ЕДИНИЦЫ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО ЯРУСА
Основными конкретными (реальными) единицами лексикограмматического яруса языка являются словоформы, а основными абстрактными единицами - лексемы, типоформы и грамматические формы.
Словоформа - это форма или одна из форм конкретного слова, способная стать элементом речи (текста).
Лексема - это класс (парадигма) словоформ, идентичных по лексическому значению и принадлежащих к одной и той же части речи, т.е. тождественных по своей синтаксической функции, по «частеречному значению»[9]. Например, все словоформы числа и падежа существительного дом образуют лексему ДОМ (в словарях в качестве ее символа используется форма именительного падежа единственного числа), все словоформы глагола петь образуют лексему ПЕТЬ (в словарях русского языка она дается обычно в инфинитиве, а в словарях болгарского языка-в форме 1-го лица единственного числа) и т.д. Структурными компонентами лексемы являются морфемы, а ее идентифицирующими элементами - неформообразующие морфемы (формообразующие морфемы, напротив, дифференцируют словоформы одной лексемы).
Типоформа (термин введен А.И. Смирницким) [178]- это класс словоформ с одним и тем же формантом (формообразующим аффиксом) [парт-а ~ стен-a ~ стран-а... = типоформа (ТФ) с общим формантом -а]. Формант как инвариант, как идентификатор типоформы должен быть тождествен самому себе не только субстанционально (физически), но и функционально. По этой причине нельзя, например, отнести к одной типоформе слова село, холодно, быстро, хотя конечные их форманты физически тождественны. Грамматическая парадигма (например, парадигма склонения) представляет собой, следовательно, систему типоформ.
Грамматическая форма - это класс типоформ, тождественных по семантико-грамматической функции [ТФХ (столов, домов...) ~ ТФ2 (стульев, сучьев,..) ~ ТФ3 {коней, саней) ~ ...ТФП {солдат, партизан..) = грамматическая форма (ГФ) {родл. мн.ч.}] [178]. Материальная общность формантов для всех типоформ грамматической формы не обязательна, необходима лишь общность их семантико-синтаксических функций.
Сочетания простых единиц образуют различные типы лексико-грамматических синтагм (простых и сложных).
Сочетания словоформ и их возможные комбинации дают конкретные лексико-грамматические синтагмы, т.е. простые и сложные словосочетания {интересная книга, ученик читает книгу и т.д.) [201, I, 131, 182 -190, 201; И, 451 - 458]. Строение и грамматических слов (словоформ) и грамматических синтагм определяется в основном их семантическими функциями, их смыслом, но вместе с тем и те и другие идиоматичны. Например, фразеологизмы бить баклуши, питать надежду, кот наплакал с формально-грамматической точки зрения представляют собой синтагмы, т.е. сочетания словоформ (грамматических слов), а с точки зрения содержания являются простыми единицами языка - эквивалентами слов.
В результате сочетания лексем в сознании возникают абстрактные лексико-грамматические синтагмы (конструкты), представленные на уровне частей речи конкретными лексическими значениями (ЛЗ). Например, существительное с ЛЗ ‘ученик’, глагол с ЛЗ ‘читать’, существительное с ЛЗ ‘книга’ реализуются в конкретных лексико-грамматических синтагмах Ученик читает книгу. ~ Ученики читают книги. ~ Ученикам читают книгу и т.п.; существительное с ЛЗ ‘мальчик’, глагол с ЛЗ ‘рисовать’, существительное с ЛЗ ‘карандаш’ реализуются в конкретных лексико-грамматических синтагмах Мальчик рисует карандаш. ~ Мальчик рисует карандашом. ~ Мальчики рисуют карандашами и т.д.
Сочетание типоформ по правилам, предусмотренным нормами языка, дает абстрактные формально-грамматические синтагмы на уровне формальных классов словоформ той или иной части речи. Например, существительное с нулевым окончанием, глагол с окончанием -ет, существительное с окончанием -у реализуются в синтагмах Мальчик читает книгу. ~ Брат встречает сестру. ~ Ученик рисует кошку и т.п.; ср. в этой связи искусственную фразу Л.В. Щербы Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка1.
Наконец, последовательности грамматических форм, упорядоченные тем или иным способом (в реальной речи - в соответствии с содержанием высказывания), образуют абстрактные семантико-грамматические синтагмы на уровне функционально-грамматических классов словоформ той или иной части речи. Например, ГФ именительного падежа единственного числа существительного, ГФ 3-го лица единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения глагола, ГФ винительного падежа единственного числа существительного реализуются в конкретных лексиюырамматических синтагмах Мальчик читает книгу. ~ Мать пишет письмо. ~ Машина везет груз и т.д. Такие синтагмы и лежат обычно в основе грамматического моделирования словосочетаний и предложений.
Все рассмотренные единицы лексико-грамматического яруса языка немыслимы вне их связи с частями речи. Это необходимо учитывать при построении даже абсолютно формальных лексико-грамматических синтагм (моделей, схем). Таким образом, любое грамматическое оформление единиц языка начинается с их распределения по частям речи, что подтверждается языковой практикой: есть языки без грамматических категорий
^ Различные интерпретации этой фразы см. [109, 75-81].
(китайский, японский и др.), но нет языков без частей речи. Это заставляет нас думать, что части речи и соответственно члены предложения являются обязательным условием языкового мышления.
ЕДИНИЦЫ СЕМАНТИЧЕСКОГО ЯРУСА
Основными конкретными единицами семантического яруса языка являются семемы, а основными абстрактными единицами - лексические, словообразовательные и грамматические значения.
Семема - это содержательный аналог, семантическая функция словоформы как основной единицы лексико-грамматического яруса. Например, словоформе пишу соответствует семема ‘пишу’, словоформе пишут - семема ‘пишут’ и т.д. Структурными компонентами семемы являются семы и семантические множители. Семы - это элементарные, далее не делимые для языкового сознания компоненты семем (например, такие компоненты, как ‘быть’, ‘предмет’, ‘действие’, ‘состояние’ и т.п.). Семантические множители - это непосредственно составляющие семемы. Они могут быть и сложными по своему составу. Например, непосредственно составляющими семемы ‘юноша’ являются семантические компоненты ‘молодой’, ‘взрослый’, ‘мужчина’ и ‘обычно неженатый’ (последний компонент имеет факультативный характер).
Лексическое значение - это общее (инвариантное) значение всех словоформ данной лексемы, отвлеченное от их грамматических значений (если лексема однозначна), или одно из инвариантных значений лексемы (если она многозначна).
Словообразовательное значение-это в конечном итоге значение словообразовательного аффикса, являющееся частью лексического значения производного слова. Например, приставка под- в глаголе подходить имеет словообразовательное значение приближения, приставка у- в глаголе уходить - значение удаления, суффикс -тель в существительном читатель - значение действующего лица. От лексического словообразовательное значение отличается, в принципе, лишь тем (если отвлечься от абсолютно конкретных лексических значений), что его внешнее формальное выражение связано с аффиксальными (а не с корневыми) морфемами и соответствующими деривационными моделями (или формулами, операциями). Более абстрактный характер словообразовательных значений (по сравнению с лексическими) обусловлен прежде всего тем, что они связаны, как правило, с сериями слов, созданных по одной модели, т.е. со словообразовательными типами (читатель, писатель, издатель и т.д.). Поэтому словообразовательные значения, как и грамматические, всегда функционируют как категориальные, т.е. они выражают абстрактное содержание тех или иных семантических категорий и субкатегорий. Иными словами, в состав словообразовательных значений входят лишь категориальные семы, лексические же значения могут включать и некатегориальные семы.
Грамматическое значение - это языковое содержание словоформы, остающееся после вычитания из нее лексического и словообразовательного значений (о положительном определении грамматического значения см. далее). Например, в словоформе идем это значение 1-го лица множественного числа настоящего времени. Во флективных языках грамматические значения имеют, как правило, комплексный характер, т.е. грамматическая семантика словоизменительного аффикса часто бывает представлена несколькими грамматическими значениями, несколькими «граммемами» (как, например, в идем). В пределах лексемной (словесной) парадигмы эти значения дифференцируются. Например, в парадигме иду ~ идешь ~ идет ~ идем ~ идете ~ идут дифференцируются значения лица и числа, в парадигме несу ~ нес ~ буду нести - значения времени, в парадигме несу ~ неси ~ нес бы -значения наклонения. Системы грамматических значений таких парадигм в их единстве с грамматическими формами образуют грамматические категории.
При сочетании простых единиц семантического яруса образуются различные типы простых и сложных семантических синтагм конкретного или абстрактного характера.
Сочетания семем, созданные по правилам их семантического согласования, представляют собой простые конкретные семантические синтагмы (новый дом, ребенок спит и т.п.). В результате более сложных комбинаций семем и простых семантических синтагм образуются сложные семантические синтагмы (новый дом + уже + строится -gt; новый дом уже строится; мы узнали + изъяснительное отношение + новый дом уже строится -gt; мы узнали, что новый дом уже строится). Вопрос о линейности семантических единиц является спорным. У. Чейф считает, например, что содержание предложений имеет не линейный, а конфигуративный характер [204]. С точки зрения системы языка это, видимо, верно. Так, многие словоформы, особенно глагольные, выражают целый комплекс понятий (к примеру, со словоформой делает связаны и понятие о действии, и понятие о действующем лице, и понятие об объекте действия, и понятие о времени, и понятие о числе[10]). Однако в конкретном речевом высказывании смысл (по крайней мере, основное содержание, номинативный его аспект) расчленяется (квантуется) в соответствии с линейной упорядоченностью словоформ.
Абстрактные семантические синтагмы (или семантические модели) возможны, как мы видели, уже на уровне лексикограмматического яруса языка: на уровне неграмматических значений лексем (например, существительное с ЛЗ ‘учитель’, глагол с ЛЗ ‘читать’, существительное с ЛЗ ‘ученик’, существительное с ЛЗ ‘книга’: Учитель читает ученикам книгу. ~ Учителя читают ученикам книги) и на уровне значений грамматических форм (например, ГФ именительного падежа единственного числа существительного, ГФ 3-го лица единственного числа настоящего времени глагола, ГФ винительного падежа единственного числа существительного: Отец пишет письмо. ~ Сын читает книгу), но отвлечения от частей речи такие модели не допускают. Иначе обстоит дело на семантическом ярусе. Здесь возможно полное отвлечение и от общекатегориальных значений (или значимостей) частей речи, и от значений (или значимостей) их грамматических категорий. В основе таких обобщений лежат абстрактные понятийные ком-
поненты лексических значений, которые называются семантическими категориями. Семантические категории (СК) имеют обычно и самостоятельное словесное выражение (предмет, лицо, деятель, объект, адресат, действие, состояние, отношение, оценка, поведение и т.п.). Такие слова и используются, как правило, в качестве идентификаторов семантических классов слов (семантических полей). Вместе с тем они употребляются для конструирования абстрактных семантико-синтаксических моделей (абстрактных синтагм) на уровне семантических классов слов той или иной степени абстракции: «деятель - его действие - результат этого действия», «лицо - его состояние», «физический предмет - его состояние», «одушевленный предмет - его поведение - оценка этого поведения» и т.д. Чем же отличаются семантические категории от грамматических? На этот вопрос коротко можно ответить так: для грамматических категорий (ГК) необходимо противопоставление грамматических форм (форм словоизменения и синтаксических конструкций). Например, в тюркских языках нет противопоставления ГФ рода, нет и ГК рода; в болгарском языке нет противопоставления ГФ падежа, нет и ГК падежа. Иначе говоря, содержание грамматической категории выражается только противопоставлением грамматических форм, т.е. парадигмами грамматических форм. Кроме того, грамматические категории могут быть и чисто формальными (например, род, число и падеж у русских прилагательных). Что же касается семантических категорий, то они могут выражаться как грамматическими формами, так и многими другими средствами языка: лексическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими. Просьбу, например, можно выразить и формой повелительного наклонения (Останься), и словом прошу (Прошу остаться), и формой сослагательного наклонения в сочетании с определенной интонаций (Остался бы..), и т.д. Тождественные или сходные функции языковых средств являются предметом изучения функциональной грамматики.
Еще по теме ЕДИНИЦЫ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО ЯРУСА:
- СВЯЗНАЯ РЕЧЬ И ЕЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
- § 2. Психолингвистические единицы - структурные единицы речевой деятельности, выделяемые на основе психолингвистического анализа
- 6. Грамматическая специфика и словообразовательные особенности молодежного сленга
- Материал для обследования грамматического строя речи
- § 3. Литературный редактор и лексика текста
- 3. Вербальная агрессия и интержаргон уголовной арготики и обеденной лексики
- ТРЕБОВАНИЯ К СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ЕЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕ-СКОМУ ОФОРМЛЕНИЮ
- Глава IV ИНОЯЗЫЧНЫЕ СЛОВА В РУССКОЙ ЛЕКСИКЕ
- Отдельная лексическая единица
- Единицы измерения электричества
- Единицы фразеологической системы языка
- § 1. Единицы процесса порождения и восприятия речевых высказываний
- 7.7. О единицах самосознания
- § 2. Социальная единица и уникальная личность
- Унифицированные единицы измерения
- Произведение-текст как единица общения
- Часть 3. Единицы речи
- Классификация единицы 1.Энергетические ресурсы
-
История русского языка -
Лингвистика -
Перевод и переводоведение (Английский язык) -
Прикладная лингвистика -
Риторика -
Русский язык -
Социолингвистика -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -