Экономическое неравенство регионов


Уровень развития регионов России сильнее всего зависит от двух конкурентных преимуществ — обеспеченности ресурсами, востребованными мировым рынком, и агломерационного фактора, дополненного столичным статусом.
В структуре российского экспорта более 60% составляют нефть, нефтепродукты и газ, 20% — металлы. Регионы со специализацией на этих отраслях имеют более высокий уровень экономического развития, измеряемый душевыми показателями валового регионального продукта (ВРП). Наиболее развитый сектор услуг концентрируется в крупнейших федеральных городах. Лидирующее положение столицы объясняется не только ускоренным развитием постиндустриальной экономики. Еще одна причина — концентрация налоговых доходов федеральных монополий и крупнейших частных компаний, штаб-квартиры которых расположены в Москве. Сверхконцентрация в столице экономических ресурсов всей
611
страны замедляет рост менее развитых регионов и усиливает территориальные диспропорции.
Более 2/3 регионов страны не имеют явных конкурентных преимуществ и занимают «срединное» положение по уровню развития, часть из них сохраняет черты депрессивности. Наименее развиты республики Северного Кавказа и юга Сибири, они отличаются самым проблемным рынком труда, высокой долей теневой экономики, острыми институциональными проблемами.
На первые 10 наиболее развитых регионов, включая Москву и Тюменскую область, приходится более половины суммарного ВРП, на последнюю десятку — менее 1%. Однако при сравнении регионов следует учитывать, что в России дробная административная структура: 83 субъекта с населением от 11,5 млн чел. до 43 тыс. чел. В других странах регионы крупнее, поэтому региональные различия, как правило, меньше.
Федеральные округа России более сбалансированы по численности населения и размерам экономики. В каждом федеральном округе
Доля федеральных округов и отдельных регионов в экономике России в 2010-2011 гг.
Таблица 1



Доля, %

Федеральные
округа

Число
регионов

в населении

в валовом региональном
продукте

в промышленном производстве

Центральный

18

26,9

35,7

24,9

в т.ч. Москва


8,1

22,5

9,6

Московская обл.


4,8

48


Северо-Западный

11

9,5

10,4

13,1

в т.ч. С.-Петербург


3,4

4,5

5,8

Южный

6

9,7

61

5,0

Северо-Кавказский

7

6,6

2,4

1,1

Приволжский

14

20,9

15,1

20,8

Уральский

6

8,5

13,6

18,7

в т.ч. Тюменская обл.


23

8,8

11,8

Сибирский

12

13,5

10,9

12,0

Дальневосточный

9

4,4

5,6

44

Источник: данные Росстата.


Рис. 18.1. Душевой ВРП регионов России в 2010 г., в % к среднему по регионам РФ (среднее =100), с корректировкой на ценовые различия Источник: данные Росстата


есть «сильные» и слабые» регионы, но в разной пропорции. В Центральном федеральном округе экономически доминирует Москва, в Уральском выделяется Тюменская область с автономными округами (табл. 1). Слаборазвитых регионов больше всего в Северо-Кавказском, Южном и Сибирском федеральных округах.
Экономическое неравенство регионов России можно оценивать по-разному. С одной стороны, оно огромно: душевой ВРП Тюменской области (с автономными округами) в 3,7 раза выше среднего по регионам РФ, а в наименее развитых республиках — в 5 раз ниже среднего, различия между ними достигают 18 раз (с учетом различий в ценах — 13 раз). С другой стороны, за исключением 10—15 лидеров и аутсайдеров, большая часть страны экономически однородна: 2/3 российских регионов формируют обширную «срединную зону» с показателями душевого ВРП на уровне 50—90% от средних по регионам РФ (рис. 18.1). Сложившееся неравенство устойчиво: быстро растут только показатели ВРП регионов с высокозатратными инвестиционными проектами (например, Сахалинской области с огромными
613
иностранными инвестициями в нефтегазовые проекты).
В регионах с высоким душевым ВРП проживает 10% населения России, с повышенным — примерно 15%, в регионах «срединной зоны» концентрируется 2/3 населения, в экономически слаборазвитых — около 10%.
Сравнение регионов России со странами мира очень условно, но показательно. В Тюменской области душевой ВРП по паритету покупательской способности (ППС) соответствует уровню самых развитых стран — Норвегии и США. Однако реальное потребление населения Тюменской области в несколько раз ниже, так как большинство нефтегазовых доходов изымается и перераспределяется государством. Москва по душевому ВРП по ППС приблизилась к Финляндии и Франции. В большинстве регионов России душевой ВРП по ППС сопоставим с Болгарией и Бразилией, а наименее развитые республики можно сравнить с Узбекистаном и Филиппинами.
Динамика экономического развития регионов подтверждает влияние факторов конкурентных преимуществ и политики государства. За десятилетие экономического роста (1999—2008) благодаря усилившемуся перераспределению финансовых ресурсов государства быстрее всего росла экономика слаборазвитых республик Северного Кавказа (рис. 18.2). На динамику повлиял и статистический эффект низкой базы (при малых исходных значениях показателя темпы роста всегда выше). Лидером роста был Центральный федеральный округ за счет Москвы и Московской области, т. е. воздействия агломерационного эффекта. Быстрее росли также Южный и Северо-Западный федеральные округа, обладающие лучшим географическим положением; кроме того, в Северо-Западном округе расположена вторая по размеру агломерация страны. Темпы роста всех внутриматериковых федеральных округов были ниже. Медленнее всего развивался наиболее удаленный и слабозаселенный Дальний Восток. Его развитию препятствуют высокие транспортные тарифы, слаборазвитая инфраструктура, малочисленное население, сократившееся на треть за 1990-2010 гг.
Однако в период последнего экономического кризиса тенденции изменились. Кризисный спад экономики был более сильным в развитых индустриальных регионах Центрального, Поволжского и Уральского федеральных округов, а в наименьшей степени он затронул высокодотационные регионы Северного Кавказа и Дальнего


Рис. 18.2. Динамика роста ВРП по федеральным округам, в % к 1998 г. Источник: данные Росстата


Востока. Благодаря масштабной федеральной помощи они показали лучшую динамику развития на фоне общероссийского кризисного спада. Кроме того, на Дальнем Востоке выросли доходы от новых нефтегазодобывающих проектов на Сахалине, а также федеральные инвестиции в подготовку саммита АТЭС во Владивостоке. В результате воздействия кризиса и сохранения выравнивающего вектора политики государства региональные различия смягчились.
В долгосрочной перспективе неравенство будет поддерживаться географией инвестиций, которые идут в основном в регионы с конкурентными преимуществами. Больше всего инвестиций получают регионы добычи нефтегазовых ресурсов и две крупнейшие агломерации страны. Выросли инвестиции в приморские территории запада и юга Европейской России, расположенные на основных торговых путях. В большинстве регионов душевые инвестиции значительно ниже средних по стране, а в депрессивных регионах и слаборазвитых республи-
615
ках они в 2—5 раз ниже среднероссийских. Сложившаяся география инвестиций способствует росту регионального неравенства.
Таким образом, рост межрегиональных экономических различий объективен, так как регионы с конкурентными преимуществами развиваются быстрее. Смягчать нужно в первую очередь социальное неравенство, чтобы не возникали чрезмерные напряжения в развитии страны. Международный опыт показывает, что для этого необходимы два условия. Первое — достаточно высокий уровень экономического развития, обеспечивающий финансовые ресурсы для перераспределения. Второе — эффективная социальная политика, направленная на рост человеческого капитала и поддержку уязвимых групп населения.
Уровень экономического развития России позволяет проводить перераспределительную политику. Этому способствует и финансовая централизация: в федеральный бюджет России поступает 60% собранных в регионах налогов и прочих платежей. Масштабная федеральная помощь снижает различия в бюджетной обеспеченности регионов. В слаборазвитых республиках трансферты из федерального бюджета достигают 50—90% всех доходов их бюджета. Однако выравнивание иногда противоречит принципу территориальной справедливости: душевые расходы бюджетов некоторых слаборазвитых и высокодотационных республик Северного Кавказа и юга Сибири выше, чем среднеразвитых регионов Центральной России, которые собирают больше налогов.
Перераспределение сокращает неравенство: если душевой ВРП регионов различается в 18 раз, то среднедушевые доходы населения — в 5,5 раз, а с учетом разной стоимости жизни в регионах различия в доходах снижаются до 3 раз. Однако масштабное перераспределение снижает эффективность экономики страны: у развитых регионов забирают все больше ресурсов, замедляя их развитие, стимулируется иждивенчество властей слаборазвитых регионов.
<< | >>
Источник: Алексеев, А. И.. Россия: социально-экономическая география: учеб. пособие. 2013

Еще по теме Экономическое неравенство регионов:

  1. 1.1. Концептуальные основания анализа социально-экономического неравенства в России
  2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СРАВНЕНИЕ ДВУХ РЕГИОНОВ
  3. 1. Профессиональное образование и социально- экономическое развитие регионов.
  4. Глава 2 Долгосрочный экономический рост стран и регионов мира на пороге третьего тысячелетия
  5. Экономическая динамика и социальное неравенство. Влияние глобальных процессов на социальную дифференциацию
  6. ПЕРМСКАЯ ОБЛАСТЬ: РЕГИОН В РЕГИОНЕ
  7. 3.14.1. Экономический детерминизм, экономический материализм и вообще экономический подход к истории (от Дж. Миллара, Р. Джонса и Дж. Роджерса до Э. Лабрусса и У. Ростоу)
  8. 2.17. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО в ПОЛИТИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ20
  9. НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ
  10. Новое неравенство
  11. 4.2.2. Социально-экономический строй общества, общественно-экономический уклад, способ производства, общественно-экономическая формация и параформация
  12. Проблема социального неравенства
  13. Ж.Д. ДЕ ГОБИНО: РАСОВОЕ НЕРАВЕНСТВО
  14. НОВАЯ КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НЕРАВЕНСТВ
  15. РЕГИОНЫ И ИМПЕРИИ
  16. Гипотеза Руссо о происхождении неравенства
  17. НЕРАВЕНСТВО В РАСПРЕДЕЛЕНИИ СОКРАЩАЕТ МАКСИМАЛЬНОЕ НАСЕЛЕНИЕ