§ 3. Научное, художественное и социальное творчество

С проблемой творчества мы сталкиваемся во всех сферах человеческой деятельности. Обычно творчество связывается с возникновением чего-либо нового. Категория нового достаточно многозначна и анализу этого понятия посвящено значительное число работ.
В области научного творчества можно различать фундаментально новое и потенциально новое. Потенциально новое есть все то, что может бьггь получено логическим путем из аппарата теории. Фундаментально новое есть то, что лежит за пределами возможности теории и может быть постигнуто только интуитивно.

Разумеется, в процессе творческой деятельности обязательно возникает что-то новое. Но нам представляется, что творчество следует связывать с пластичностью человеческого мышления, то есть со способностью человека быстро изменять свою позицию по отношению к миру, вырабатывать новый ракурс видения. Это сделать не так просто, ибо для изменения точки зрения на мир необходимо выйти за пределы научной теории, традиции, если речь идет об искусстве или религии, а для этого потребуется отказаться от привычных стереотипов, авторитетов и т. п. 332

Понимаемая так пластичность мышления предполагает наличие ярко выраженной толерантности (терпимости) к различным точкам зрения и сохранение в зрелые годы целостного детского взгляда на мир. Оба эти качества в высокой степени присущи всем творческим людям.

Рассмотрим некоторые аспекты научного творчества. Научная теория всегда дает глубокий, но односторонний взгляд на объект или на фрагмент материального мира. Такая теория неизбежно делает человека односторонним, и эта односторонность возрастает по мере совершенствования теории. При этом широта горизонта мышления ученого резко сокращается и ему становится все труднее выходить за рам - ки теории. Поэтому все, что лежит за пределами такой теории становится для него недоступным.

Лежащее за рамками теории может быть постигнуто только в том случае, если удается изменить точку зрения на мир, а для этого необходимо выйти за ее границы. Такой выход становится возможным для человека с пластичным мышлением, но может быть сильно затруднен такими факторами, как безоговорочная вера в авторитет создателя теории (вспомним ситуацию с Аристотелем или И. Ньютоном), слепая приверженность традиции, боязнь нового, гипноз красоты и совершенства теории, ее общественное признание и т. п. Этот вопрос подробно рассматривался в истории философии, например, в учении Ф. Бэкона об «идолах» или в «принципе сомнения» Р. Декарта. В последние десятилетия, хотя и не осознанно, выдающимися учеными предпринимаются разнообразные попытки устранить эти факторы. Н. Бори пишет, что «будущее физики принадлежит гениальному дилетанту», то есть человеку с пластичным мышлением, который не столь тесно связан с авторитетами, традициями и пр. В этом же плане идут рассуждения К. Поппера о том, что всякое положение может рассматриваться как научное только в том случае, если оно принципиально может бы опровергнуто. Здесь с самого начала формируется критическое отношение к абсолютизации, какой бы то ни было научной теории, и тем самым облегчается для творческой личности выход за ее пределы.

Выход за пределы теории может быть плодотворным только в тех случаях, когда при формировании нового взгляда (ракурса) на действительность удерживаются основные принципы и методы оставляемой теории, традиции и т. п. В противном случае происходит полная дезориентация и потеря точек отсчета.

Существует еще одна опасность при формировании нового взгляда на мир. Новое видение действительности может настолько очаровать человека, что он забывает обо всем остальном и полностью погружается в него, не желая признавать ничего другого. 333

Сказанное можно хорошо иллюстрировать на примере искусства в частности живописи. Посмотрим на творчество М. Шагала. Все его картины написаны как бы «в одном ключе». Он нашел новый ракурс взгляд на мир, и не смог отойти от него. Будучи очарованным им, он всю свою долгую жизнь так и не вышел за его пределы, правда, достигнув в нем совершенства. Другой пример — П. Пикассо. Этот человек, наоборот, постоянно ищет все новые и новые точки зрения, хотя и не достигает виртуозности ни в одной из них. Оба эти художника, однако, полностью не разрушают традиции. А вот В. Кандинский, выйдя за пределы академической традиции, полностью ее отверг. В результате в своих многочисленных «импровизациях» он вообще вышел за рамки живописи, пытаясь заменить гармонию форм на «музыку красок». В результате в работах его менее талантливых последователей это направление зашло в тупик.

И в науке, и в искусстве творческие процессы всегда предполагают частичную деструкцию, разрушение традиции, устоявшихся концепций, но такое разрушение всегда должно иметь определенные границы. При выходе за эти границы разрушение приобретает необратимый характер, неизбежно ведущий к распаду системы.

Интуитивное чувство таких границ обычно формулируется как чувство меры, которое является характеристикой, прежде всего, творческого и особенно гениального человека. Греки не случайно считали, что чувство меры является «величайшим даром богов». Отсутствие чувства меры обычно блокирует творчество.

На чувство меры и его роль в процессе творчества указывалось не раз. И чувство это формируется у человека в процессе освоения культуры, но только при условии адекватности ее восприятия. В случае же приобщения человека кдеформированной культуре творчество приобретает явно деструктивный, разрушительный характер. Приобщение к такой культуре стимулирует экстремистские тенденции и разрушает чувство меры.

Из сказанного вытекает, что творчество связано как с деструктивными, так и с конструктивными процессами. Конструктивная фаза обычно следует за деструктивной и если по тем или иным причинам она не реализуется, то творчество становится разрушением, что часто имеет место в действительности. Вообще в творчестве может доминировать либо конструктивное, либо деструктивное начало, что сильно затрудняет его однозначную оценку. Иногда в обществе формируется негативное отношение к творчеству, ибо оно часто направлено на деструкцию социальных, политических, идеологических и пр. систем. Такое отношение характерно для стран современного Востока.

Творчество невозможно также без богатого воображения, которое присуще всем без исключения творческим людям. На это указывали

334 многие исследователи. Известно, что много внимания творческому воображению уделял И. Кант, который показал, что в нем органически связываются рациональные и иррациональные компоненты.

Нам представляется, что сам творческий процесс является в основном одинаковым во всех сферах деятельности (науке, искусстве, религии, философии и пр.), в пользу чего говорит синкретический характер творчества на ранних этапах развития человечества. Об этом же свидетельствуют и высказывания многих выдающихся деятелей науки, искусства, философии, религии и т. п. А. Эйнштейн не случайно постоянно говорил о важности этических принципов для успешной творческой деятельности. Аналогичные высказывания часто встречаются в работах Н. Бора, В. Гейзенберга, П. Дирака и многих других.

Хорошо известно, что научные трактаты мыслителей Средневековья и Возрождения наряду с рациональными содержат многочисленные образно-эмоциональные компоненты (драконы, химеры и пр.), что не мешало им делать великие открытия. И трудно сказать, выиграла ли наука, очистив себя от элементов субъективного, фантастического, образно-эмоционального, пытаясь представить свой аппарат в виде стройной логико-математической конструкции.

В наши дни все чаще говорят о красивых, эстетичных научных теориях, о моральных принципах и этических нормативах науки. Одновременно многие выдающиеся произведения искусства часто содержат элементы научных представлений, картин мира и т. п. своего времени (пространственно-временные конструкции, философские установки, элементы картины мира и пр.). И, видимо, прав был К. Маркс в своем утверждении, что чтение романов О. Бальзака дает несравненно больше для понимания экономической ситуации XIX века, чем изучение экономических трактатов, хроник и документов той эпохи.

Как уже говорилось, в ходе творческого процесса формируется новый ракурс, новое видение мира и с этой новой точки зрения в мире можно видеть много нового и это новое может лежать как в сфере рационального, так и в области иррационального, образно- эмоционального. Если новая позиция позволяет увидеть больше иррационального, то она относится к области искусства, религии, философии и т. п.; если же будет доминировать рациональное, то — к области науки. Разумеется, индивидуальными особенностями человека во многом будет определяться, какая позиция по отношению к миру будет ему более импонировать. Уже говорилось, что для этого есть и анатомо-физиологические предпосылки в виде асимметрии больших полушарий головного мозга, особенностей анатомического строения гортани, специфических черт зрительного и слухового аппарата и т. п. Считается общепринятым, что творчество полнее всего проявляется в научной и художественной деятельности, где его результаты сохраняются в виде научных концепций и открытий или в виде произведений искусства. Однако существует еще более сложный и глубокий вид творчества — различные виды социального творчества.

Социальное творчество связано с преобразованием человеческого общества и функциональных (управленческих и др.) процессов разного уровня и масштабности (от исторического творчества и преобразования социокультурной среды обитания до радикального реформирования конкретной, социальной сферы и обустройства личностной микросреды человека). Здесь в качестве импульса к преобразованию социума выступает определенная идея, разделяемая всеми или, по крайней мере, большинством членов социальной общности. Специфика здесь состоит в том, что такая идея уже не принадлежит творцу. Тем самым она теряет свою динамику, но одновременно усиливаются масштабы ее воздействия на общество.

Историческим и социальным субъектом такой творческой деятельности является определенная человеческая общность, народ, социальные слои, группы и отдельные личности. Специфику социального творчества представляет его необходимая опора на те или иные представления о сущности человека. В связи с этим понятно, что чрезвычайно важным в идеологии и программах социального творчества является адекватное, неискаженное представление о человеке и его природе. К сожалению, в нашем недавнем прошлом общественное сознание руководствовалось только одной абсолютизированной стороной материалистическо-социальной человеческой сущности, что приводило к утопическому и тоталитарному характеру исторических преобразований.

В настоящее время на основе творческой разработки мировоззрения философского реализма в представлениях о мире и человеке диалектически сочетаются материальная и духовная компоненты. Таким образом, начинают осознаваться принципы реалистического и гуманистического социально-демократического творчества.

В наш исторический переходный период социальное творчество в нашем обществе оказывается тесно связанным с инновационными демократическими преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности общества: созданием новых демократических социально-правовых институтов, основ рыночной экономики и банковского дела, новых социальных отношений, учитывающих индивидуальные права и свободы личности.

С современными трудностями социального творчества и реализацией демократических нововведений сталкиваются сегодня руково-

336 ——

дители всех уровней. Главным критерием эффективности их деятельности в наши дни становится собственная изобретательность, избирательная позиция, умение правильно ориентироваться и проявлять творческую самостоятельность в стихии противоборства при взаимоисключающих мировоззренческих и профессиональных позициях в условиях становления новых социокультурных норм.

Социальное творчество во многом определяется тем, на сколько идея, выдвинутая социальным лидером, овладевает массами. Чтобы добиться максимальной интенсивности ее воздействия, необходимо использовать различные средства, такие как личное общение носителя такой идеи с другими людьми, эффективность работы средств массовой информации, постоянно совершенствующиеся механизмы внушения, использование достижений современной техники, медицины, психологии, психиатрии и пр. Поэтому социальное творчество приобретает интегративный, комплексный характер.

Следует также отметить, что выдвинутая лидером идея в процессе ее усвоения массами людей может значительно трансформироваться, что открывает новые возможности для появления новых позиций и ракурсов по отношению к миру. Характер таких трансформаций во многом определяет и регулируется культурными традициями того или иного этноса. Здесь творчество приобретает существенно новые черты и особенности, которые требуют специального рассмотрения.

Какова же роль индивидуального творчества в научном и вненауч- ном познании? Понятно, что главное влияние здесь оказывают мето- долого-методические и содержательные особенности творческого опыта личности. Индивидуальная творческая деятельность одновременно имеет в качестве движущей силы определенные духовно-психологические предпосылки, которые личность развивает и закрепляет. При этом формируются как общие, так и специфические внутренние качества человека в зависимости от характера и масштаба его творческого опыта. К общим чертам творческой личности относятся ее особые отзывчивые к природному и социальному бытию мироощущения, сильная и целенаправленная внешняя и внутренняя мотивация. К ее специфическим чертам, которые развиваются и формируются в процессе творчества, можно отнести следующие: —

научное творчество (аналитические и интеллектуальные способности, пытливость ума и любовь к истине, доказательность и аргументированность, стремление к систематичности и многие другие); —

художественное творчество (повышенная духовно-чувственная восприимчивость, стремление к целостному мировосприятию, а также к наглядно-образному схватыванию предмета в его окружающей ауре и контексте);

337 — социальное творчество (сочетание мировоззренческо-теорети- ческого и практического разума, чувство нового, практически-психологическое познание людей, организаторские способности, умение разрешать конфликты и пр.).

Литература: 1.

Бердяев Н. А. Этика творчества // О назначении человека М 1993. С.118—119. 2.

Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1996. С. 85,657—659. 3.

Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1996. 4.

Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1964. С. 385-390. 5.

Трубецкой С. Н. Соч. М., 1994. С. 517, 569, 571. 6.

Капра Ф. Дао физики. СПб., 1996. 7.

Воронов А. И. Философский анализ понятия «виртуальная реальность»: Автореф. дис.... канд. СПб., 1999. С. 3—5. 8.

Лапшин И. И. Философия изобретения и изобретения в философии. М., 1999.

<< | >>
Источник: В.Л. Обухов , Ю.Н. Солонин , В.П. Сальников и В.В. Василькова. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ: Учебник для магистров и аспирантов — Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности; СПбГУ; СПбГАУ; ИпиП (СПб.) — СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет». — 560 с.. 2003

Еще по теме § 3. Научное, художественное и социальное творчество:

  1. ГЛАВА 11 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
  2. Художественное творчество и проблема Я
  3. Сущность и природа художественного творчества
  4. Психоанализ и художественное творчество
  5. Образовательная программа "Технология художественного творчества"
  6. § 2. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА
  7. Научно-исследовательское творчество учащихся в музыкальном образовании гимназии 1№ 11 им. С.П. Дягилева
  8. ГЛАВА 5. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ
  9. § 1. Философские, психологические и социальные аспекты творчества
  10. Глава 1 Художественный образ. Художественность
  11. К вопросу об обучении творчеству. Специфика и принципы решения творческих задач О возможности обучения творчеству существуют противоречивые мнения.
  12. ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ УЧЕНИЙ IV. УСЛОВИЯ НАУЧНОГО СОЦИАЛИЗМА6
  13. 3.1. Социальная стратификация как научная категория
  14. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого
  15. 2. Социальная основа научного превосходства марксизма-ленинизма
  16. § 5. Экономическая, социальная и научная основы государства
  17. Гносеологический статус научного знания. Научная рациональность
  18. 1.3. Научно-теоретический строй химии и принцип научного актуализма