ГЛАВА СЕДЬМАЯ [Разбор противоположных друг другу положений]

А так как противоположности сочетаются шестью способами, а противоположение получается при сочетании четырьмя способами, то противоположности следует брать так, чтобы это было полезно и для опровергающего, и для обосновывающего.
А что противоположности сочетаются шестью способамиэто ясно. А именно, каждое из противоположных [сказуемых] сочетается с каждым из противоположных [подлежащих] (и это происходит двояко, например делать друзьям добро и делать врагам зло, или, наоборот, друзьям — зло, а врагам — добро). Или если бы и то и другое сочеталось с одним, то и это происходило бы двояким образом (например, делать друзьям добро и делать друзьям зло или делать врагам добро и делать врагам зло). Или накопец, одно сочетается с тем и другим (и это также происходит двояко, например делать друзьям добро и врагам добро или делать друзьям зло и врагам зло). Итак, первые два сочетания не образуют противоположения, пбо делать друзьям добро и делать врагам зло не противоположны друг другу — ведь и то и другое желательно, они [действия] одного и того же нрава. Делать друзьям зло и делать врагам добро также не противоположны друг другу, ибо и того и другого следует избегать, они также [действия] одного и того же нрава. Ведь пе думают, что избегаемое противоположно избегаемому, разве только в случае, когда об одном говорится как об избегаемом из-за чрезмерности, а о другом — из-за недостаточности. Ибо чрезмерность принадлежит, очевидно, к тому, чего следует избегать, точно так же как и недостаточность2. Все же остальные виды сочетания образуют противоположенпе. Действительно, делать друзьям добро и делать друзьям зло противоположны друг другу, ведь они исходят из противоположных нравов — одно желательно, другое нежелательно. И точно так же в остальных случаях. Ибо в каждой паре одно желательно, а другое нежелательно и одно относится к доброму праву, а другое — к плохому. Итак, из сказанного ясно, что одному и тому же бывает противоположно больше чем одно. Действительно, «делать друзьям добро» противоположны и «делать врагам добро», и «делать друзьям зло». И точно так же, если рассматривать тем же способом, обнаружится, что каждому из остальных противоположны два. Стало быть, из противоположностей следует брать ту, которая полезна для [опровергания или обоснования] тезиса.

Далее, если нечто противоположно привходящему, то следует выяснить, но присуще ли оно тому, чему, как сказано3, присуще привходящее. Ибо если оно присуще, тогда то не может быть присуще. Ведь невозможно, чтобы противоположности были в одно и то же время присущи одному и тому же 4.

Или следует выяснить, не сказано ли о чем-то нечто такое, что если бы оно было, то ему были бы необходимо присущи и противоположности5, например если говорят, что идеи находятся в нас. Ибо в таком случае получилось бы, ЧТО ОНИ II движутся и покоятся и, далее, что опи воспринимаемы чувствами и постигаемы умом. В самом деле, те, кто признает идеи, считают идеи покоящимися и постигаемыми умом. Однако, если они находятся в нас, они не могут быть пеподвижными. Ибо если мы движемся, то необходимо двигаться вместе с нами всему, что находится в нас. Ясно также, что идеи воспринимаемы чувствами, если они действитель-

13 Аристотель, т. 2 — 888 385

но находятся в нас. Ибо форму, находящуюся в каждой вещи, воспринимаем зрительно.

Далее, если положено привходящее, которому нечто противоположно, то надо выяснить, доступно ли [вещи] и противоположное [привходящему], так же как и само привходящее. Ведь противоположности доступны 35 одному и тому же. Например, если бы сказали, что из [наличия] гнева следует [наличие] ненависти, то ненависть должна была бы находиться в страстной части души, ибо в ней находится гнев. Таким образом, надо Шь выяснить, не находится ли в страстной части души и то, что противоположно [ненависти]. Ибо если любовь находится не [в страстной], а в вожделеющей части души, то из [наличия] гнева не может следовать [наличие] ненависти. И точно так же, если бы сказали, что вожделеющая часть души не имеет касательства к знанию. Ибо ей тогда было бы доступно и знание, если только ей доступно незнание; однако не представля- 5 ется верным, чтобы вожделеющей части души было доступно знание.

Итак, этот топ полезен, как было сказано, для опровергающего. Тому же, кто утверждает, что привходящее присуще, этот топ не полезен, но тому, кто утверждает, что привходящее возможно присуще, он полезен. В самом деле, когда мы докажем, что противоположное [привходящему] недоступно [вещи], 10 нами будет доказано, что привходящее не присуще и не может быть присуще. Если же мы докажем, что ей противоположное присуще или что оно ей доступно, то нами еще не будет доказано, что и привходящее присуще, а будет только доказано, что оно возможно присуще 6.

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

[Четыре вида противопоставления.

Топы для использования обратного следования]

15 Так как имеется четыре вида противопоставления, то надо рассматривать противоречия на основании обратного следования — и при опровергании, и при обосновании, а [доводы] следует брать при помощи наведения. Например, если человек — живое существо, тогда то, что не есть живое существо, не есть человек. И точно так же и в других случаях. Действительно, здесь 20 следование обратное. Ибо из бытия человеком следует бытие живым существом, но из пебытия человеком не следует небытие живым существом, а, наоборот, из небытия живым существом следует небытие человеком. Итак, во всех такого рода случаях надо это считать правильным. Например, если красивое приятно, то неприятное не красиво1. Если же последнее не [правильно], то и первое не [правильно] 2. И точно так же если неприятное некрасиво, то красивое приятно3. Стало быть, ясно, что обратное следование по противоречию к годится для того и другого4.

И при опровергании и при обосновании надо обратить внимание на противоположности, не следует ли из противоположного противоположное, или прямо, или обратноИ в таких случаях надо брать [доводы] при помощи наведения, насколько это полезно. Следование прямое — папример, для мужества и трусости. А именно, из одного следует добродетель, из другого — порок, и из первого следует предпочитаемое, а из второго — избегаемое. Стало быть, и у пих следование прямое, ибо предпочитаемое противоположно избегаемому. И точно так же в других [подобных] случаях. Следование обратное — например, из наличия хорошего самочувствия 35 следует наличие здоровья, но из плохого самочувствия болезнь не следует, а, наоборот, из наличия болезни следует наличие плохого самочувствия. Таким образом, ясно, что в этих случаях следование обратное. Однако |14а обратное следование редко бывает у противоположностей, а большей частью следование здесь прямое. Стало быть, если из противоположного не следует противоположного ни прямо, ни обратно, то ясно, что у того, о чем речь, из одного не следует другое. Если же из ОДНОГО следует другое у противоположностей, ТО И у 5 того, о чем речь, из одного необходимо следует другое.

Подобно противоположностям надо рассмотреть и лишеппость и обладание, только в случаях лишенности не бывает обратного следования, а следование всегда необходимо прямое, как, например, из наличия зрения необходимо следует наличие чувственного восприятия, а из наличия слепоты — отсутствие чувственного вое- to приятия. Ведь чувственное восприятие противолежит отсутствию его как обладание и лишенность, ибо одно из них есть обладание, а другое — лишенность.

Точно так же как обладание и лишенность, следует рассматривать соотнесенное, ибо и здесь следование ** прямое. Например, если тройное есть большее в несколько раз, то треть — меньшее в столько же раз. Ведь тройное относится к трети, как то, что в несколько раз больше, к тому, что в несколько раз меньше6. Далее, если познание есть постижение, то познаваемое есть постигаемое, и если зрение есть чувственное восприятие, то зримое есть чувственно воспринимаемое. Возможно возражение, что следование у соотнесенного не не- 20 обходимо бывает таким, как указано, ибо чувственно воспринимаемое есть познаваемое, но чувствепное восприятие не есть знание. Но это возражение нельзя считать правильным, ибо многие отрицают, что есть знание о чувственно воспринимаемом. Далее, сказаппое не менее полезно для [доказательства] противоположного, например для [доказательства] того, что чувственно воспринимаемое пе есть познаваемое, так как и 25 чувственное восприятие не есть знание.

<< | >>
Источник: Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Том 2. Изд-во Мысль, Москва; 687 стр.. 1976

Еще по теме ГЛАВА СЕДЬМАЯ [Разбор противоположных друг другу положений]:

  1. ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ [Противоположные друг другу высказывания]
  2. ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ [Силлогизмы из противолежащих друг другу посылок]
  3. Необходимо прикасаться друг к другу
  4. 2. Пять влечений, непримиримо противоречащих друг другу.
  5. ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ [Третье средство для построения силлогизма — нахождение различий в пределах одного и того же рода или у близких друг другу родов]
  6. Социальные последствия контактов между современными друг другу цивилизациями
  7. Психологические последствия контактов между современными друг другу цивилизациями
  8. ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ [Противоположности]
  9. Глава 9 Отец-друг
  10. ГЛАВА СЕДЬМАЯ
  11. Глава третья ФИЛОСОФСКОЕ ПОЗНАНИЕ КАК ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ВНЕНАУЧНОМУ
  12. ГЛАВА 13 ГЕРОДОТ И СОФОКЛ, НЕ ЗАМЕТИВШИЕ ДРУГ ДРУГА? (К ОЦЕНКЕ ОДНОЙ НЕДАВНЕЙ ГИПОТЕЗЫ) 1
  13. Если мы хотим взаимопонимания, нам нужно знать желания друг друга. Если мы хотим любить друг друга, мы должны знать, чего хочет другой.
  14. ГЛАВА СЕДЬМАЯ IСоотнесенное]
  15. ГЛАВА СЕДЬМАЯ
  16. ГЛАВА СЕДЬМАЯ
  17. ГЛАВА СЕДЬМАЯ
  18. ГЛАВА СЕДЬМАЯ