической и военной стратегии. Но это явление имеет как бы две стороны. Во- первых, оно конечно, отражает беспокойство части правящих кругов США в связи с провалами американской политики, особенно во Вьетнаме, и их стремление подновить внешнеполитический курс страны. Во-вторых, широко рекламируемые высказывания о несогласии с рядом внешнеполитических акций правительства явно имеют и другое, сугубо классовое назначение — направить глубокое недовольство общественности по определенному руслу, открыть клапаны, чтобы снять давление недовольства, охватывающего массы. Это вынужден был признать и сенатор Фулбрайт, заявивший, что слушания в конгрессе обеспечивают «конституционный форум для инакомыслящих, несогласие которых с официальным курсом может в ином случае принять буйный и беспорядочный характер»287.
Действительно, конгресс, играя роль своеобразного политического барометра, является одновременно важнейшим органом формирования общественного мнения в стране. Публичные слушания в комиссиях, заявления для печати сенаторов и конгрессменов, публикации и исследования, проводимые под эгидой конгресса, принимаемые в пропагандистских целях резолюции обеих палат — все это служит важным фактором воздействия на общественное мнение в США и за рубежом.
Однако и сам конгресс вынужден реагировать на настроения американской общественности, примером чему является изменение позиции многих его членов по таким проблемам, как война во Вьетнаме, развитие советско- американской торговли, ограничение стратегических вооружений и ряд других.
Еще по теме Основы влияния Капитолия:
- § 8. Северный гуманизм как философская основа культурной революции среди коренных народов, традиционный образ жизни которых оказался в сфере влияния модернизации
- Сферы влияния: моиоморфное и полиморфное влияние
- ОСНОВА ХОРОШЕЙ ШКОЛЫ — ТО ЖЕ САМОЕ, ЧТО И ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЧАСТЬЯ, И ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ЧЕМ ИНЫМ, КАК ИСТИННОЙ МУДРОСТЬЮ ЖИЗНИ
- 4.2.Проблемная лекция 4.1 по модулю 4 "Основы неоэкологии"- Концептуальные основы неоэкологии 4.2.1.Введение
- 4.1.Программная лекция 4.1 по модулю 4 "Основы неоэкологии" -Концептуальные основы неоэкологии.
- Греческое влияние
- ВЛИЯНИЕ ИИСУСА
- Нравственное влияние язычества
- Комплексное влияние факторов
- КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ
- Техника 16. «Круг влияний»
- Степень экономического влияния
- Сфера геополитического влияния России
- Третье величайшее влияние
- Пути к межличностному влиянию
- Учитывать влияние космоса
- Лекция 5. Влияние человека на природу.
- Модуль 4 "Основы неоэкологии"- Концептуальные основы неоэкологии.