Введение
Современное состояние отношений между Россией И НАТО ЯВЛЯЮТСЯ одной из наиболее сложных с<|>ер политики, экономики и правового регулирования, а также объектом постоянного мониторинга и углубленного исследования аналитиками самых разных отраслей науки.
Анализ принятия политических решений и РТХ влияние на процесс мировой интеграции имеют важнейшее значение. Масштабом и важностью этой проблемы определяется и соответствующая степень ее актуальности. Во второй половине XX в. деятельность ТТАТО состояла пре- имущественно в предотвращении «угрозы» СО стороны Организацтпт Варшавского Договора и обеспечении безопасности Западной Европы. Однако по истечении 40 лет после создания ТТАТО ее роль начала стремительно изменяться. Завершение «холодной войны» в значительной мере было связано со сменой советского руководства, взявшего курс на пересмотр устоявшихся внешнеполитических стереотипов. Оно провозгласило насту пление эры «нового политического мышления»2.
Не окончание впоследствии по разному оценивалось исследователями. Одни считали, что прекратив противостояние, советское руководство таким образом выиграло «холодную войну». Другие наоборот, анализируя последствия ее прекращения, приводят факты, свидетельствующие о том, что в итоге СССР сокрушительно ее проиграл, поскольку лишился всех союзников по Организации Варшавского Договора, потерял СЭВ, и сам был расчленен на 15 частей, каждая из которых в результате раскола оказалась значительно ослабленной. Ликвидация Организацтпт Варшавского Договора оказали сильное влияние на позицию С евероатла нтт тчес к ого блока. Франция посчтттала, что с ттсчезнове- ниєм советской угрозы миссия ТТАТО в Европе завершена. Было немало сторонников роспуска альянса и в других государствах-союзниках, в том числе в самих США. Однако в результате активного противоборства альянс был сохранен. В качестве обоснования его дальнейшего существования были выдвинута необходттмость борьбы с региональными конфликтами, которые стали преимущественной угрозой безопасности.
Исходя пз международных событий последнего десятилетия, в том числе воздушных атак на Ирак, Боснию и Югославию, проведенных без формальной санкции Совета Безопасности ООП, следует вывод
о том, что в настоящее время в ТГАТО считают послевоенную систему более не отвечающей новому, по их мнению, соотношению сил, и стремятся подвергнуть ее ревизии. Причем в центре новой системы безопасности, по их мнению, следует поставить не ООП, а ТГАТО, где Россия не имеет права вето и, соответственно, не может заблокировать решения Североатлантического альянса. Для повышения эффективности деятельности Организации Североатлантического Договора в новой международной ситуации ее руководство начало масштабные изменения в структуре и стратегии альянса с целью его все сторонней трансформации.
Различным аспектам деятельности ТТАТО уделяется все больше внимания в отечественных и зарубежных исследованиях. Так, в монографии NATO’s Eastern Dilemmas анализируется восточный вектор политики альянса и высказывается мнение, что восточное направление является приоритетным в развитии Североатлантического союза3.
Однако основное направление всех вышеперечисленных публикаций состоит в том, что ТГАТО рассматривается как исключительно военная организация, а другие сферьт деятельности альянса, такие как политическая, сотрудничество в области научно-технического, информационного развития, экологии и ряде других сфер невоенного направления не получили должного анализа. То же самое можно сказать и о Средиземноморском диалоге. К сожалению лишь расширение TTATO на восток находится в сфере особого внимания российских исследовате лей, а в сфере сотрудничества со странами Средиземноморского бассейна исследований также недостаточно14.
Именно поэтому настоящее исследование направлено на изучение той деятельности ТТАТО, которая долгое время считалась «периферийной» и малозначимой, и на преодоление сложившихся стереотттиов относительно сущности Североатлантического альянса, бытующих в сознании большинства российских граждан. Особое внимание мы попытались уделить проблеме количественного расширения ТТАТО на Средиземном море, а также качественной функциональной трансформации альянса.
Очевидно, что успех развития стратегическттх отношении Российской Федерации и Североатлантического альянса во многом определяется реальными способностями и возможностями России следовать принципу соблюдения собственных национальных интересов, строить эти отношения на основе взаимной выгоды и добиваться последовательного закрепления этттх интересов в принимаемых документах.
Именно последовательная наступательная политика с определением действенных приоритетов является наиболее эффективной в деле закрепления и продвижения национальных интересов России в отношениях в ТТАТО.
Еще по теме Введение:
- 1. ВВЕДЕНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- Постановка проблемы (введение)
- Введение
- ВВЕДЕНИЕ
- Введение:
- ВВЕДЕНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- Введение
- Введение
- ВВЕДЕНИЕ