5.1. Воображение как защитный механизм 5.1.1. Защитная функция воображения

В одной из предыдущих своих работ мы определили воображение как процесс оперирования психическими образами разных модальностей с целью решения определенных личностно важных проблем. Воображение бывает произвольным и непроизвольным, сознательным и подсознательным, возможно близким к реальности или, наоборот, очень далеким от нее (в последнем случае говорят уже о фантазии).1

Здесь же мы намерены обсудить только защитные функции воображения и фантазии.

Воображение является особым психозащитным механизмом личности. Его защитная функция выражается в нескольких вариантах.

В первую очередь, воображение используется личностью для защиты своего самосознания («Я-концепции») и своего актуального, то есть активного в данной ситуации «Я-образа», регулирующего ее поведение в данной ситуации. В зависимости от фрустрирующеи силы ситуации в различных случаях защитные тенденции в работе воображения выражаются с различной силой.

Воображение как защитный процесс выступает как средство символического («воображаемого») удовлетворения заблокированных в конфликтных ситуациях желаний. В таких ситуациях человек воображает, то есть четко видит в сфере своего сознания,

'Налчаджян А. А. Личность, психическая адаптация и творчество. — Ереван, 1980.

240

Глава 5. Воображение и сублимация

как достигает своей цели и удовлетворяет соответствующую потребность. Ни один из других многочисленных защитных механизмов личности не играет и не может играть точно такую роль в ее жизнедеятельности. В то время как мышление в подобных ситуациях принимает в основном форму рационализации и интеллектуализации, воображение создает наглядную картину символического удовлетворения желаний.

Особенность воображения (фантазии) в качестве защитной реакции состоит главным образом в том, что, как заметил Т. Ши-бутани, образы фантазии являются заместителями завершения блокированного акта. В то время как образы, использующиеся в рефлексивном мышлении, играют роль лишь интеллектуальных орудий для решения той или иной задачи, образ играющей защитную роль фантазии выступает скорее в качестве цели. В фантазиях индивид получает «возможность» управлять всеми существенными условиями действия и, следовательно, достигнуть любых результатов, невозможных в реальной жизни.

«Хотя такая деятельность и осуждается иногда как ненормальность, она, по-видимому, универсальна и становится патологической только тогда, когда мечтатель не может более различать мир своих грез и мир, относительно которого существует согласие»1.

Воображение играет роль психологического лекарства, но это лекарство и по форме, и по целям значительно отличается от мышления, играющего роль рационализации.

Защитная роль воображения и фантазии выражается в форме символического исполнения неисполненных желаний. Это удается реализовать с помощью различных более конкретных механизмов. Одним из них можно считать катарсис. Сам же катарсис может осуществляться с помощью других психологических средств или же с помощью комплекса познавательных и эмоционально-волевых процессов.

Извечная фрустрированность человека приводит к тому, что в психической сфере личности неприятным ситуациям жизни противостоит не только воображение как способ решения задач, механизм творчества, но и беспочвенное фантазирование. Даже для современного цивилизованного человека, которому не свойственна вера в сказки, подобное фантазирование является психологической отдушиной, способом защиты от фрустраций, но не столько поиском покоя с целью восстановления равновесия (консонанса), сколько поиском новых проблем и возможностей самоутверждения. Вряд ли можно думать, что психологическая защита является лишь

'Шибутани Т. Социальная психология. — М., 1969. — С. 75.

5.1. Воображение как защитный механизм

241

пассивным процессом приспособления. Подобное приспособление существует, но лишь в качестве одной из многих возможностей. Каждый процесс психологической самозащиты представляет собой форму борьбы за самореализацию и приобретение ценностей.

Только в патологизированных формах защитные механизмы начинают играть противоположную роль.

Фантазии человека — очень ценный психологический материал как для понимания данного человека, так и целого ряда закономерностей психической жизни вообще. Она — результат актуальной работы таких познавательных механизмов нашей психики, как воспроизведение содержаний памяти, воображение и интуиция.

Фантазирование — такой процесс воображения, в котором индивид максимально удален от реально возможного и внутренне перенесен в мир неосуществимых, но желательных, заманчивых, порой пленительных грез.

Таким образом, воображение — интеллектуальный механизм, служащий формированию различных защитных реакций — сублимации, фантазии. Как познавательный процесс — это средство, как результат — это уже защитный механизм, хотя во всех подобных случаях проведение разграничения между процессом и результатом имеет лишь относительный смысл.

Особенно яркую и доминирующую форму фантазии принимают у тех людей, у которых социальная активность, возможности общения и удовлетворения потребностей крайне ограничены. У тюремных заключенных, например, основная часть фантазий связана с потребностью в пище и с другими первичными психофизиологическими потребностями. У голодающего заключенного образ буханки хлеба иногда становится таким ярким, что временами теряется ощущение реальности и появляется желание схватить ее руками.

Преобладание защитных фантазий над игровой и учебной активностью часто наблюдается в школах у чувствительных детей. Вследствие неспособности или невозможности выразить свободно свои эмоции и мысли они обращаются вовнутрь, замыкаются, составляют мысленные планы и предаются фантазиям. Если ребенок по какой-то причине (например, вследствие физических недостатков) не может участвовать в игре и даже подвергается издевательским нападкам со стороны безжалостных сверстников, то он может создать себе воображаемую ситуацию и играть в ней роль героя. Вообще, есть основание полагать, что защитный механизм фантазии наиболее часто используется людьми с комплексом неполноценности, у которых социальная активность, возможности и способности общения и удовлетворения потребностей ограничены

242 Глава 5. Воображение и сублимация

но сравнению с людьми без заметного комплекса неполноценности. В этом смысле фантазия является компенсаторно-защитным механизмом психической активности людей.

Одна особенность дневных защитных фантазий касается состояния сознания и самосознания. В отличие от сновидений, в фантазиях бодрствующего человека нет полной потери чувства реальности. Это выражается двояко.

Во-первых, строя образы фантазий и их ассоциаций, человек обычно остается в рамках реально возможного. В дневных фантазиях, как правило, мало алогичных образов, воображаемое вполне возможно в жизни, хотя нередко наблюдаются преувеличения.

Во-вторых, кроме внутреннего мира фантазий, человек с той или иной четкостью осознает и ту объективную ситуацию, в которой находится. Это обстоятельство приводит по крайней мере к двум последствиям: 1)

осознание реальной ситуации отрицательно влияет на яркость образов фантазий. Яркость осознания ситуации и яркость образов фантазии в общем обратно пропорциональны; 2)

в состояниях (и в процессе) фантазирования происходит «расщепление» сознания и, соответственно, самосознания личности. Образуются два относительно независимых и «параллельно» протекающих потока сознания. Одновременно актуализируются два «Я-образа», каждый — в одном из потоков сознания. В зависимости от того, что человек (реально или в воображении) действует в двух совершенно различных ситуациях, актуализируемые в них «Я-образы» также будут в значительной мере различными, хотя оба они являются актуализациями подструктур общей и единой у нормальных людей структуры «Я-концепции» (самосознания) личности.

<< | >>
Источник: Налчаджян А. А.. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А. А. На- лчаджян. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо,. — 368 с. — (Психологическое образование).. 2010

Еще по теме 5.1. Воображение как защитный механизм 5.1.1. Защитная функция воображения:

  1. 5.3. Причины эффективности воображения в качестве защитного механизма
  2. 4.11. ИЗОЛЯЦИЯ как защитный механизм
  3. 4.3. Обший обзор защитных механизмов
  4. 6.3. Адаптивные стратегии и их защитные механизмы (новая классификация)
  5. СОВПАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ
  6. ГЛАВА 4 ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
  7. 5.4. Защитные функции сублимации 5.4.1. Обшая характеристика сублимации
  8. 5.2. Галлюцинирование как защитно-компенсаторный процесс
  9. 6.2. Четыре главных вида адаптивных стратегий и четыре группы защитных механизмов 6.2.1. Основные стратегии адаптации
  10. 4.13. Рационализация, или защитная аргументация
  11. Защитные системы организма человека
  12. 2. Назначение и правовой режим санитарно-защитных зон
  13. Укрытие населения в защитных сооружениях
  14. 7.5.9. «Фальшивое Я» и его защитно-адаптивные последствия
  15. 3. Назначение и правовой режим водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос
- Cоциальная психология - Детская психология общения - Детский аутизм - История психологии - Клиническая психология - Коммуникации и общение - Логопсихология - Матметоды и моделирование в психологии - Мотивации человека - Общая психология (теория) - Педагогическая психология - Популярная психология - Практическая психология - Психические процессы - Психокоррекция - Психологический тренинг - Психологическое консультирование - Психология в образовании - Психология личности - Психология менеджмента - Психология педагогической деятельности - Психология развития и возрастная психология - Психология стресса - Психология труда - Психология управления - Психосоматика - Психотерапия - Психофизиология - Самосовершенствование - Семейная психология - Социальная психология - Специальная психология - Экстремальная психология - Юридическая психология -