сто пятьдесят лет назад Чарльз Дарвин поразил мир новой удивительной теорией эволюции, которую еще предстоит оценить и понять богословию. Даже на Западе, где многие религиозные мыслители хотя бы номинально согласились с теорией Дарвина, лишь немногие исследователи внимательно и глубоко изучали ее.
Но и те люди, которые, по их утверждению, готовы принять эту теорию, часто корректируют ее по своему усмотрению, отбраковывая некоторые наиболее неприятные моменты. В тех случаях, когда богословы прямо не отвергают идеи Дарвина, они обычно игнорируют их, довольствуясь кивком согласия на тривиальную фразу: «Бог творит путем эволюции». Но если даже богословие и не уловило подлинную суть эволюции, то же самое можно сказать и обо всем научном мире в целом. Как незадолго до смерти говорил Ганс Йонас, философии также еще нужно обрести понимание реальности - онтологию, совместимую с эволюцией1. Для большей части эволюционной науки философской основой стал материализм - убеждение в том, что реально существует только безжизненная неразумная «материя». В начале XX века Альфред Уайтхед уже писал о том, что господствующая на Западе материалистическая метафизика задушила в корне идею о зарождении нового в эволюции жизни, н он всеми силами стремился сформулировать альтернативную философскую систему взглядов2. Однако лишь немногие философы и ученые знакомы со взглядами Уайтхеда и по достоинству оценили их. До сих пор большинство эволюционистов не видят убедительной альтернативы материализму в качестве интеллектуальной основы этого направления науки.
На: же в первую очередь, конечно, интересует богословие Можно с уверенностью сказать, что современной религиозной мысли еще предстоит найти свое место в мире, сформировавшемся после открытия Дарвина. В значительной степени богословы все еще мыслят и пишут’ так. как будто Дарвина никогда не существовало. Все их внимание приковано прежде всего к миру человека и его специфичным проблемам. Нюансы же биологии и. в сущности, космологии глубоко не повлияли на современные богословские предстаатепня о Бок и Его отношении кмиру. Хотя современный экологический кризис и привлек внимание многих здравомыслящих людей к природному миру, однако эволюция мира не представляет еще первостепенного интереса для ученых богословов и религиоведов, не говоря уже о широких массах верующих. Скептически настроенные ученые, несомненно, уже давно решили, что Вселенная без Бога - единственное разумное объяснение мира после Открытия Дариина. А гот факт, что богословие все еще существует, кажется некоторым эволюционистам странным анахронизмом. Без сомнения, нам пришлось бы согласиться с тем что если атеизм и действительно является логическим основанием эволюционной теории, то тогда дни богословия и всех религий сочтены. Но, как мы еще увидим, такое мнение вряд ли оправдано. Как я покажу далее, Дарвин подарил нам описание жизни, красота, глубина и пафос которой в контексте более широкого вселенского эпоса эволюции заст авляют нас иначе посмот реть на суровую реальность священного и на Не елейную, раполнеииую удивительным смыслом.