Социальные аспекты жизни

По мере развития своих психологических взглядов Адлер постепенно пришел к заключению, что исследование только бессознательной мотивации поведения человека не обеспечивает целост- ной картины понимания человеческой природы.
Для того чтобы понять внутреннюю природу человека, мотивы его жизнедеятельности, необходимо исследовать всю совокупность связей, при помощи которых индивид устанавливает отношения с окружающим природным и социальным миром, в контакты с которым человек вступает с ранних лет жизни, с детского возраста. Если Фрейд полагал, что интерес ребенка направлен в основном на себя, на свое собственное тело, то для Адлера жизнь ребенка вплетена в социальный контекст и его внимание направлено не столько на себя, сколько на других людей. Поскольку же отношение человека к другим людям детерминировано как объектами внешнего мира или природой космоса, так и социальными институтами, социальными связями и отношениями, то нельзя «понять психическую деятельность без понимания в то же время этих социальных отношений» к

Таким образом, для Адлера человек не является изолированным существом, действующим свободно и независимо от того социального окружения, в котором он живет. И венский врач апеллирует к «логике общественной жизни» людей, к условиям общественного существования человека, пытается постичь динамику взаимодействия внутреннего мира личности с объективным миром вещных отношений. Адлер сосредоточивает внимание на факте разделения труда, возникновении человеческих общностей, экономических и социальных институтах, оказывающих влияние на духовную жизнь и внутрипсихическую деятельность людей. Разделение труда воспринимается им как один из наиболее существенных моментов человеческого общественного бытия. В своих рассуждениях он отмечает специфику современной ему буржуазной цивилизации с ее доминирующими ценностями частной собственности и власти денег, показывает, как становление человеческого характера в буржуазной цивилизации предопределяется этими доминирующими ценностями Адлер фиксирует тот факт, что люди стремятся обладать большей собственностью, большим денежным состоянием, а обще- ственная мораль санкционирует развитие в первую очередь таких качесхв личности и черт характера, которые способствуют целям приумножения богатства и достижения власти. При эток фоном и основой формирования характера человека и его внутрипси- хической структуры выступают у Адлера социальные условия и экономические ситуации. Сам Адлер считал, что его трактовка социальной обусловленности человеческого существования примыкает к марксистской позиции по этому вопросу. «Важный аспект нашего рассмотрения основывается на материалистической стратификации, которую описали Маркс и Энгельс» 94,— подчеркивал он.

Конечно, такая прямая аналогия с марксизмом не является обоснованной. Тем более что Адлеру не удалось даже в полной мере противопоставить свою трактовку природы человека фрейдовской и юнгов- ской. Вместе с тем в теоретических работах 20-х годов проблема социальной обусловленности человеческого существования (особенно вопросы, связанные с воспитанием, социально-психологическими аспектами формирования характера человека, социальными условиями жизни людей) выдвигается у основателя «индивидуальной психологии» и его единомышленников на передний план.

В этот период интерес к социальной и социально- психологической проблематике отмечается не только у теоретиков, разделявших идеи Адлера, но и у тех буржуазных ученых, которые отстаивали теоретические концепции классического психоанализа. Даже сам Фрейд заговорил тогда о социальных связях в процессе труда, о роли частной собственности в буржуазном обществе, о «социальном влечении», присущем человеку. Но он только ставит вопрос о «социальном влечении», тогда как Адлер рассматривает социальные побуждения, социальные чувства как основу человеческого существования, а индивида— как изначально социальное существо. Такой подход к исследованию человеческой природы был, разумеется, более плодотворным по сравнению с психоаналитическим методом изучения человека.

Но вернемся к утверждению Адлера о сближении теоретических концепций «индивидуальной психологии» с марксистским социально-экономическим учением. Признавая предопределяющее влияние социально-экономических условий на формирование духовного мира человека и мотивов его поведения, Адлер, однако, сосредоточивает внимание не на раскрытии взаимосвязей между социально-экономической структурой общества и индивидуально-лично- стным бытием человека, а на выявлении того, почему возникают превратные представления и ошибочные реакции личности на требования экономической ситуации. И хотя эти вопросы тесно связаны между собой, основатель «индивидуальной психологии» рассматривает их в отрыве друг от друга. Его интересует не механизм возникновения отчужденного сознания и ложных потребностей индивида в буржуазном обществе, что предполагало анализ отчужденных общественных отношений, а лишь сам факт существования определенных психических реакций на данную социально-экономическую ситуацию. Поэтому он ограничивается рассмотрением черт характера и моральных качеств личности, включая такие, как тщеславие, ревность, зависть, скупость, покорность, самоизоляция, оставляя без внимания вопрос о причинах их возникновения. Адлер, по сути дела, устраняется от конкретного исследования связей и отношений, складывающихся в буржуазном обществе. Если к этому добавить, что адлеровское понимание социальности граничит с признанием врожденности и наследственности «социальных чувств», то несовместимость «индивидуальной психологии» с марксистским учением станет вполне очевидной. Так, Адлер даже не ставит вопрос о преобразовании наследственно передаваемых свойств и качеств в индивидуальном и общественном развитии человека, в то время как рассмотрение этой проблемы и выявление границ между природным и социальным являются существенной задачей марксистской философии человека, научно раскрывающей «действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, меж- ду свободой и необходимостью, между индивидом и родом»

По Адлеру, понять личность индивида, внутреннюю природу человека — значит раскрыть тот природный и социальный контекст, в котором пребывает человеческое существо И в этом смысле человек предстает, с одной стороны, как слабое, беззащитное, неполноценное биологическое существо, пытающееся компенсировать свое «чувство неполноценности» «стремлением к власти», а с другой — как социальное существо, наделенное «космическим чувством» соотнесенности со всем человечеством, с космосом в целом.

Между этими сторонами человеческого существования имеется, как считает Адлер, тесная связь, которая требует своей расшифровки. «Индивидуальная психология» как раз и преследует цель раскрытия природы бессознательных «стремлений к власти», социальных связей между индивидами, общечеловеческой солидарности, основанной на чувствах социальной принадлежности к человеческому роду. Основным критерием здесь выступает «социальное чувство» (или «социальный интерес»), выражающее связь между людьми в человеческой общности, связь человека с человеком в космическом отношении По мнению Адлера, при помощи «социального чувства» только и можно «эффективно измерять феномены психической жизни» 95.

«Социальное чувство» для Адлера важный, но не единственный критерий, с помощью которого он пытается осветить тайники человеческой природы. Другим не менее важным критерием служит уже упоминавшееся бессознательное «стремление к власти» Они-то и представляют в «индивидуальной психологии» два наиболее существенных и универсальных фактора человеческого существования, две тенденции, обусловливающие развитие психики человека, направление его жизнедеятельности и формирование его жизненных установок, два концепта, предназначенные для раскрытия внутреннего мира личности социально-психологических характеристик индивида и мотивов поведения человека Понятие «социального интереса» в трактовке Адлера включает в себя не только общечеловеческое чувство взаимосвязи индивидов между собой или индивидуально-личностное чувство, отражающее специфические черты характера человеческого существа, но и оценочное отношение человека к жизни в целом. Это означает, что каждый индивид обладает способностью как бы видеть себя и мир глазами другого, оценивать жизненные ситуации с точки зрения общественных установлений, тех культурных, моральных и социальных норм, которые создаются в процессе совместной жизни людей в определенной общности. На «социальном интересе» основаны правовые отношения, этические и эстетические оценки, ибо теоретически и практически «все проблемы жизни имеют социальную ценность» «Индивидуальная психология» и призвана помочь человеку осознать эти ценности и соответствующим образом адаптироваться к жизненным ситуациям

В конечном счете адлеровские концепции «социального интереса» и «стремления к власти», как это ни парадоксально, оказываются направленными в одно русло Казалось бы, «социальный интерес» должен выступать прямой антитезой бессознательного «стремления к власти», так как он связан скорее с разумной общественной жизнью людей, чем с биологическими необузданными порывами индивида. Однако в концепции Адлера «социальному интересу», так же как и «стремлению к власти», отводится функция компенсации неполноценности человека. «Социальный интерес,— подчеркивает он,— это подлинная и необходимая компенсация естественных слабостей индивидуальных человеческих существ» 96. Именно благодаря «социальному интересу» происходит, по Адлеру, социально приемлемое приспособление индивидов к данной жизненной ситуации, осуществляемое как на социальном, так и на психологическом уровнях

145

Ю В M Лейбин

Таким образом, адлеровские концепты «стремления к власти» и «социального интереса» имеют одно- порядковую природу. Оба фактора возникают на ос- нове чувства неполноценности и беззащитности человеческого существа, оба действуют как стимул для развития механизмов приспособления к природному и социальному миру. Правда, по замыслу Адлера, «социальный интерес» должен был служить тем краеугольным камнем, вокруг которого строилось все здание «индивидуальной психологии», отправной точкой для проведения демаркационной линии между этим учением и психоанализом Фрейда. Однако все попытки Адлера выявить природу социальности и взаимоотношение между биологическими и социальными факторами не только оказались бесплодными, но даже привели в конечном счете к таким результатам, которые свидетельствуют не столько о различии, сколько о сходстве теоретических основ «индивидуальной психологии» и классического психоанализа. Бессознательное «стремление к власти» и «социальный интерес» оказываются у Адлера только по форме противоположными друг другу. Внутреннее же содержание их имеет родственное основание, аналогичное фрейдовским бессознательным влечениям Поэтому противопоставление «индивидуальной психологии» классическому психоанализу в плане рассмотрения биологических и социальных детерминант функционирования человеческой психики и природы человека в целом оказывается несостоятельным.

Разумеется, Адлер сделал шаг вперед, рассматривая человека как социальное существо, чья жизнь протекает в контексте общественных отношений, причем не только семейных, на чем акцентировал внимание Фрейд, или символически-коллективных, на что указывал Юнг, но и законодательно-правовых, морально-этических, частнособственнических и трудовых. Но это не означало переворота в психоаналитическом движении, ибо адлеровское понимание социального не выходит за рамки бессознательных влечений человека, а присущие личности социальные чувства и интересы носят одновременно био- логически-врожденный характер. В данном случае не спасает даже оговорка Адлера, что «социальный интерес» не является врожденным в смысле какой- то конкретно-определенной и полностью завершенной сущности, а представляет «врожденную потен- циальность, которая должна быть сознательно развита» Такая оговорка лишь смягчает тезис о биологически унаследованной предопределенности «социальных чувств» человека. В конечном счете и «стремление к власти», и «социальный интерес» выступают в качестве таких факторов человеческого существования, которые как бы изначально присущи всем людям Отсюда завершающий вывод Адлера, что «социальный интерес врожден, точно так же как и стремление к преодолению неполноценности» 97.

Очевидно, что адлеровская трактовка «социального интереса», «социального чувства» в ином виде воспроизводит центральную идею учения Фрейда о врожденности бессознательных влечений человека. Таким образом «индивидуальная психология» Адлера с ее акцентом на социальной обусловленности человеческого существования оказалась лишь смягченным вариантом психоаналитического учения и, следовательно, так же как и психоанализ, она не смогла дать научного объяснения природного и социального в человеке, того, что делает его действительно индивидуальным, но в то же время и общественным существом. Ее понятийный аппарат, включающий категорию «социальности», не отражает реальных социальных связей и противоречий между индивидуально-личностным и общественным бытием человека в западной культуре.

<< | >>
Источник: В.М. ЛЕЙБИН. ПСИХОАНАЛИЗ и ФИЛОСОФИЯ НЕОФРЕЙДИЗМА. Москва. Издательство политической литературы. ПОЛИТИЗДАТ. . 1977

Еще по теме Социальные аспекты жизни:

  1. § 3 Метафизические аспекты проблемы смысла жизни человека
  2. § 12. Социально-психологические аспекты преступности
  3. § 3. Общесоциологические аспекты социальной философии
  4. § 4. Философские аспекты социальной философии
  5. (СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)
  6. § 3. Социально-психологические аспекты эффективного правотворчества
  7. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. ТЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
  8. § 2. Социально-психологические аспекты эффективного правотворчества
  9. Важнейшие аспекты этико-социальной проблематики.
  10. 1.2. Основные аспекты социальной работы как практической деятельности
  11. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
  12. Горькие плоды модернизации1 (экономические и социальные аспекты)
  13. § 1. Философские, психологические и социальные аспекты творчества
  14. § 3. Социально-психологические аспекты деятельности адвокатских объединений
  15. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА В СССР
  16. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ8 (Из опыта Российской Федерации)
  17. 3.1.3. Социально-психологические аспекты деятельности службы занятости
  18. Лекция 4. Социальные и биологические аспекты двуполости человека.
  19. Социально-экономические аспекты управления природной средой