7. Социальная доктрина католицизма в борьбе против общественного прогресса
Взгляды Кеттелера и других теологов вошли в циркулярные письма (энциклики) папы, посвященные социальным проблемам. Папа Лев XIII, который за свою ожесточенную борьбу против рабочего движения получил среди католического духовенства название «рабочего папы», особенно высоко ценил Кеттелера и признавал, что «он следует зову его благородного сердца».
Политическая сущность социальной доктрины католицизма имеет последовательно антисоциалистический и прокапиталистический характер. Уже в энциклике «Qui pluribus» от 9 ноября 1846 года Пий IX осудил «достойное проклятия учение, называемое коммунизмом, которое в высшей степени противоречит естественному праву» и вновь подверг социализм осуждению в «Quanta сига» 8 декабря 1864 года, приложив к энциклике специальный список из 80 осуждаемых «заблуждений». Лев XIII продолжил осуждение рабочего движения в энциклике «Quod apostolici muneris» от 28 декабря 1878 года, где коммунизм характеризовался как страшная эпидемия, «которая разрушает все основы буржуазного общества».
Энциклика Льва XIII «Rerum novarum» явилась первым наиболее важным циркулярным письмом, основное место в котором занимал рабочий вопрос. Она появилась 15 мая 1891 года, то есть в то время, когда капиталистическое общество вступало в империалистическую стадию развития. В этот период рабочий класс превратился в мощную общественную силу во всех передовых капиталистических странах. Он объединялся в самостоятельные политические партии. Учение Маркса одержало полную победу. В Германии рабочий класс успешно боролся против исключительного закона о социалистах. Классовая борьба между рабочим классом и буржуазией охватила всю общественную жизпь. Католическая церковь не могла пройти мимо этих явлений, если она не желала потерять влияние на большую часть рабочего класса.
В то время как миллионные армии безработных переживали неслыханную нужду во время мирового экономи- чесного кризиса 1929—1932 годов, а Великая Октябрьская социалистическая революция уже в 1917 году выбросила на свалку все принципы социального учения, развитого Львом XIII в «Rerum novarum», Пий XI вновь повторил в «Quadragesimo anno» (1931) оправдание отжившего и разлагающегося эксплуататорского строя. Все принципы социальной доктрины католицизма, провозглашенные ранее Львом XIII, он объявил обязательными для католической церкви. Энциклики, содержавшие при папе Льве XIII общие выпады против коммунизма, получили при Пие XI конкретную антисоветскую направленность.
Энциклика «Divini Redemptoris» от 19 марта 1937 года, посвященная исключительно осуждению коммунизма, заложила основы антикоммунистической пропаганды политического католицизма. В энциклике говорится о «страшной угрозе миру со стороны большевистского и атеистического коммунизма» и о том, что «перед лицом такой опасности» католическая церковь не может молчать и желает защитить «все вечные блага», «против которых борется и которые отрицает коммунизм».
Следует напомнить, что в период выхода энциклики всему миру уже были видны разбойничьи черты фашизма с его кровавым террором против миролюбивых сил и планами нападения на другие народы. Энциклика «Divini Redemptoris» явилась прямой поддержкой разбойничьего фашизма, так как она отвлекала внимание верующих от действительной фашистской опасности, направляя его на мифическую «угрозу коммунизма».
В декрете Святого Официума против коммунизма от 1 июля 1949 года вновь подверглась осуждению борьба рабочего класса во главе трудящихся за мир, демократию и социализм, а всем католикам, поддерживавшим эту борьбу, декрет грозил отлучением от церкви.
Существует непосредственная связь между возникновением и развитием революционного рабочего движения, возникновением научного социализма и социалистического лагеря, с одной стороны, и возникновением и развитием политического клерикализма и социальной доктрины католицизма — с другой. Следует обратить впимапие на тот факт, что католическая доктрина об обществе с самого начала носит антисоциалистический характер и направлена против рабочего класса, марксистской партии и научного мировоззрения. Этот антисоциализм проявляется в настоящее время в антисоветской и антикоммунистической направленности их социальной доктрины.
Философской основой католического учения об обществе является неотомизм. Социальное учение кавдлнцизма несет на себе черты средневековой идеологии и средневековой философии, которая, как известно, являлась служанкой богословия. В средние века томизм служил религиозно-философским оправданием феодального строя, точно так же как в настоящее время неотомизм обосновывает и оправдывает империализм и милитаризм.
Почему политический клерикализм так решительно выступает против революционного движения рабочего класса, против марксизма-ленинизма, против общественного прогресса, против теоретической концепции и практической политики класса, который воплощает этот общественный прогресс? Почему он защищает эксплуатацию, отживающее капиталистическое общество, милитаризм и атомную войну?
Основная причина лежит в сфере экономики. Католическая верхушка сама является собственником средств производства. Ей принадлежат огромнейшие земельные угодья, своим капиталом она участвует в многочисленных концернах, монополиях и банках. Она не может выступать против капиталистического строя, так как в противном случае она выступала бы против самой себя. Поэтому она ведет борьбу против врагов капитализма и защищает его агрессивную политику. По далеко не полным данным, католическая церковь владеет более чем 10 миллионами гектаров земли, причем только в Западной Германии 350 тысяч гектаров. Сейчас можно с уверенностью сказать, что церковь является самым крупным землевладельцем капиталистического мира.
С развитием империализма духовенство все больше и больше стало ориентироваться на анонимные пакеты акций. Оно является в настоящее время главным акционером во многих крупнейших промышленных и банковских предприятиях. Благодаря такому обладанию капиталом Ватикан располагает также соответствующей властью, чтобы воздействовать на экономику и политику Западной Германии. Существует тесная связь между ним и аденау- эровским государством. Правительство Аденауэра и его реваншистская и милитаристская политика пользуются полным благословением Ватикана. Политический католицизм защищает капиталистическую эксплуатацию и угнетение, а его псевдокритика не в состоянии что-либо из- мепить в капиталистическом обществе. Экономическое положение церкви делает ее верным стражем капиталистического строя.
Какой путь указывает социальная доктрина католицизма для решения жгучих вопросов современности? Католическое духовенство пытается утверждать, что только «сила божественной воли» может дать людям предначертания о формах общественного строя. Социальные энциклики римских пап объявляются «аутентичным толкованием божественного откровения» Верующие католики находятся под влиянием догмата о непогрешимости папы.
В отличие от всякой науки в основе социальной доктрины католицизма лежит иррациональная, метафизическая концепция. Ее фундаментом является безусловная пера в бога, некритичная вера в «откровения» и «чудеса». По мнению католических идеологов, история определяется надысторическими силами. Перед человеком — в их представлении — стоит сверхъестественная цель. Его подлинная история, точнее, история его «бессмертной души» — это лишь путь человека «от бога к богу», при :>том его жизнь на земле является лишь остановкой, временем проверки и испытаний.
Существенным элементом этой социальной доктрины является ориентация на потусторонний мир. Освальд фон Нелл-Бройнинг, специалист среди иезуитов по части социального католического учения, пишет: «Наградой от бога за перенесенные испытания в жизни будет не земное счастье, а вечная жизнь в счастливом сообществе с ним. Поэтому многим христианам, вставшим на ложный путь, нужно доверием вернуть надежду на возвращение в чистилище божественной добродетели, чтобы обратить стремление христианина на вечные блага, поддерживая в сознании мысль: у нас здесь на земле нет постоянного приюта, и мы ищем будущего, то есть вечного приюта у бога»2. Ориентацией на потусторонний мир социальное учение католицизма преследует цель внушить верующим мысль о том, что полное решение социальных проблем невозможно вследствие первородного греха. В философском словаре иезуита Бруггера говорится по этому поводу: «Решение социального вопроса было бы раем на земле. Все внутримирские доктрины о спасении вынуждены обещать такое решение и поэтому впадают в утопию (страна, которой нет), хилиазм («тысячелетнее царство»). Только знание потусторонней конечной цели и жизнь дают возможность работать над устранением социальных недостатков, не обещая полной и окончательной ликвидации их в заключительном, совершенном общественном строе»167. «Социальные неполадки имелись среди людей во все времена, и они будут существовать всегда — это неминуемый результат первородного греха»,— утверждает издатель клерикального «Словаря католической жизни» 168. С помощью божественного «откровения», и особенно ссылками на библию, католические социологи пытаются «обосновать» мнимую невозможность окончательного устранения всех социальных бед. Мифическое грехопадение является для них достаточной причиной невозможности решения социальных проблем современности. Неравенство в отношении к собственности и вытекающее отсюда деление общества на классы есть якобы следствие «первородного греха». На 78-ом германском съезде католиков в Берлине было высказано следующее утверждение: «Мы, христиане, знаем, что конечная причина всех недоразумений не зависит от внешнего облика мира и нашего времени, а вызвана грехопадением. Исцеление может прийти только от врача, который имеет силу снять этот грех» 169. Подобное представление в высшей степени антинаучно и унижает людей. Исторический факты, более надежные свидетели, чем мифические идеи католической доктрины об обществе, давно опровергли догмат о неизменном существовании имущих и неимущих классов в человеческом обществе. Антагонистические классы не являются вечным атрибутом человечества «с момента грехопадения Адама и Евы». В настоящее время каждый историк может подтвердить, что пер- вобытное общество не знало деления людей на классы и никому не удастся (в том числе и католическим социологам) доказать наличие деления людей в социалистических странах на имущие и неимущие классы. Развитие социалистических стран убедительно подтвердило возможность уже в настоящее время разрешить многие социальные проблемы.
Ориентация социальной доктрины католицизма на потусторонний мир призвана выполнять в эксплуататорском обществе вполне определенную социальную функцию. Эта функция особенно наглядно будет видна, если мы рассмотрим ориентацию на потусторонний мир в связи с некоторыми «заповедями» католической этики. Центральными категориями католической этики являются покорность и терпение, вера и надежда. Для правоверных католиков это означает: кто «в этом мире» больше всех терпел и страдал, тот «когда-нибудь» перед «Престолом Всевышнего» будет больше всех вознагражден. Иными словами: следует безропотно покоряться судьбе, которую готовят всем миролюбивым людям империалисты и милитаристы. Фаталистическая надежда на «лучшую загробную жизнь», на «мессию» никогда не служила делу общественного прогресса. Исторический прогресс всегда являлся результатом активного творчества людей. Всякая проповедь о достижении «блаженства» в «потустороннем мире» отвлекает массы от насущных потребностей борьбы за лучшую жизнь '<в этом мире», мешает верующим направить все свои силы на строительство своего счастливого, мирного, социалистического будущего на земле.
Ориентация на загробную жизнь логично обрекает верующего на пассивность во всех политических вопросах. Однако это не все. Социальная доктрина католицизма не выполняла бы своей служебной роли, если бы она не помогала реакционным силам привлекать массы для борьбы против общественного прогресса, социализма и коммунизма. Ориентирование на потусторонний мир прямо направлено против революционной воли трудящихся построить мир и счастье «на этой земле». Трудящимся проповедуется пассивное терпение, их участие в политической деятельности допускается только в интересах капитала. Поэтому католические социологи утверждают, что их церковь призвана продолжить «искупительный подвиг Христа», и католическая доктрина должна создать «картину порядка», соответствующую «божественному предначертанию». Основные черты для этой «картины порядка» люди, ведомые католической церковью, могут заимствовать из самой «природы вещей».
Рассмотрим важнейшие философские проблемы общества и человека, а также католическую «картину порядка». На их примере мы познакомимся с важнейшими чертами социальной доктрины католицизма, которые характеризуют всю их систему.
Еще по теме 7. Социальная доктрина католицизма в борьбе против общественного прогресса:
- Развитие и применение Чернышевским диалектики в учении о социальной революции и общественном прогрессе
- § 2. Эволюционизм Г. Спенсера о факторах общественного прогресса на низших стадиях общественного развития
- ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС
- Раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
- Глава 12. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
- Сущность и критерии общественного прогресса
- Стадиальность общественного прогресса
- Смысл истории и общественный прогресс
- Наука как двигатель общественного прогресса
- ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ПРОГРЕСС
- Просветительское понимание человека и общественного прогресса
- Глава XII. БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ И МАЛЬТУСОВЫ ПРОГРЕССИИ
- Глава XIII. БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ И МАЛЬТУСОВЫ ПРОГРЕССИИ
- Формирование концепции общественного прогресса п !-шоху ранних буржуазных революций
- § 7. Вторая схоластика, социальная философия католицизма и принцип субсидиарности в развитии местного самоуправления коренных малочисленных народов
- Исходные идеи социальной доктрины 3. Фрейда
- Социальные доктрины учеников 3. Фрейда48