§ 1. Турецкий поход на Молдавию в конце 30-х — начале 50-х гг.

Международная обстановка, складывавшаяся в конце 30-х гг. XVI в. в Европе в связи с созданием антиосманской лиги, благоприятствовавшая планам молдавского господаря, сильно тревожила Порту. После возвращения из иранского похода Сулейман I стал готовиться к походу против непокорного господаря.

Господарь пытался наладить отношения с Польшей, искал помощи у Фердинанда и даже у императора «Священной Римской империи» Карла Vі.

При посредничестве австрийских послов в Кракове и Сучаве летом 1537 г. возобновились молдавско-польские переговоры. На сей раз Петр Рареш признал, что Молдавское княжество является султанской территорией, отданной ему во владение2. Но господарю не удалось предотвратить дальнейшего обострения отношений с Польшей.

В мае 1538 г. в Стамбул прибыл польский посол Е. Кретковский, который жаловался на действия господаря. Польский король вновь предложил заменить Петра Рареша, нарушившего свои обязанности по отношению к султану. Такое объяснение больше устраивало Порту. Оно означало, что поляки практически признали османский сюзеренитет в княжестве и окончательно отказались от

претензий на него. В то же время Польша была против превращения Молдавии в пашалык, так как тогда османская граница приблизилась бы к польской. Поэтому король предлагал заменить Петра Рареша османским ставленником, но из молдаван3. На сей раз предложения поляков были приняты, и Порта стала тайно готовиться к походу на Молдавию. В Польско-Литовском государстве также усиленно готовились к войне с Молдавией. Приказ участвовать в походе на княжество получили валашский господарь и Янош Запольяи4.

Когда османы узнали от Запольяи, что Петр Рареш ориентируется на антиосманский союз с Австрией®, действия антиягеллонской коалиции перестали устраивать султанскую дипломатию, ибо они могли быть направлены и против Турции. Вот почему Крымское ханство вышло из коалиции. Еще в начале 1538 г. Петр Рареш послал к крымскому хану гонца, надеясь продолжить дружественные переговоры о совместных мблдавско-крымских действиях. Но хан Сагиб-Гирей задержал молдавских и русских послов, находившихся в Бахчисарае проездом из Москвы, а господарю ответил, что согласен сохранять прежние отношения, если господарь выдаст ему крупную сумму денег. Он явно рассчитывал на то, что Петру Рарешу неоткуда будет взять требуемую сумму. Вскоре Сагиб- Гирей прервал всякие отношения с Молдавией, а его отряды стали нападать на ее границу6. Такие акции явились прелюдией к османскому походу на Молдавию осенью 1538 г.

В сентябре 1538 г. в соответствии с намеченным планом во главе почти 200-тысячной армии (в ее состав входили и валашские войска) султан вторгся в Молдавию. Одновременно восточные границы страны атаковали татары, а с севера наступали польские войска. Знаменательно, что походом в Молдавию руководил сам султан, в то время как турецкую кампанию в Азии возглавил великий визирь. Согласно информации из турецкой столицы, главной причиной похода Сулеймана I на Молдавию явилось ее участие в антиосманской коалиции и неподчинение Петра Рареша распоряжениям султана.

Вначале военные операции развивались удачно для Молдавии. Петру Рарешу удалось разбить татар у Сте- фанешт, около Прута. Вскоре и поляки, после неудачной осады Хотина, вынуждены были при посредничестве Фердинанда (этим и ограничилась его помощь Молдавии)7 заключить мир с княжеством8. Чтобы во время дальнейших военных действий обезопасить северные границы, господарь полностью отказался от спорного Покутья в пользу польского короля. Но силы противников все еще оставались неравными. Положение Петра Рареша резко ухудшилось перед решающей битвой с османами у>орода Ботошани, так как почти все крупные бояре со своими отрядами покинули господаря. В результате османы без боя овладели Сучавой. Оставшись без войска, господарь был вынужден бежать в Трансильванию9. Вражеские войска подвергли Молдавию страшному разорению.

Захват османами Молдавии в 1538 г. стал переломным событием в истории Молдавского княжества. Полностью утвердившееся в Молдавии господство османов длилось около трех столетий. О начале нового этапа молдавско- османских отношений свидетельствуют меры, принятые султаном во время его пребывания в Сучаве. По некоторым сведениям, султан вначале планировал назначить в Молдавии османских санджакбеев и включить княжество в состав земель, инкорпорированных в Османскую империю10. По исламской традиции эти земли объявлялись собственностью государства и султан жаловал их своим подданным в виде тимаров и хассов с правом собирать налоги взамен несения военной службы. Система местных государственных институтов при этом полностью ликвидировалась. Все это сопровождалось мусульманской колонизацией захваченных территорий.

Однако в процессе завоеваний конца XVI — начала XVI в. османская администрация стала выделять некоторым христианским государствам статус неинкорпорированных территорий. При этом часть их земель аннексировал султан. Как правило, это были стратегически наиболее важные крепости с прилегающими территориями. В крепости вводили османские гарнизоны. Эти земли назывались райями, управлялись османскими чиновниками, включались в пашалык Османской империи. Остальная часть этих неинкорпорированных земель сохраняла относительную внутриполитическую самостоятельность. Ими управляли утвержденные или назначенные Портой христианские правители» которые руководствовались древними обычаями страны и платили султану харач. Порта успешно использовала местные органы власти для жестокой эксплуатации народов, населяющих эти земли11. Подобный статус получило и Молдавское княжество. Если население земель, инкорпорированных в состав Османской империи, эксплуатировалось только ее администрацией, то население таких стран, как Молдавия, подвергалось двойной эксплуатации — со стороны местного боярства, а че рез дань и все увеличивавшиеся налоги — и со стороны османских феодалов12.

В 1538 г. Сулейман I отказался от намерения превратить Молдавию в пашалык и назначил на престол страны претендента, долго жившего в Стамбуле, якобы сына Стефана III. Большая часть земель Молдавии, кроме районов в Днестровско-Прутском междуречье, превращенных в райи, получила статус территории, не инкорпорированной в состав Османской империи. При назначении господарем Стефана, прозванного в народе Лакуста (саранча), был введен особый ритуал. Господарь принял из рук султана фирман (назначение на престол) и атрибуты верховной власти (берат, знамя, шапку, кафтан и др.)13. Это означало, что свою власть он получил только от султана. Затем в молдавской столице состоялась церемония коронации господаря. Данная процедура отличалась от назначения санджакбея или бейлербея, тем самым подчеркивался особый статус княжества в качестве неинкорпорированной территории Османской империи.

Она соблюдалась Портой и в дальнейшем14.

Власть господаря внутри страны пока не была ограничена, и он продолжал править ею вместе с боярским советом. По словам путешественника А. Веранчича, султан якобы принял некоторые условия, выдвинутые молдавскими боярами, вознаграждая их за действия против Петра Рареша15.

В исторической литературе существует мнение, основанное на.сообщении А. Веранчича, что и в 1538 г. Молдавия заключила договор с Османской империей, получив привилегии, уже оговоренные якобы ранее договором 1512 г. Но источники того времени не содержат ссылки на какой-либо договор, выданный султаном господарю-став- леннику. Подобные соглашения вообще не отвечали духу общей политики османов.

Итак, в отличие от большинства стран Юго-Восточной Европы, инкорпорированных в состав Османской империи, в Молдавии Порта не ликвидировала в 1538 г. (да и позже) ее государственность и самоуправление, а лишь значительно их ограничила в свою пользу, извлекая из этого для себя ряд всевозраставших экономических, политических и военных выгод16.

Включение большой части территории Молдавии в состав неинкорпорированных земель Османской империи вносило в политическое и экономическое положение княжества существенные изменения по сравнению с прежним статусом вассальной зависимости страны от Порты. Пі>и

Стефане Лакусте был оставлен отряд янычар, обязанных наблюдать за действиями господаря17. Современники единодушно отмечали трудное положение Молдавии. Так, папский нунций Фабио Минанелли в конце 1538 г. сообщал в Ватикан, что положение Стефана Лакусты аналогично положению рядового паши, несмотря на то, что юридически он являлся господарем Молдавии18. Особенно тяжелым для Молдавии оказалось отторжение укрепленного пункта Тигины с окрестностями, а также земель юга Дне- стровско-Прутского междуречья и формирование на отторгнутой территории Белгородского санджака19. Одной из функций правителей санджака был контроль за положением в княжестве.

Несмотря на то, что в 1538 г. молдавский господарь и боярство сохраняли в своих руках земельные владения, они во все больших масштабах должны были делить прибавочный продукт, получаемый от эксплуатации народных масс, с Османским государством. Назначенный султаном господарь был обязан держать страну в повиновении туркам, обеспечивать регулярную уплату дани и дополнительных платежей, выполнять всевозможные повинности в пользу Порты. Оставаясь органом классового господства местных феодалов, государственный аппарат княжества в условиях османского владычества постепенно становится и орудием эксплуатации молдавского народа в пользу иноземных угнетателей20.

Происшедшие перемены сказались на международных отношениях. Оставляя господарю во внутренней жизни страны относительную самостоятельность, стамбульские правители стремились постепенно ограничить сферу его внешнеполитической деятельности второстепенными делами, часто единолично пытаясь решать на международной арене все вопросы, касавшиеся княжества. _

Некоторая самостоятельность княжества во внешнеполитических делах все же сохранялась, но внешняя политика господаря зависела от внешней политики султана. Круг официальных дипломатических связей княжества сузился. Молдавия сохраняла внешнеполитические связр прежде всего с Османской империей и ее подчиненными — Трансильванией, Валахией и Крымским ханством. Отношения с Польско-Литовским государством до конца XVI в. находились под строгим контролем Стамбула и сводились к вопросам урегулирования пограничных споров. Причем султаны неоднократно напоминали польским королям, как и другим монархам, что границы Молдавского княжества являются рубежами Османской империи и их на рушение приведет к ответным мерам султана. Самостоятельные действия официальной молдавской дипломатии Стамбул допускал лишь постольку, поскольку в отдельных конкретных ситуациях это отвечало интересам османской политики. Среди молдавского боярства складывается мощная и влиятельная группировка, выступающая за сохранение такого типа отношений с Османской империей.

Новым видом международных связей Молдавии после 1538 г. стала тайная дипломатия отдельных господарей и группировок молдавского боярства, направленная на подготовку международных условий для освобождения княжества от османского господства (или, по крайней мере, ослабления его зависимости от Османской империи). С этой целью велись тайные переговоры с противниками османов в Европе, такими как Габсбурги и др. Предпринимались тайные попытки установить направленные против османов отношения с Польшей. Однако эти попытки оказались тщетными. До конца XVI в. польские феодалы стремились сохранить мирные и дружественные отношения с Османской империей. Впрочем, тайные связи и с другими европейскими государствами ограничивались главным образом переговорами, а заключенные секретные договоры не были реализованы.

Новым для внешнеполитической истории Молдавии и качественно иным типом политических связей были связи между населением княжества и запорожским казачеством, упорным и непримиримым противником османов и крымских татар. Зачастую казаки вступали в контакты не только с официальными властями, но и с широкими кругами населения, выступавшими против османского гнета. Такие связи отличались особой прочностью, так как опирались на социальную близость обеих сторон. Сотрудничество между казачеством и социальными низами молдавского населения укреплялось еще и потому, что в среде казаков было немало выходцев из Молдавии — крестьян, бежавших от феодального гнета. В итоге во второй половине XVI в. складывается боевое содружество молдаван с украинскими казаками, направленное против экспансии османов и татар на молдавские и украинские земли.

Особое значение имели для Молдавии связи с Россией. Султанское правительство стремилось воспрепятствовать развитию каких-либо политических контактов между подвластными ей православными народами и Россией. Поэтому такие контакты принимали по преимуществу религиозный характер или были связаны с торговлей, разрешаемой султаном. Молдавское княжество после 1538 г. имело с Россией более широкие торговые связи, чем другие страны, порабощенные османами. Русские меха являлись составной частью дани и подарков господаря Порте. Поэтому в XVI в. связи Молдавии с Россией осуществлялись не только через послов, как в XV в., но и через торговых людей21. По просьбе молдавских господарей Россия оказала им материальную помощь, что облегчало уплату всевозраставшей дани османам.

<< | >>
Источник: Драгнев Д.М.. Очерки внеш.-пол. истории Молдавского княжества. 1987

Еще по теме § 1. Турецкий поход на Молдавию в конце 30-х — начале 50-х гг.:

  1. § 1. Молдавия в системе русско-турецких отношений в начале века. Совместная борьба Молдавии и России против Османской империи в 1711 г.
  2. § 2. Внешнеполитическое положение Молдавии • конце 30-х — начале 50-х rr. XVI •.
  3. $ 2. Походы • Молдавское княжество отрядов запорожских казаков в конце 70-х — начале 90-х гг. и их значение для антиосманской борьбы молдавского народа
  4. § 2. Молдавия в польско-турецких отношениях конца XVI — первых десятилетий XVII в.
  5. § 3. Внешняя политика Молдавии в середине їО-х — начале 30-х гг.
  6. § 3. Внешнеполитическое положение Молдавии в конце 20-х — середине 30-х гг. Возобновление молдавско-русского политического союза
  7. § 1. Взаимоотношения Молдавии с Польшей, Венгрией и Валахией в начале XV в.
  8. § 1. Дипломатические отношения Европейских государств с Османской империей в 40-х — начале 60-х гг. и Молдавия
  9. Глава XII МОЛДАВИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ВОСТОЧНОЙ и ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ В 40-х — СЕРЕДИНЕ 70-х rr. XVIII в. РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1768—1774 гг.
  10. Глава III МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОЛДАВИИ ВО ВРЕМЯ ФЕОДАЛЬНЫХ ВОЙН В НАЧАЛЕ 30-х — СЕРЕДИНЕ 50-х rr. XV в.
  11. Глава X МОЛДАВИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII — НАЧАЛЕ XVIII в.
  12. $ 2. Международное положение Молдавии после Прутского похода. Молдавско-австрийские и молдавско-польские отношения в 1711—1735 гг.