$ 2. Международное положение Молдавии после Прутского похода. Молдавско-австрийские и молдавско-польские отношения в 1711—1735 гг.

После ухода русских войск из Молдавии в 1711 г. Порта приняла ряд мер военного и политического характера, стараясь предотвратить в дальнейшем попытки княжества освободиться от османского владычества при помощи России.
В первую очередь была расширена площадь инкорпорированных в империю земель княжества, расположенных на важных стратегических направлениях. В 1713 г. Порта стала укреплять и расширять Хотинскую крепость, а в 1715 г., подчинив турецкой администрации во главе с пашой села бывшего Хотинского уезда, образовала Хотинскую райю. Была несколько расширена и Бендерская райя. Поддерживая связи с Хотином через территорию княжества, турецкие чиновники по пути часто задерживались в Яссах и под предлогом принятия мер к своевременной поставке из Молдавии в крепость транспорта, продовольствия и рабочих рук вмешивались во внутренние дела страны.

Серьезной политической мерой, содействующей усилению зависимости Молдавии от Османской империи, было изменение порядка назначения господарей. После 1711

г. султан стал назначать на господарский престол только преданных ему людей из среды стамбульских гре- ков-фанариотов, многие из которых уже были проверены на посту великих драгоманов. Господарей чаще всего назначали из нескольких династий (Маврокордаты, Ракови- цы, Гики и др.), постоянно сменявших друг друга. Новая система правления получила в литературе название турецко-фанариотской61.

Монопольное право фанариотов на приобретение престола княжества значительно сужало социальную базу их власти. Поэтому главной опорой господарей являлись греки-фанариоты, как прибывшие вместе с ними, так и осевшие ранее в княжестве. Они получали наиболее прибыльные должности в государственном аппарате и были проводниками политики Порты в стране.

Господари не могли обойтись одним фанариотским окружением, без поддержки местного боярства и церкви, поэтому были приняты меры в их интересах, главным образом в области налогообложения62. Но господарям удавалось лишь смягчить на время, но не устранить оппозицию, которая, как будет показано далее, усиливалась при благоприятной ситуации в связи с войнами России и Австрии против Турции.

Усиление зависимости Молдавии от Османской империи сказывалось и на внешнеполитическом положении княжества. Хотя официальных изменений во внешнеполитическом статусе Молдавии не произошло, деятельность господарей в международных отношениях отличалась от предыдущего периода. Господари-фанариоты не вели переговоров с иностранными государствами о совместной борьбе против османского господства. В большинстве своем они верно служили интересам Порты.

Господари поддерживали внешнеполитические связи с другими государствами, но лишь в русле взаимоотношений Порты с иностранными государствами. Они использовали международные связи для укрепления с помощью дружественных Турции государств своих позиций при Порте и в княжестве, а в случае опалы имели надежное место для эмиграции. Господари стремились не допускать дальнейшего ухудшения политического статуса княжества в составе империи, боролись против расчленения его территории, использования территории и ресурсов княжества в интересах соседних государств во время их конфликтов с другими странами, а также изменений, которые могли бы сократить их доходы.

Отказ господарей вести активную борьбу против османского владычества посредством тайных политических связей с государствами, выступающими против Османской империи, привел к тому, что выполнение этой функции часто брали на себя представители местного боярства и церкви, стремившиеся избавиться от необходимости уступать значительную часть собранного с крестьян прибавочного продукта иноземным угнетателям. Последовательными борцами продолжали оставаться широкие народные массы, наиболее страдавшие от усилившегося османского ига. Их классовая борьба часто переплеталась с освободительной (гайдучество, восстания и др.), а когда на территорию княжества вступали войска России или Австрии, они включались в антиосманскую борьбу63.

В период 1711 — 1735 гг. молдавские господари втягивались в международные отношения в основном в зависимости от характера взаимоотношений Османской империи со странами Европы и выполняли те или иные внешнеполитические поручения Порты. После русско-турецкого мирного договора 1711 г. соперничество России и Османской империи на время утратило свою остроту. Россия сосредоточила все свои усилия для победоносного завер шения Северной войны, а Турция вполне удовлетворилась территориальными уступками со стороны России и отказалась поддержать притязания шведского короля Карла XII, заинтересованного в широкомасштабной русско-ту- рецкой войне. На протяжении 1711 —1713 гг. Турция дважды объявляла войну России и заключала мир. Это произошло в результате подстрекательства франко-шведской дипломатии, внушавшей Порте мысль о возможности легкого приобретения новых территорий за счет России. Добиваясь создания новой расстановки сил в Восточной Европе, эта дипломатия вдохновляла султана на предъявление претензии даже на Украину, что не соответствовало реальному соотношению сил между Россией и Турцией64.

Заинтересованный в натравливании Османской империи на Россию, шведский король продолжал и после 1711 г. оставаться в Варнице под Бендерами. Находившиеся при нем остатки шведского войска, расквартированные по уездам княжества, продолжали обирать население, совершали грабежи и насилия, на что постоянно жаловался Порте Николай Маврокордат65. Молдавский господарь добивался у визиря удаления Карла XII и его войска за пределы Молдавии. Однако, играя на противоречиях в правящей верхушке империи, король не расставался с мыслью о новой русско-турецкой войне и не спешил возвращаться в Швецию. Ослабленная в предыдущих войнах, Османская империя не могла решиться на длительную войну с Россией и 13 июня 1713 г. подписала Адриано- польский мирный договор66. После этого дальнейшее пребывание Карла XII в пределах Османской империи было для Порты нежелательным. Несмотря на сопротивление, в ноябре 1714 г. он был выдворен из Варницы, а затем отправлен в Швецию через немецкие земли. Антирусские интриги европейской дипломатии в Стамбуле на время отошли на второй план 67.

После 1711 г. Молдавское княжество продолжало играть определенную роль в турецко-польских отношениях. Речь Посполитая, занятая внутренними делами, главное внимание в отношениях с Османской империей уделяла сохранению такого статуса Молдавии, при котором последняя служила бы буферной зоной между ней и Турцией68. Сильно встревожило Польшу размещение в 1713 г. турецкого гарнизона в Хотинской крепости. Польский посланник в Стамбуле Станислав Понятовский протестовал против организации райи, доказывая, что Польша уступила по Карловицкому миру занятую ею Хотинскую крепость не Турции, а Молдавии69. Однако демарши посланника успеха не имели. Порта заявила, что хотинский гарнизон не угрожает Польше, он должен предотвратить возможное в будущем выступление Молдавии против Османской империи70.

Большую озабоченность вызывала в Польше дислокация в Молдавии при лагере Карла XII войск сторонников Станислава Лещинского, совершавших набеги на приграничные районы королевства. Беспокойство усилилось, когда сам Лещинский отправился в Бендеры. Попытка Порты вернуть его летом 1713 г. на польский трон оказалась безуспешной, другие государства ее не поддержали71. В августе 1714 г. султан вновь подтвердил Карловицкйй мир 1699 г. и признал де-юре Августа II королем польским. Станислав Лещинский, вынужденный покинуть Бендеры, отправился в Швецию72. Попытка Польши превратить Молдавское государство в буферную территорию между ней и Турцией не удалась. Надежды на осуществление этих планов вновь появились и окрепли в связи с австро-турецкой войной 1716—1718 гг.

Окончание в 1714 г.

войны за «испанское наследство» развязало Австрии руки для более активных действий в Дунайском бассейне. Австрийский двор объявил, что военные действия, которые ведет Турция против Венеции в Морее (с 1714 г.), являются нарушением Карловицкого мира 1699 г. В результате в 1716 г. началась австро-турецкая война. Австрийские войска во главе с Евгением Савойским перешли реку Сава, нанесли турецкой армии сокрушительный удар у Петроварадина, заняли крепость Тимишоара.

Поражения турок активизировали антиосманскую борьбу в Дунайских княжествах. В Валахии укреплялись позиции проавстрийской группировки бояр. Вступив в контакт с австрийским военный командованием, они попросили помощи для свержения оставшегося верным Порте господаря Николая Маврокордата. Посланный в Бухарест отряд австрийских войск взял господаря в плен и отправил его в г. Сибиу73. Назначенный Портой новый господарь, заигрывая с местным боярством и австрийским командованием, добился признания его Габсбургами в качестве «администратора» княжества. Взамен этого он согласился на оккупацию австрийскими войсками области Олтения.

Успехи австрийских войск в сражениях с турками и события в Валахии содействовали усилению антиосманской борьбы в Молдавском княжестве. Молдавский господарь М. Раковица остался верным Порте, и поэтому в тайные связи с Австрией вступила лишь группа местных бояр. В ее состав входили мелкие и средние бояре, занимавшие незначительные должности или вовсе не имевшие должностей, — Василе Чаурул. (племянник бывшего господаря Георгия Стефана), сардар Мирон Куза, капитан Концескул, Николай Шолдан н др. Именно эта часть феодалов более всего пострадала от тяжелого налогообложения хозяйств, приводившего к их обеднению и разорению. Поэтому, пока служилое боярство занимало выжидательную позицию, они обратились к находившемуся в Трансильвании австрийскому генералу Тиге с просьбой прислать войска для ареста господаря. Австрийцы послали небольшой отряд во главе с французом Франсуа Эрно. К отряду присоединились молдавские крестьяне, в результате чего были взяты крепость Нямц, монастыри Кашин, Мира, Сучевица и др. Все население между Карпатскими горами и р. Серет перешло на сторону австрийцев74.

В начале 1717 г. отряд Франсуа Эрно попытался захватить господаря М. Раковицу, укрывшегося в монастыре Четэцуя. Господарь призвал на помощь татар. С их помощью австрийский отряд был разбит, а его предводитель Ф. Эрно пойман и казнен. Чтобы расплатиться с татарами, господарь отдал им на разграбление территорию между Серетом и Карпатскими горами75.

По приказу Порты М. Раковица совместно с татарами оказал помощь трансильванскому князю Франциску Ракоци II, восставшему против Габсбургов. В июле 1717 г. войско господаря захватило г. Родну, но весть о падении Белграда заставила его повернуть обратно. В 1718 г. между Османской империей и Австрией был подписан Пожа- ревацкий (Пассаровицкий) мирный договор. В ходе мирных переговоров австрийцы требовали передачи им территории Молдавии между р. Серет и Карпатскими горами. Польша, хотя и не участвовала в войне, отправила своего посланника Флемминга к австрийскому императору Карлу VI с предложением не заключать мира с Турцией, пока не будут удовлетворены ее претензии в отношении княжества. Максимальное требование передать Молдавию Польше встретило оппозицию Венского двора, и польский посланник стал настаивать на минимальном требовании своего правительства — разрушении турецких крепостей по Днестру, особенно Хотинской, переселении татар и ногайцев из Буджака за пределы Днестровско-Прутского междуречья76. Но и это требование не было поддержано Габсбургами и встретило сильное противодействие турок. На этот раз Польша, не обладая реальной военной силой, с которой могли бы считаться воюющие стороны, не смогла осуществить свои планы превращения Молдавии в «бу. ферную зону» между ней и Османской империей.

Удовлетворившись территориальными приобретениям^ за счет Валахии и части балканских земель Османской империи, Австрия отказалась от первоначальных территориальных притязаний в отношении Молдавии. Австро-турецкая война обнажила новую расстановку внутриполитических сил в Молдавии после 1711 г. Даже когда турецкая армия несла ощутимые потери, господарь продолжал исправно выполнять все требования Порты. В таких условиях антиосманская борьба развивалась помимо воли господаря, втягивая в себя как представителей господствующего класса, так и широкие народные массы.

В австро-турецкой войне на сторону Австрии перешла лишь часть господствующего класса — представители про австрийской партии боярства. Другая, более влиятельная часть местного боярства надеялась, что Россия, воспользовавшись войной, выступит против Османской империи» Молдавский митрополит и два представителя рода Стурд- за (Михалаке и Барбу), бежавшие в Россию, обратились через Дмитрия Кантемира к Петру I от имени бояр кня*. жества с просьбой освободить Молдавию от османского владычества. Основываясь на обращениях бояр и полученной от своих людей информации, Кантемир в свою очередь обратился в 1717 и 1718 гг. с рядом мемориалов к Петру I и канцлеру Г. И. Головкину. Он описал критическое положение в Молдавии, усугубленное австро-турецкой войной, и предложил царю освободить княжество из-под османского ига77. Но Россия еще не могла отвлечь свои силы от военных действий на Балтике против Швеции.

Тайные связи с Россией десятилетиями поддерживал молдавский боярин Анастасий Лупу. Он ездил в 1721 и 1723 гг. к Д. Кантемиру, информируя его о положении в княжестве, отправляя из Молдавии в Россию шифрованные письма. В них он убеждал русское правительство в дружественном отношении населения княжества к России и его желании принять русское подданство78.

Завершение в 1721 г. Северной войны позволило России сосредоточить внимание на неразрешенных вопросах юга страны. К ним, в частности, относилась борьба за отмену условий русско-турецкого мирного договора 1711 г. Важным этапом в этой борьбе явилось оформление в 1726 г. русско-австрийского союза. Опасаясь успехов Рос* сни на юге, великие державы, и особенно Франция, стали создавать так называемый «восточный барьер» в составе Турции, Польши и Швеции, добивались турецко-шведского оборонительного союза, направленного против России и Австрии79.

Международные отношения особенно обострились с началом войны за польское наследство, вспыхнувшей в І 733 г. в связи со смертью Августа II. С помощью России и Австрии на польский престол вступил его сын — Август III. Турция и Франция отказались признать нового короля, считая его ставленником России и Габсбургов. Они поддерживали партию Станислава Лещинского, организовавшего конфедерацию на юге королевства. Порта разрешила Лещин- скому набрать в свое войско выходцев из Молдавии. Защищая интересы султана, молдавский господарь Г. Гика, а с 1733 г. господарь К. Маврокордат поддерживали конфедератов®0. Однако представители народных масс Молдавии, участвовавшие в гайдамацком движении на Право- бережной Украине, выступили против конфедератов, на стороне России. Активное участие в военных действиях русской армии приняли отряды Вырлана и Чалого, состоявшие в значительной части из молдаван. Вырлан даже принес присягу на верность русской императрице81.

Поражение конфедератов значительно обострило рус- ско-турецкие отношения. Возникло опасение, что Польша присоединится к России и Австрии в борьбе против Османской империи. Поэтому в апреле 1736 г. Порта признала Августа III королем Польши, чем обеспечила его нейтралитет.

В обстановке обострившихся международных отношений Порта стала придавать большое значение укреплению своей власти в приграничных землях, в том числе в Молдавии. Она вновь назначила господарем Г. Гику, известного своей преданностью Порте.

<< | >>
Источник: Драгнев Д.М.. Очерки внеш.-пол. истории Молдавского княжества. 1987

Еще по теме $ 2. Международное положение Молдавии после Прутского похода. Молдавско-австрийские и молдавско-польские отношения в 1711—1735 гг.:

  1. Глава XI ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОЛДАВИИ в 1711 г. — 30-е гг. XVIII •. НОВЫЙ ЭТАП В ИСТОРИИ МОЛДАВСКО-РУССКИХ ОТНОШЕНИЙ
  2. § 3. Внешнеполитическое положение Молдавии в конце 20-х — середине 30-х гг. Возобновление молдавско-русского политического союза
  3. Глава XIII МОЛДАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПОСЛЕ КЮЧУК-КАЙНАРДЖИЙСКОГО МИРА (1774—1791 гг.)
  4. $ 2. Походы • Молдавское княжество отрядов запорожских казаков в конце 70-х — начале 90-х гг. и их значение для антиосманской борьбы молдавского народа
  5. § 2. Молдавское княжество в русско-турецких и польско-турецких отношениях в 60-х гг.
  6. § 2. Внешнеполитическое положение Молдавии во время войны 1787—1791 гг. Освободительная борьба молдавского народа против османского ига. Ясский мир
  7. Глава IX МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА МОЛДАВСКОГО КНЯЖЕСТВА В 20-х —СЕРЕДИНЕ 50-х гг. XV» в.
  8. § 1. Молдавия в системе русско-турецких отношений в начале века. Совместная борьба Молдавии и России против Османской империи в 1711 г.
  9. Глава XIV МОЛДАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ КОНЦА XVIII — НАЧАЛА XIX в.
  10. § 1. Внешнеполитическое положение Молдавского княжества в 20—40-х гг.
  11. Глава VII МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ВОСТОЧНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ В 70-х — НАЧАЛЕ 90-х rr. XVI в. МОЛДАВСКО-УКРАИНСКОЕ БОЕВОЕ СОДРУЖЕСТВО
  12. § 3. Россия и освободительная борьба молдавского народа во время русско-турецкой войны 1768—1774 гг. Молдавский вопрос на русско-турецких переговорах
  13. § 2. Внешнеполитические отношения Молдавского государства во втором — третьем десятилетиях
  14. § 1. Молдавское княжество в межгосударственных отношениях 1792—1799 гг.