СНЫ ВЕРЫ ПАВЛОВНЫ

Гендерная проблема в коммунизме решалась более сложно. Изначальный коммунизм в утопической фазе предполагал, что при победе коммунистической формации будет установлена общность жен, различия между полами будут стерты, дети будут воспитываться в коллективе, пока не наступит эра того промискуитета, который эволюционисты помещали в начало социальной истории (туда же, куда Маркс — пещерный коммунизм).
Стирание различий между полами, согласно коммунистической теории, не должно было означать приравнивания женщин к мужчинам. По мысли коммунистов, пол должен был стать несущественной акциденцией социально сознательных граждан и женщины должны были осваивать мужские профессии наряду с тем, что мужчины должны были осваивать женские. Семья признавалась пережитком буржуазной морали, и новая коммунистическая мораль предполагала полную свободу сексуального поведения. Так, в программном романе революционного демократа Чернышевского (1828— 1889) «Что делать?»441 в благожелательных тонах описывается полиандрия, сожительство главной героини Веры Павловны сразу с двумя мужчинами. 491 Будучи направленным против капитализма, марксизм покушался и на либеральный патриархат. После Октябрьской революции 1917 года большевики попытались на практике разрушить любой порядок в гендерных отношениях, что критиковал Ленин (1870— 1924) в разговоре с Кларой Цеткин (1857— 1933). При этом показательно, что критика «теории стакана воды», приравнивающей половые отношения к ничего не значащему физиологическому акту, у Ленина строится на чисто гигиеническом основании. Цеткин передает слова Ленина, освещающего этот вопрос: «...мне так называемая „новая половая жизнь" молодежи — а часто и взрослых — довольно часто кажется разновидностью доброго буржуазного дома терпимости. Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, будто бы в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремле ния и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой „теории стакана воды" наша молодежь взбесилась, прямо взбесилась. Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, край которого захватан десятками губ?»442 Ленина, как мы видим, волнует антисанитария промискуитета и то, что эротические отношения отвлекают пролетариат от революционного труда.
Ленин добавляет: «Сейчас все мысли работниц должны быть направлены на пролетарскую революцию, нельзя допускать никакого расточения и уничтожения сил»443. В любом случае, эпоха коммунистической «крылатой» и «бескрылой» эроти- ки444, по выражению А. Коллонтай (1872—1952), быстро завершилась, и к 1930-м годам, в сталинский период, гендерные отношения вернулись к докоммунистиче- ским стандартам: семья, брак, соблюдение классических для Модерна норм половой морали полностью заместили собой революционные эксперименты. Хотя в правовом смысле равноправие женщин в СССР было признано и утверждено на всех уровнях, на практике в руководящих органах преобладание мужчин над женщинами сохранялось приблизительно в таких же пропорциях, что и в либеральнокапиталистической системе. Только вместо «бизнес-леди» в СССР часто встречался тип женщин-руководительниц — партийных или хозяйственных — с теми же мускулиноидными чертами. Ранние коммунистические идеи промискуитета и преодоления пола с новой силой стали разрабатываться в философии новых левых в рамках фрейдо-марк- сизма. Параллельно шло развитие идей феминизма нового толка, настаивающего на искоренения пола вообще (Донна Харауэй) и замещения его бесполым киборгом. Но это имеет отношение к теме гендера в Постмодерне, к чему мы обратимся чуть позже. В рамках коммунистической идеологии периода Модерна мы фиксируем три парадигмы: • «утопический» проект общности жен445, отчасти реализовавшийся в революционных условиях и в годы военного коммунизма, но позже отброшенный (или по меньшей мере отложенный на неопределенный срок); • фактическое и правовое уравнивание женщин с мужчинами на основе патриархального паттерна в социалистических обществах (что в целом повторяет парадигму обществ либеральных); • проект полного преодоления пола в неомарксизме и киберфеминизме. ?
<< | >>
Источник: Дугин А.Г.. Социология воображения. Введение в структурную социологию. — М.: Академический Проект; Трикста. — 564 с. — (Технологии социологии).. 2010

Еще по теме СНЫ ВЕРЫ ПАВЛОВНЫ:

  1. ЧЕТВЕРТЫЙ СОН ВЕРЫ ПАВЛОВНЫ
  2. РУССКАЯ ДИОТИМА ПИАМА ПАВЛОВНА ГАЙДЕНКО
  3. Символ веры
  4. 4.КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ И СИМВОЛ ВЕРЫ
  5. ПАРАДОКС ВЕРЫ
  6. ВЫРАЖЕНИЕ ВЕРЫ
  7. «МОРЕ ВЕРЫ»
  8. 7. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ВЕРЫ И РАЗУМА
  9. 2. Выбор веры
  10. 68. ВЫБОР ВЕРЫ