Идите в народ и говорите ему всю правду до последнего слова, и как человек должен жить по закону природы. По закону все люди равны [...]. [...] Вот перед вами села и деревни раскинуты по Руси, кругом их земля, и вся эта земля общественная, нет помещиков, нет землевладельцев, злом порожденных, мать свою закрепощающих.
Вот человек голодный и бедный, жаждет он пищи от груди своей матери — от земли, и идет он в то село, в которое захочет, когда наступит время надела, и говорит он там людям: «Братья, я голоден, я прошу пищи от груди нашей матери, от земли, братья, вы такие же ей дети, как и я, не заслоняйте мне путь к общей нашей матери, дайте мне размягчить ее грудь своими слезами, и она накормит и утешит меня». И дадут они ему надел равный — без корысти,— и возвеселится он от радости, и возлюбит он их всею душою. И восчувствуют они, что они братья, что земля им общая мать, и станут они друг за друга и не отдадут они матерь свою, землю, в рабство богатым и сильным, помещикам и землевладельцам. [...] Спросили ученики своего учителя 8: «Когда люди будут жить по закону?» И он ответил им: «Когда не будет грамотных и неграмотных, ученых и неученых, знающих и незнающих, а когда все будут учеными и знающими, когда всех будут смолоду учить одинаково. Поистине я вам говорю: убийцы и грабители, поджигатели, воры и прелюбодеи, мор и язву на народ напускающие, чумою скот заражающие, сто крат менее преступны, чем богатые, народ не обучающие, его во тьме и невежестве содержащие [...]. Не в один день вод ворится закон, а каждый день вы должны его учить и биться за него с супостатами, и кровь свою проливать, и смерть мученическую принимать; потечет ваша кровь алою рекою, и приблизитесь вы к закону на один шаг; возвеселитесь тогда и возрадуйтесь, залечите ваши раны и опять ударьте на врагов, не жалейте вашей крови мученической, и подойдете вы еще на один шаг. Старайтесь быть умнее умных и храбрее храбрых и неустанно трудитесь для закона, и слава вам будет [...]». Спросили ученики своего учителя: «Откуда взялось беззаконие и чем оно держится?» — И ответил им учитель: «А взялось оно от злодейства и преступления». Смотрите, чем держалось и держится оно на Руси. Держится оно одним цареубийством и насилием. Вельможи и придворные для беззакония своего мерзкого царей сажают и низлагают и убивают каждый раз, когда это им надобно, а затем подкупают их подкупами великими, чтобы они были им пособниками, в беззаконных их делах помощниками.
А потом через духовенство подкупленное они в церквах народу проповедуют, что посаженный их злодейством царь, поощритель их беззакония, есть от бога царь посаженный [...]. [...] Как ударил Каракозов-студент в Александра-царя цареубийственно 9, все вельможи перепугалися. Он ударил неразборчиво, а не так, как бьют беззаконника за вину определенную, да и то вельможи всполошилися, завопили громким голосом: «[...] О горе нам, горе великое, что в народе от нас научилися, как лютый страх на царя наводить покушением цареубийственным». [...] Спросили ученики учителя: «Как узнать нам законных правителей, как отличить их от беззаконников, от злодеев, власть имеющих?» И ответил им учитель: «Ой, не трудно законных правителей отличить от беззаконников, как не трудно хлеб питательный отличить от плевел мерзостных. Кто живет в дворцах и в роскоши, тот исчадие зла поганого, поощритель беззакония; над народом кто величается и своей роскошью поганою кто внушить людям старается, что он лучше их, достойнее, тот рожден от беззакония. Беззакон- ники окаянные постоянно народу наговаривают, что не могут-де люди равными быть. Наговоры эти преступные на беззаконных правителях оставляют клеймо злодейское, и по этому они узнаются; а законные люди, истинные и законные правители одно слово повторяют всем труженикам и одному они поучают их: все люди должны равными быть, друг от друга не отличатися, друг над другом не ве- личатися [...]». [...] Знайте и помните, люди добрые: пока не водворилось святое равенство, любовь братская сладчайшая, пока чистый закон не царствует, до тех пор у всех у вас одно дело есть — это с оружием с гордыми битися, своего живота не жалеючи, за святой закон и за равенство. Только тот, кто в битве свою кровь прольет, землевладельцев уничтожаючи, богачей гордых смиряючи, только над тем будет благословение: не устрашился он, чего боятся все, не убоялся он брать оружие и с кичливой силой сражатися. Кто же видит братьев своих угнетение, людей страдания, и слезы горькие, и обиды несправедливые — и из робости, малодушия за обиды их не вступается ни словами, ни оружием, на том вечное проклятие, и так худо ему будет сделано, что ему лучше бы не родиться! Средь мученья бесконечного он вопиять будет громким голосом: «Горе робкому, малодушному, что за братьев не вступается!»