§ 2. Внешняя политика Молдавии в связи с антиосманской войной стран Священной лиги. Ориентация на Россию

В 1683 г. вспыхнула война Османской империи с коалицией европейских держав (Священная лига). В антиосман- скую коалицию в качестве главных партнеров вошли Габсбургская империя, Речь Посполитая, Ватикан, Венеция, а после заключения в 1686 г.
«вечного» польско-русского мира — и Россия- На европейском континенте фактическим союзником Османской империи выступила Франция. Людовик XIV приложил немало усилий, подстрекая Порту к войне. Борьба Франции с Австрией за гегемонию в Европе обострялась. Поэтому Франция была заинтересована в том, чтобы по возможности ослабить Австрию. Французские и турецкие агенты старались активизировать антигабсбург- ские выступления венгерских протестантов. Австрия со своей стороны стремилась создать блок союзных государств, которые в случае войны с турками пришли бы ей на помощь. Ареной наиболее ожесточенных дипломатических баталий между Австрией и Францией стала Речь Посполитая. Эту битву выиграли австрийцы, но польский король пришел на помощь Австрии главным образом потому, что понимал: следующей жертвой османов будет Польша.

Турецкие войска в 1683 г. осадили Вену, но армия союзников под командованием польского короля Яна Со- беского разбила их и перешла в наступление. Австрия и Речь Посполитая еще до начала военных действий заключили антитурецкий союз, но оставили открытым вопрос о статусе Дунайских княжеств в случае их освобождения от османов. То, что вопрос этот не был оговорен, сделало его одним из самых острых пунктов противоречий между союзниками. Это объяснялось тем, что и Австрия и Польское королевство были чрезвычайно заинтересованы в овладении княжествами48. Вообще в войне сформировалось три основных направления действий союзников: Австрия

воевала с османами в Венгрии, Речь Посполитая—в Молдавии, с 1686 г. Россия начала военные действия в Крыму.

Молдавский театр военных действий отвлекал на себя значительные турецко-татарские силы, чем облегчал положение австрийской армии Сопротивление турецких войск здесь было хорошо организовано, так как османы не желали выхода польских войск к Валахии, а оттуда — к дунайским переправам. Кроме того, успехи османов в Молдавии обеспечивало владение Каменец-Подольским.

В создавшейся обстановке Молдавия проводила активную внешнюю политику, стараясь оговорить для себя возможно более выгодный международно-правовой статус в случае победы стран Священной лиги. Отсюда основные линии внешнеполитической деятельности молдавского господаря: отношения с Османской империей, Австрией, Речью Посполитой и Россией.

С первых же месяцев войны Молдавия становится ареной военных действий. После победы под Веной ближайшей военной задачей Собеский ставит занятие Молдавии и блокаду турецкого гарнизона в Каменец-Подольском. Экспедицию в Молдавию возглавил господарь-эмигрант Стефан Петричейку. Вместе с польскими частями и казацкими отрядами гетмана Куницкого осенью 1683 г. Петричейку занял Яссы. Развивая успех, Куницкий во главе молдавских и казацких отрядов разорил Буджак, но на обратном пути был настигнут турецко-татарскими войсками. После первых неудачных столкновений с врагом Куницкий, бросив пешее войско, с казацкой кавалерией отступил к Яссам, а оттуда ушел в Польшу49.

Петричейку остался без армии, а помощь из Польши не приходила. Оказавшиеся в критической ситуации господарь и окружавшие его видные молдавские бояре послали в Россию посольство во главе с митрополитом Досифеем. В Киеве митрополит передал грамоту, подписанную господарем и боярами, в которой они от имени всей страны просили принять Молдавию в русское подданство50. Митрополиту было обещано передать грамоту в Посольский приказ. Однако в то время Россия не принимала участия в войне, так как ее отношения с Речью Посполитой оставались напряженными.

С появлением в Молдавии большого турецко-татарского войска Петричейку был вынужден отступить в Сучаву и ждать обещанных польских подкреплений- Между тем Порта назначила в княжество нового господаря, и молдавские бояре, недавние сторонники Стефана Петричейку, потеряв веру в быстрый успех польского оружия и не желая терпеть материальный ущерб, неизбежно связанный с эмиграцией, спешно его покинули. Понимая, что не сможет противостоять многочисленным турецко-татарским силам, Пет- ричейку в апреле 1684 г. покинул Сучаву и на этот раз уже окончательно поселился в Польше51.

Порта пыталась стабилизировать положение в Молдавии, назначая одного за другим преданных себе господарей. Одним из них стал Константин Кантемир, в прошлом служивший в молдавской армии и не раз оказывавший османам важные услуги52.

Походу поляков во главе с королем Яном Собеским 1686 г. в Молдавию предшествовали длительные переговоры, во время которых была достигнута договоренность о том, что после вступления польских войск на территорию княжества господарь перейдет на его сторону. В случае освобождения Молдавии гарантировалась автономия с предоставлением наследственной власти Кантемиру.

Оставаясь верным османам, Константин Кантемир вел тайные переговоры с враждебными султану странами, надеясь обезопасить себя на случай поражения османов и сохранить власть. Ведя переговоры с Польшей, чьи войска находились в непосредственной близости от границ Молдавии, Кантемир старался оградить страну от грабежей отрядов, приходивших с польской стороны, а во время военных действий — смягчить последствия войны для и без того опустошенной страны. Вступая в контакт то с Польшей, то с Австрией, господарь искусно играл на противоречиях между ними, стремясь выторговать возможно более выгодные для господствующего класса страны условия. В то же время Кантемир не забывал о своей зависимости от султана, об угрозе княжеству со стороны татар. Не закрывая себе пути в антиосманский лагерь, господарь твердо знал, что до решительной победы короля он будет сражаться рядом с турками и татарами.

В августе 1688 г. польская армия перешла Днестр и двинулась к Яссам. Господарь не рискнул присоединиться к королю. Несмотря на оппозицию ряда крупных бояр, в том числе и гетмана молдавских войск Величко Костина, он пошел на соединение с турецко-татарским войском. Однако двухтысячный отряд молдавской кавалерии, состоявший в подавляющем большинстве из мелких и средних бояр и служилых людей, перешел на сторону польского короля. Эту акцию обусловили не только антиосманские настроения части молдавских феодалов, но и надежда на то, что освобождение Молдавии позволит разорявшимся в условиях османского ига социальным прослойкам восстановить экономическое положение и общественный статус, а быть может, и добиться привилегий, имеющихся у польской шляхты. Иным было поведение крупного служилого

боярства, в том числе и ориентировавшихся на Священную лигу бояр/ которые советовали господарю перейти к королю. По нашим данным, из видных молдавских сановников только митрополит Досифей — искренний и последовательный сторонник антиосманской политики53 — присоединился к Яну Собескому, в то время как представители верхушки феодального класса страны последовали совету Кантемира явиться в османский лагерь54.

Турецко-татарские войска и отряды Константина Кантемира отступили на юг. Туда же двинулась и армия Яна Собеского. Османы изнуряли противника мелкими стычками, татары выжигали траву, а сильная засуха еще больше осложняла положение польского войска. Войска короля терпели огромные лишения. Однако австрийцы, только что отвоевавшие у османов крепость Буду, и не думали идти на выручку своему союзнику. Австрийское командование было заинтересовано в отвлечении со своего фронта военных действий возможно большего числа турецко-татарских войск.

Король был вынужден вернуться в Яссы, но и здесь ему не удалось закрепиться. Неожиданно возникший пожар уничтожил возведенные укрепления, и королевская армия с огромными трудностями, неся большие потери, отступила в Польшу. Польские гарнизоны остались только в Кымпу- лунге и нескольких монастырях на севере княжества. Отсюда эмиссары короля осуществляли эффективный контроль над северными уездами Молдавии, которые фактически были изъяты из-под власти Кантемира.

Несмотря на то, что поведение молдавского господаря квалифицировалось в Польше как предательство, дипломатические контакты между двумя странами вскоре были восстановлены. Первый шаг был сделан польским королем, который сообщил Кантемиру о вступлении России в анти- османскую войну (первый Крымский поход В. В. Голицына) и о том, что поляки также готовятся к выступлению против османов. Кантемиру он предлагал поддержать союзников, гарантируя сохранение власти.

Господарь немедленно откликнулся на демарш короля, но в ответных предложениях попытался извлечь из возобновления отношений максимальные выгоды для Молдавии. В сложной дипломатической игре ему помогал Мирон Костин. Кантемир, вчерашний противник короля, по совету Костина предложил Яну Собескому укрепить молдавские крепости и ввести туда польские гарнизоны.

Одновременно господарь просил короля вывести польский гарнизон из единственной хорошо укрепленной крепости—Кымпулунга.

Противоречивость этих предложений позволяет считать их результатом компромисса между Кантемиром и молдавскими боярами, надеявшимися с помощью Польши освободиться от османов. Бояре стремились не просто к восстановлению дипломатических отношений с Польшей, а к созданию у короля заинтересованности в добрых отношениях с Молдавией. Но для этого молдавская сторона должна была помочь ему закрепиться в Молдавии после победы над османами. По мнению Константина Кантемира, упорно не верившего в победу поляков, риск был минимален, ибо господарь понимал, что у короля нет сил, чтобы оккупировать, снабдить фуражом и провиантом молдавские крепости. Зато само предложение должно было расположить короля к господарю и давало шанс на то, что Собеский согласится выполнить его просьбу об эвакуации Кымпу- лунга. Понимая противоречивость молдавских предложений, король не стал ни укреплять упомянутые крепости, ни эвакуировать Кымпулунг. Наладив дипломатические отношения с Молдавией, он отказался на время от походов в княжество.

По-иному развивались военные действия между османами и австрийцами. Порта терпела одно поражение за другим. Вскоре австрийская армия подошла к границе Валахии. Несмотря на протесты Речи Посполитой, император Леопольд I был полон решимости захватить Дунайские княжества даже под угрозой распада лиги. Ослабленная победами Австрии и Венеции, бунтами в турецкой армии, катастрофическим состоянием султанской казны, Османская империя не смогла эффективно бороться с Габсбургами за сохранение княжества.

Сложившаяся ситуация серьезно встревожила господарей Дунайских княжеств. Перед ними был пример Трансильвании, князь которой под давлением военной силы оказался вынужденным подписать с австрийцами тяжелый для страны договор. В ходе переговоров валашского господаря Шербана Кантакузино с императором выяснилось, что последний отказался принять условия, на которых Валахия соглашалась войти в состав империи. Молдавия же вообще никаких переговоров с австрийцами не вела, и потому положение ее было еще более трудным. В создавшихся условиях оба княжества обратились за помощью к России, послав в Москву архимандрита Исайю, убедительно просившего оказать им помощь55. Русское правительство через того же посланца заявило о своей заинтересованности в судьбе княжеств и обещало помощь. На обратном пути Исайя попал к австрийцам, и таким образом выяснилось, что в борьбу за княжество наряду с Австрией и Речью Посполитой вступила Россия.

Эти и другие противоречия в лагере союзников были использованы султанской дипломатией, которая при посредничестве крымского хана начала сепаратные переговоры с Речью Посполитой и Россией при посредничестве Константина Кантемира. Воспользовавшись полномочиями посредника, Кантемир через своего посланца капитана Белевича передал в Москву немало ценной для России информации о положении турок и татар, об отношении к ней союзников по лиге56.

Тем временем Габсбурги стремились захватить по возможности больше земель и только после этого начать сепаратные переговоры с Османской империей. В создавшейся ситуации Мирон Костин вступил в тайный контакт с австрийским генералом Ветерани. От имени бояр княжества Костин призвал его войти в Молдавию и обещал поддержку. Кантемир, видя, что австрийцы подошли к границам княжества, начал переговоры с австрийским командованием. В начале 1690 г. переговоры завершились подписанием молдавско-австрийского договора, по условиям которого Молдавия становилась вассалом Австрии, однако лишь на время жизни Кантемира. В отличие от польского короля Габсбурги отказались признать за домом Кантемиров право на наследственное владение престолом и оставили за собой право решать, каким будет статус Молдавии после смерти господаря. Кроме того, княжество должно было платить Австрии большую ежегодную дань. Послы Кантемира, подвергшись грубому нажиму австрийской стороны, вынуждены были подписать этот невыгодный договор. Текст договора был подписан господарем и виднейшими боярами, в том числе и Костином57.

Но 21 августа 1690 г. у Зарнешти австрийцы потерпели поражение от турок. Угроза австрийской оккупации миновала, зато активизировалась дипломатическая и военная деятельность Польши, направленная прежде всего на то, чтобы отнять у Османской империи Молдавское княжество. Результатом этой активности стал новый, на этот раз последний поход польского короля в Молдавию в 1691 г.

Польская армия столкнулась в княжестве с хорошо подготовленным к отпору турецко-татарским войском. Константин Кантемир считал, что Польша не имеет ни военных, ни материальных ресурсов для эффективной борьбы с османами, а раз так, то ее походы в княжество не могут принести стране ничего, кроме грабежей и разорения.

Уже через несколько дней после вступления польской армии в Молдавию в лагерь короля пришло известие о том, что Кантемир покинул Яссы и обратился ко всем жителям с призывом выступить на защиту княжества**. В то же время господарь спешно призвал на помощь татар59. Кантемир неоднократно писал в Стамбул, что королевская армия слаба и ее нечего бояться, так как он «приказал сжечь все пастбища и зарыть всю пшеницу»60. Действительно, вступившая в Молдавию польская армия была плохо снабжена провиантом, а разоренное саранчой княжество мало что могло предоставить в распоряжение короля. Кроме того, начались необычные для сентября холода. В сложившейся ситуации Собеский решил идти к Роману, а затем, соединившись с армией генерала Ветерани, двинуться в Трансильванию. Одновременно казацкий отряд под командованием Друшкевича был направлен на Сороки. Гарнизон Сорок сдался казакам, и это позволяло надеяться на то, что и Кантемир присоединится к королю. Но и на этот раз господарь ответил отказом. Кроме того, пришло известие, что австрийцы не смогут оказать Собескому обещанной помощи военной силой и провиантом. Деморализованная и уже достаточно обессиленная польская армия повернула назад.

Затянувшаяся более чем на полтора десятилетия война стран Священной лиги с Османской империей окончилась заключением в 1699 г. Карловицкого мира, по которому Порта сохранила за собой Молдавию и Валахию, но уступила Австрии Трансильванию. В полном проигрыше осталась Речь Посполитая, которой удалось вернуть себе лишь Каменец-Подольский. В отличие от своих союзников Россия, не удовлетворенная предложенными ей условиями, заключила с Портой не мир, а лишь перемирие, замененное в 1700 г. Константинопольским миром. Согласно мирному договору России был возвращен Азов, ликвидировались турецкие крепости в Поднестровье и др.

Внешнеполитическое положение Молдавского княжества в конце XVII в. заметно ухудшается. Речь. Посполитая фактически перестала претендовать на владение Молдавией и уже не могла оказать ей эффективную помощь в борьбе с османами. Австрия, не исключив полностью Молдавию из сферы своих внешнеполитических интересов, была занята войной за «испанское наследство».

Порта, понеся существенные материальные, территориальные и людские потери, усилила экономическую эксплуатацию княжеств61. Неудачные попытки господарей во второй половине XVII в. освободиться от османского влады чества усилили недоверие турецких чиновников к правителям княжеств.

В конце XVII — начале XVIII в. в Молдавии не было ни одного господаря, который, придя к власти, не обращался бы за помощью и покровительством к России. Господари Антиох Кантемир, Константин Дука и Михаил Раковица неоднократно ходатайствовали о том, чтобы русское правительство приняло их «под свою милость», сообщали сведения о положении в Османской империи62. Значительно увеличился и поток эмигрировавших в Россию молдаван из самых разных слоев населения. Многие из них поступали на службу в русскую армию. Все это укрепляло ориентацию на Россию. Прорусскую ориентацию поддерживали широкие массы княжества.

Молдавские политики перестали считать Речь Посполитую главной опорой княжества в борьбе с Османской империей. В то же время практика политических контактов с Австрией (обсуждение условий перехода Молдавии под ее сюзеренитет, тяжелая участь завоеванной австрийцами Трансильвании) показывала сомнительность выгод ориентации на Габсбургов.

Логика развития международных событий на юго-востоке Европы, жизненные интересы княжества диктовали необходимость ориентации на Россию, чья государственная мощь и политический авторитет неуклонно возрастали. Этот процесс, начавшийся в середине 50-х гг. XVII в., в конце века усиливается, свидетельством чего являются повторявшиеся обращения господарей с просьбой о принятии Молдавского княжества «под высокую царскую руку». Одновременно складываются и внешнеполитические условия для утверждения этой ориентации.

<< | >>
Источник: Драгнев Д.М.. Очерки внеш.-пол. истории Молдавского княжества. 1987

Еще по теме § 2. Внешняя политика Молдавии в связи с антиосманской войной стран Священной лиги. Ориентация на Россию:

  1. § 1. Участие Молдавии в антиосманской войне Священной лиги (до середины 90-х гг. XVI в.)
  2. § 4. Внешняя политика Иоанна-воеводы и антиосманская борьба молдавского народа в середине 70-х гг.
  3. § 2. Внешняя политика Молдавии в 1432—1443 гг.
  4. § 3. Внешняя политика Молдавии в середине їО-х — начале 30-х гг.
  5. Глава II ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА МОЛДАВИИ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XV в.
  6. § 2. Появление османского фактора во внешней политике Молдавии и ее международное положение в середине второго—середине третьего десятилетий
  7. Образование народно-демократических государств в странах Центральной и Юго- Восточной Европы и их внешняя политика
  8. § 1 Внешнеполитическое положение Молдавии середины 50-х — начала 80-х гг. Связи с Россией
  9. Страны «социалистической ориентации»
  10. Глава четвертая «ЗА ЮНУЮ РОССИЮ, КОТОРАЯ СТРАДАЕТ И БОРЕТСЯ, — ЗА НОВУЮ РОССИЮ...»
  11. § 1. Молдавия в системе русско-турецких отношений в начале века. Совместная борьба Молдавии и России против Османской империи в 1711 г.
  12. Священная страна святого народа
  13. 80-е гг. ХХ в. Концепция ориентации на изменяющиеся аспекты внешней среды - «Социальный человек».