Самое необходимое относительно понятий «педагогика», «дидактика» и «методика»
Если мы до сих пор пользовались только первым термином вместо всех остальных, это не могло служить поводом для недоразумений. Теперь же мы должны остановиться на этих понятиях более подробно не только потому, что это вообще важно, а и потому, что они являются предметом нашего рассмотрения не во всем их объеме.
Слово «педагогика» употребляется или в более широком, или в более узком смысле слова. В первом случае это понятие охва тывает также и дидактику, во втором ее исключает. В широком смысле мы понимаем педагогику как науку о законах и правилах сознательной деятельности по воспитанию человека. В этом отношении педагогика охватывает и учение об обучении, потому что обучение состоит в преднамеренном воздействии на человека для его образования; она включает в себя, таким образом, и дидактику. В более узком смысле учение о воспитании, в отличие от учения об обучении, ограничивается установлением законов и правил нравственного воспитания. В этом понимании педагогика и дидактика стоят рядом. Только в этом смысле, строго говоря, можно толковать о педагогике и дидактике. Однако, хотя мы принимаем слово «педагогика» в более широком смысле, — вследствие чего учение об обучении является частью ее, — мы все-таки будем говорить об обоих понятиях, соединив их связующим «и», чтобы оба, когда речь идет о них обоих, нами четко различались. В том же взаимоотношении, как педагогика и дидактика, находятся между собой понятия дидактики и методики. Если мы подразумеваем в широком смысле под дидактикой науку о законах и правилах для обучения вообще, то методика, как учение о законах и правилах преподавания отдельных предметов, включается в дидактику и составляет ее часть, именно часгь прикладную. Если бы мы пожелали их разъединить, то должны были бы констатировать, что дидактика устанавливает общие законы и правила, относящиеся ко всем видам обучения, в то время как методика имеет дело с различными частными законами и правилами, зависящими от целей, содержания, формы и других особенностей отдельных учебных предметов.
Самое лучшее, если мы будем применять оба понятия в указанном раньше смысле, позволив себе, однако, ради более ясного понимания говорить отдельно о дидактике и отдельно о методике. Согласно этому определению понятий педагогика охватывает все в целом. Дидактика — та часть ее, которая занимается школьным обучением, т. е. умственным 46 образованием учеников, а методика устанавливает отдельные правила для различных объектов школьного обучения и для отдельных приемов обучения. Каж дая из этих частей педагогики имеет теоретическую и практическую стороны, смотря по тому, идет ли речь только о рассмотрении законов и правил или также об их применении. Поэтому некоторые авторы-педагоги делают различие между специалистом по педагогике (теоретиком) и педагдгом (практиком); по такой же аналогии можно было бы отличать специалиста по методике от методиста. Но, так как последнее слово обозначает уже другое понятие, то лучше отказаться от этого нового определения, тем более что различие, на котором оно основано, для нашей цели не имеет значения. Мы везде соединяем теоретическую и практическую стороны; первая имеет для нас значение лишь постольку, поскольку ведет ко второй и способствует ее развитию. Мы ограничиваем также свою задачу, поскольку она является педагогической, вопросами школьного воспитания и обучения. Мы имеем дело не с воспитанием во всеобъемлющем смысле слова, но с относительно небольшой и ограниченной, тем не менее важной частью воспитания, так как мы исключаем из нашего рассмотрения законы и правила обучения в церквах, университетах и гимназиях. Мы занимаемся воспитанием и обучением в народной школе, но присоединяем сюда также так называемые городские училища (Burgerschulen), потому что они являются, и не чем иным являться не могут, расширенными народными школами повышенного типа. После этих предварительных замечаний переходим к четвертому, наиболее существенному пункту этой главы, именно к ответу ла вопрос 3.