IV. НАУЧНО-ФИЛОСОФСКИЙ УНИВЕРСУМ АРИСТОТЕЛЯ
Философия Аристотеля в целом стала огромной пограничной вехой между классическим периодом философии, когда были сформулированы все ее важнейшие идеи, и эллинистической, а затем и римской эпохами, когда характер философствования в его различных аспектах стал существенно другим. Множество трудов посвящено философскому развитию Аристотеля, выявлению его отношения к предшествующим учениям и взаимозависимости его собственных произведений и их сложного состава (в особенности «Метафизики»).
С большим основанием философскую жизнь Аристотеля можно делить на два периода. Первый из них — «ученический» — протекал в Академии Платона (367 — 347), когда способнейший его ученик писал диалоги в духе учителя, от которых сохранились только фрагменты и отдельные описания их содержания. В частности, здесь сообщается, что, усвоив концепцию идей учителя, ученик уже тогда принимал ее не безоговорочно, а критически.
Поразительную работоспособность и интенсивность творческой мысли и деятельности Аристотель проявил, когда после смерти Платона покинул Академию, сменил несколько мест проживания, вернулся в Афины, где основал знаменитый Ликей, которым руководил (334 — 323) почти до самой смерти. Именно в этот период Аристотель создал все те эпохальные произведения, в которых изложено его многогранное учение. Впрочем, в историографии античной философии нередки мнения, что в эти произведения сделали значительный вклад последователи Аристотеля — Теофраст и другие. В дальнейшем мы в различной связи будем обращаться к ним. Сейчас же называем только те произведения, которые показательны уже своим названием.
Например, первая и вторая «Аналитики», где автор сформулировал то великое учение, которое впоследствии стало именоваться логикой. Огромная методологическая устремленность Аристотеля подводила итог
не только платоновским, но и предшествующим стремлениям философов к аналитическому объяснению и прояснению сложных объектов и явлений природного и человеческого мира.
Главное произведение Аристотеля, «Метафизика», наиболее сложное по своему составу (и происхождению), как известно, самим автором чаще именовалось «Первой философией», ибо трактовало наиболее общие ее вопросы. Для самого Стагирита и тем более для философии грядущей эллинистической эпохи весьма знаменательно, можно сказать, стихийное переименование «Первой философии» в «Метафизику» («Сочинения, идущие после физики»). Оно произошло, как полагают некоторые историки античной философии, в знаменитой библиотеке Александрии, куда попали какие-то произведения Аристотеля (в то время как основной их корпус длительное время хранился в погребе наследников Нелея, ученика Теофраста, друга и преемника Стагирита). Это название окончательно закрепилось при первом издании всего аристотелевского корпуса Андроником Родосским вів. Действительно, эволюция самого Аристотеля и тем более его последователей, обычно именуемых перипатетиками, свидетельствует об усилении интереса к более конкретным областям науки, оттесняющим на задний план максимально общую теорийную философию.
Нелишне указать здесь на «просветительскую» роль Ликея, окончательно оформившегося при Теофрасте (руководившем Ликеем до 288). Лекции, читавшиеся здесь (по-видимому, вечерние, «экзотерические»), посещало много сотен слушателей.
Характерно также, что третий схоларх Ликея Стратон, принимавший участие в организации Александрийской библиотеки, особенно ценивший натурфилософию (и демокритовскую), проявивший даже склонность к экспериментированию, получил в древности прозвище Физика.
Очевидно «позитивистская» тенденция — от чисто теорийного знания к более конкретно научному — отражала определенные особенности тогдашней цивилизации, изменения в сознании многих людей, накопление и углубление знаний.
В этом контексте показательно сравнить Академию Платона и, Ликей Аристотеля.
Математические занятия специально не привлекали Аристотеля и не имели значительных поборников в Ликее. Но здесь широко были представлены занятия различными вопросами естествознания. Достаточно напомнить, что важнейшее произведение Стагирита называется 144 «Физика», как примерно именовались и сочинения досократовских
физиологов. Но аристотелевское, произведение, можно сказать, фундаментально (восемь книг, в которых затронуты и некоторые идеи «первой философии»), а к нему непосредственно примыкают такие основательные произведения, как «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорологика».
Не меньшее, если не большее, значение придавал Аристотель, а за ним и Теофраст, изучению живой природы. Отсюда важнейшие биологические сочинения Стагирита — «История животных» и другие, составлявшие раздел физических вопросов и конкретизировавшие натуралистическое понимание жизни. Здесь нелишне напомнить, что к их времени существовала длительная медицинская традиция, связанная со школой Гиппократа, о которой говорилось выше. Сам Аристотель, сын врача, принадлежал к медицинскому роду.
К физическим сочинениям Аристотеля часто относят и произведение «О душе». Подобно Платону, уже в начале его автор подчеркивает огромную трудность достижения здесь достоверных знаний. Рассмотрев многие предшествующие воззрения относительно души, в отличие от своего учителя Аристотель весьма подчеркнул роль телесного, физиологического компонента, проявляющегося в ее жизнедеятельности как у животных, так и у человека. Но все же главное содержание этого понятия определяется вниманием к психической и познавательной деятельности души в человеческом микрокосме. «Думается, что познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы. Ведь душа есть как бы начало живых существ» (О душе, I 1). И даже более того — «некоторым образом душа есть все сущее» (там же, III 8). Так трансформирована древнейшая идея единства и даже тождества микро- и макрокосма.
Исследование человеческой души было продолжено в размышлениях Аристотеля о личности человека как общественного существа в его «Никомаховой этике» и двух других этических произведениях. Но поскольку человек социален, в них содержатся и различные вопросы макрокосма человеческой цивилизации (например, экономические). Специально же вопросам общественной жизни посвящена солидная «Политика». Художественное творчество древнегреческих поэтов и писателей рассмотрено в «Поэтике».
В названных и других произведениях Аристотель, можно сказать, охватил все стороны древнегреческого знания классической эпохи. Отсюда частые квалификации его как великого энциклопедиста Античности, который учел в своих произведениях все идеи и учения предшествующих философов и многих писателей. Выше мы уже встречались с одним из «энциклопедистов» из числа софистов — Гиппием. Аристотель, конечно, не сравним с ним ни по широте, ни тем более по глубине разработки многократно усложнившегося и углубившегося знания и культуры древнегреческих полисов. Но грекоязычный термин «энциклопедист» не очень-то корректен по отношению к философии и науке Аристотеля. Напомним, что французские просветители XVIII в., группировавшиеся вокруг «Энциклопедии» Дидро и Даламбера, отвергавшие 145
метафизику предшествовавшего и современного им веков, заменили ее рассмотрением конкретных вопросов науки и философии (в порядке алфавита). Аристотель же иногда трактуется как систематизатор предшествующей и современной ему древнегреческой философии и науки, но систематизация нередко толкуется как некая совсем нетворческая «бухгалтерия» предшествующих идей и учений. Аристотелевский же корпус произведений содержит глубоко творческий синтез этих идей и учений, синтез, требовавший иногда уточнения и переосмысления некоторых терминов предшествовавших философов (например, замены «семян» Анаксагора на «гомеомерии», т. е. «подобночастные»). Но еще более важны термины, введенные самим Аристотелем, создавшим одну из самых великих — и, в сущности, первую — систему метафизики, охватившую все природное и человеческое бытие.
Еще по теме IV. НАУЧНО-ФИЛОСОФСКИЙ УНИВЕРСУМ АРИСТОТЕЛЯ:
- Философское представление о материальности и системная организация универсума
- § 1. Становление философско-научного мировоззрения в эпоху Античности
- 4.5. Научный и философский статус эволюционизма и креационизма
- 7. Научный и философский критерии истины
- ФИЛОСОФСКИЕ ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ — ОСНОВА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
- Научно-философская многоаспектность Боэция.
- § 1. Будущее как научная и философская проблема
- 3. Позитивные связи между философским и научным знанием
- Научные и философские интересы Канта и его важнейшие произведения.
- § 4. Философское эссе как специфическая форма интеграции научного и вненаучного знання
- Изменение ценностного смысла отношений человека к природе в различных философских и научных воззрениях
- S3. Чем различаются между собой естественно-научное и репигиозно-философское направления русского космизма?
- ГЛАВА 5. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ