§ 4. Какова роль пафоса в познании?

Пафос в переводе с древнег реческого означает страдания, страсть, возбуждение. В эстетике этот термин символизирует восторженное состояние человеческого духа, когда он соприкасается с атрибутами высшей реальности, в которых обнаруживает себя красота.

В ант ичной эстетике за пафосом закрепился устойчивый образ болезненного состояния души, переживающей какое-либо страдание.

Уже Аристотель в «Поэтике» относи т пафос к числу необходимых элементов трагедии, оценивая его как «...действие, причиняющее гибель или боль» (11, 1452). В другом своем произведении - «Метафизика» Аристот ель понимает пафос как возможность перехода от одного состояния к другому (IV, 21). А в «Риторике» он определяет его как «все то, под влиянием чего люди изменяют свои решения, с чем сопряжено чувство удовольствия или неудовольствия, как, например, гнев, страдание, страх и все эти подобные и противоположные им чувства» (II, 1). В этом смысле пафос как душевное переживание противопоставляется в античной эстетике понятию «этос», обозначающему устойчивый нравственный характер человека, проявляющийся в действии. Поэтому Аристотель, говоря о разных свойствах стиля, разграничивает' пафос как чувство и этос как характер: «Ст иль будет обладать надлежащими качествами, если он полон чувства (пафоса), если он отражает характер (эгос) и если он соответствует истинному положению вещей» (Аристотель. Риторика. - III, 7).

В эстетике нового времени категория пафоса была развита прежде всего в работе Ф. Шиллера «О патетическом». Для патетического в искусстве, согласно автору, необходимо изображение не только глубокого и сильного страдания, но и сопротивления ему так, чтобы в борьбе с этим чувством человек вдруг обнаруживал бы в себе свою внутреннюю свободу. «При всяком пафосе чувства должны быть привлечены страданием, дух же - свободой. Если же в патетическом изображении отсутствует картина страдающей природы, то оно лишено эстетической силы, и наше сердце остается холодным. Если ему не хватает эстетической основы, то при всей чувственной силе оно никогда не может быть патетическим и неизбежно возмущает нас. Сквозь всякую свободу души должен всегда сквозить страдающий человек, сквозь всякое человеческое страдание должен просвечивать самостоятельный или способный к самостоятельности дух» (Шиллер. Собр. соч. Т. 6. - М., 1957. - С. 211-212). Таким образом, пафос становится неотъемлемым условием становления свободы духа, который только тогда обретает свое совершенство, когда берет верх над чувственным ст раданием.

<< | >>
Источник: Д. Л. Родзинский. ФИЛОСОФИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ. Учебное пособие. Москва . 2009

Еще по теме § 4. Какова роль пафоса в познании?:

  1. § 5. Какова роль иронии в познании?
  2. § 2. Какова роль гротеска в познании?
  3. § і. Какова роль аллегории в познании?
  4. § 3. Какова роль метафоры в познании?
  5. 108. Каковы цели познания?
  6. 2. Диалектика процесса познания. Практика и её роль в процессе познания.
  7. § СХХХЇ Каков результат познания бога у языческих народов?
  8. § 1. Какова роль красоты в нравственном воспитании?
  9. § 10. Какова роль эманации в бытии?
  10. 1.2. Роль мышления в познании
  11. § 3. Какова роль поэзии в нравственном воспитании?
  12. § 3. Какова природа и роль священных текстов?
  13. § 2. Какова роль музыки в нравственном воспитании?
  14. § 4. Какова роль танцев в нравственном воспитании?
  15. § 5. Какова роль живописи в нравственном воспитании?