Научные знания


Определенных успехов народы Месопотамии достигли в научном познании мира. Особенно велики были достижения вавилонской математики, первоначально возникшей из практических потребностей измерения полей, сооружения каналов и различных знаний.
Еще с древних времен вавилоняне воздвигали многоэтажные (обычно семиэтажные) баш- ни-зиккураты. С верхних этажей зиккуратов ученые из года в год вели наблюдения за движениями небесных тел. Таким образом вавилоняне собирали и записывали эмпирические наблюдения за Солнцем, Луной, расположением различных планет и созвездий. В частности, астрономы отмечали положение Луны по отношению к планетам и постепенно установили периодичность движения небесных светил, видимых простым глазом. В процессе таких многовековых наблюдений возникла вавилонская математическая астрономия. Самый творческий период ее падает на V в. до н. э., когда уровень ее во многих отношениях не уступал уровню европейской астрономии в эпоху раннего Возрождения. До нашего времени сохранились многочисленные таблицы с астрономическими вычислениями расстояний между звездами. Одно такое сочинение содержит информацию об основных неподвижных звездах и созвездиях, их солнечных восходах и заходах, а также их сравнительных позициях.
В V в. до н. э. существовали крупные астрономические школы в Вавилоне, Бор- сиппе, Сиппаре и Уруке. На это же время падает деятельность великих астрономов Набуриана и Кидена. Первый из них разработал систему определения лунных фаз, второй установил продолжительность солнечного года, который, по его подсчетам, составлял 365 дней 5 часов 41 минуту и 4,16 секунды. Таким образом, Киден в определении продолжительности солнечного года ошибся лишь на 7 минут и 17 секунд. Начиная со второй четверти III в. до н. э. вавилонские астрономические сочинения стали переводить на древнегреческий язык. Это позволило греческим астрономам приобщиться в течение короткого времени к тысячелетним достижениям вавилонской

Вавилонская «карта мира» из Сиппара


науки и вскоре после этого добиться блестящих успехов.
Однако при всех достижениях вавилонская астрономия была неразрывно связана с астрологией —лженаукой, пытавшейся предсказывать будущее по звездам. Кроме того, многие астрономические тексты содержат указания на причинные связи, будто бы существовавшие между звездами и теми или другими болезнями.

Сохранилось большое количество вавилонских медицинских текстов. Из них видно, что врачи Древней Месопотамии умели хорошо лечить вывих и переломы конечностей. Однако о строении человеческого организма у вавилонян были очень слабые представления и им не удалось добиться заметных успехов в лечении внутренних болезней.
Еще в III тысячелетии до н. э. жители Месопотамии знали путь в Индию, а в I тысячелетии до н. э.—также в Эфиопию и Испанию. Сохранившиеся до нашего времени карты отражают попытки вавилонян систематизировать и обобщить свои довольно обширные географические знания. В

Козленок в зарослях. Изделие из золота, лазурита, перламутра. Из раскопок в Уре


середине II тысячелетия до н. э. составлялись путеводители по Месопотамии и смежным странам, предназначенные для купцов, занимавшихся внутренней и международной торговлей. В библиотеке Ашшурбана- пала найдены карты, охватывающие территорию от Урарту до Египта. На некоторых картах изображены Вавилония и соседние страны. Эти карты содержат также текст с необходимыми комментариями. На одной такой карте Месопотамия и близлежащие районы представлены как круглая равнина, омываемая Персидским заливовм, а в самом центре этой равнины расположен Вавилон.
В Месопотамии с живым интересом относились к своему далекому прошлому. Например, в период царствования Набони- да в VI в. до н. э. во время раскопок в фундаментах обвалившихся храмовых зданий были обнаружены и прочитаны надписи III тысячелетия до н. э., а имена царей, встречающиеся в этих текстах, правильно размещены в хронологическом порядке. В одном из храмовых зданий города Ура археологи нашли музейную комнату, в которой были собраны предметы различных эпох, представлявшие исторический интерес. Подобный же музей находился и в летнем царском дворце Навуходоносора II в Вавилоне.
Однако в конце I тысячелетия до н. э. закостенелые формы древних традиций, многовековое господство религиозных представлений, отсутствие новых методов познания природы стали мешать развитию вавилонской науки. К тому же она начала терять свои жизненные силы, так как научным языком оставался аккадский (а в значительной мере и шумерский, который за полтора тысячелетия до этого уже был мертвым), в то время как население повсюду в Месопотамии переходило к арамейскому в качестве разговорного языка.
<< | >>
Источник: В.И. Кузищин. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Издание третье, переработанное и дополненное. 2005

Еще по теме Научные знания:

  1. Гносеологический статус научного знания. Научная рациональность
  2. Основания научного знания
  3. § 1. Структура научного знания
  4. Формы развивающегося научного знания
  5. Научные знания
  6. Функции научного знания и науки
  7. Строение и динамика научного знания
  8. Научные знания
  9. § 1. ПОЛУЧЕНИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ
  10. Наука. Проблема демаркации научного и ненаучного знания
  11. Рост научного знания. Эволюции и революции в науке
  12. ПРОСВЕЩЕНИЕ. НАУЧНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
  13. 1. Противоречивая оценка научного знания в буржуазной философии XX в.
  14. ГЛАВА ТРИДЦАТАЯ [Отсутствие научного знания о случайном]
  15. 112. Как развивается наука? Постпозитивистские модели развития научного знания
  16. Основные методы математизации научного знания
  17. Кумулятивистские концепции развития научного знания как разрушители прошлого
  18. Идеалы научного знания как факторы развития экономической теории определенного типа
  19. Предпосылки научного изучения религий. Становление религиоведения как отрасли знания