Математическая программа
Только в пифагорейской школе число из средства решения практических задач, связанных с земными потребностями людей, превращается в идеальный объект зарождающейся математики. Пифагорейская метафизика выступает как определенное истолкование накопленного древними цивилизациями познавательного опыта, который позволял сводить все многообразие связей и отноше- ний в предстоящей человеку действительности к числовым отношениям: «число есть сущность всех вещей»150.
Возведение числа в ранг общефилософского принципа явилось результатом осознания эффективности и универсальной применимости чисел, с одной стороны, и их ключевого положения в самой математике - с другой.
Пифагорейцы всюду стремились обнаружить математические закономерности, порядок и универсальную гармонию. С точки зрения этого метафизического принципа они стремятся понять устройство космоса, акустические и музыкальные явления, человека, его душу и тело, этические добродетели.
Предполагается, что именно на основе ранней пифагорейской математики, оказавшей значительное влияние на философию Платона, в IV в.
Пифагорейцы выдвинули и разработали две фундаментальные идеи, оказавшие больше влияние и на судьбу философии, и на судьбу частных наук: •
идея об особом месте математического знания в системе научного познания в целом (Они утверждали, что «книга природы написана на языке математики», как спустя почти 2000 лет выразил эту мысль Галилей, который тоже считал, что математика является фундаментом науки о природе); •
положение об органическом родстве, существенной близости собственно математического и философского знания. (Например, Платон считал, что наука - это единое целое, вершину которого составляет философия, а корни - математика и астрономия).
В основе этой программы - принцип, согласно которому в природе познаваемо только то, что может быть выражено на языке математики, т.к. математика есть единственно достоверная среди наук.
В «Тимее» Платон делает попытку выявить в природном мире все то, что может быть предметом изучения математики и тем самым впервые в истории строит в сущности вариант математической физики. Он считает, что в мире природы достоверное знание мы можем получить ровно в той мере, в какой раскроем математические структуры этого природного мира. Этим обстоятельством, по-видимому, объясняется интерес к «Тимею» ученых эпохи эллинизма, средних веков и эпохи Возрождения - вплоть до Галилея.
Еще по теме Математическая программа:
- 8. Математическая лингвистика
- 5. Реальность математических объектов
- 2. Математическая компонента
- 1. Завершенность математических понятий
- 4.1. Математически возвышенное
- 4. Системность математической теории
- 6. О достоверности математических доказател ьств
- 3. Конечность математических доказательств
- 2. Абсолютная критериальность математического сообщества
- Математическое воспитание
- 18. Математическое открытие
- 2. Основные типы математической очевидности
- 3. Математическая форма причинного закона
- 5. Практическая непротиворечивость математической теории
- Программа дополнительного образования для детей 3-7 лет «Чаша жизни» Автор проекта: В.Б. РЕМИЗОВ, научный руководитель эксперимента «Школа Л.Н. Толстого» Автор программы: Л.В. КОРОТКОВА
- 1. Основные характеристики математического доказательства
- Математические методы в археологии