Абсурд и бунт.

Одним из самых ярких авторов, посвятивших свое творчество проблеме абсурда и бессмысленности существования человека, был Альбер Камю. В своих трактатах и художественных произведениях он описал драму поиска смысла жизни человеком, В философском эссе «Миф о Сизифе» и повести «Посторонний», к которым примыкает пьеса «Калигула», он раскрыл тему абсурда человеческого существования.
Абсурд — это «состояние души, когда пустота становится красноречивой, когда рвется цепь каждодневных действий, и сердце впустую ищет утраченное звено»1'. Второй волнующей его теме — бунта — он посвятил эссе «Бунтующий человек», роман «Чума» и пьесу «Праведники», полагая, что источник бунта и агрессивности современного человека связан с абсурдом и бессмысленностью существования человека.

Начало бунта можно найти у романтиков или у Ницше. Нередко под «сверхчеловеком» понимают фашиста или головореза с «большой дороги». Но такая трактовка едва ли верна. Дело в том, что обычно человек стремится получить свободу, не отягощенную ответственностью. Ответственность сковывает свободу, и это хорошо. Если же человек получает одну свободу, то это оборачивается произволом, деспотизмом, насилием и грабежом других. Ницшевский Заратустра — это «сверхчеловек» с пассионарным потенциалом деятельной энергии, способный взять на себя ответственность за свою свободу, в отличие от фашиста, который получил «свободу», не отягощенную ответственностью (о чем предупредил фюрер), или от «человека массы», который боится свободы, — ницшевский «сверхчеловек» уверен в своих силах и готов к полной ответственности за свою свободу. По словам современного филосо- фа-эссеиста И. Гарина, «считать Ницше предшественником фашиз- ма — значит возвышать фашизм. Тоталитаризму нужна не философия, а идеология. Нацизм и утопия лишь эксплуатировали предшествующую философию в своих чисто практических, идеологических целях»147. Это привело к «эстетизации зла» в культуре романтизма и сохранилось в российской культуре как соблазн героизма148.

Революционно-народнический социализм возник на основе четырех основных источников: во-первых, «комплекса вины» русской интеллигенции перед народом, который, как показали Ю.

М. Лотман и Б. А. Успенский, сформировался в связи с традиционным недоверием народа к человеку «знающему», который и полезен, и опасен как «свой-чу- жой»149; во-вторых, просветительской мифологии разума, предлагавшей построить красивое и «правильное» общество с минимальными затратами в соответствии с геометрией порядка; в-третьих, православных традиций мессианского понимания смысла истории и культуры, когда человек должен пожертвовать собой ради блага будущего человечества; в- четвертых, позитивизма О. Конта, предлагавшего заниматься только тем, что полезно на практике, что может привести к реальным результатам.

Революционное народничество возникло как своеобразный и парадоксальный сплав наивного просвещенческого рационализма и религиозного романтизма, который на место христианского Бога поставил идею «светлого будущего», свято веря в возможность установления этого идеального общества на земле. Ради этого народник, не задумываясь, готов пожертвовать и собою, и своими ближними, полагая, что такой жертвой можно «выку пить» счастье народа.

У Арцыбашева героиня-революционерка, пытающаяся обнаружить смысл своей жизни, выдает один из глубинных мотивов этого революционного действия: «Я могла бы жить, если бы чувствовала себя вверху... над всеми... большой, смелой, гордой! А так, учить, ехать, одною из тысяч, в глушь какую-нибудь, лечить всю жизнь каких-то идиотов, состариться и умереть так же незаметно, как жила... Неужели ты не понимаешь, какой это ужас!.. Лучше смерть»150. Это выдает ее как романтика, не способного к систематической, настойчивой деятельности. Ее энергии хватает лишь на яркую вспышку насилия, с помощью которой она хочет сделать мир лучше и чище, но любое насилие дискредитирует цель, достигаемую с помощью такого насилия.

<< | >>
Источник: В. М. ПИВОЕВ. Философия смысла, или Телеология / В. М. Пивоев; ПетрГУ. — Петрозаводск. — 114 с.. 2004

Еще по теме Абсурд и бунт.:

  1. Драматургия: мифологизация абсурда
  2. Альбер Камю Миф о Сизифе. Эссе об абсурде
  3. Бытие как абсурд
  4. Бунт стилем
  5. "Бунт” в детском саду
  6. ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО УЧЕБНИКУ «БУНТ ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЕВА»
  7. ПУТИН СКАЗАЛ НЕ ВСЮ ПРАВДУ. ПРИБАЛТИКА: БАБИЙ БУНТ ПО-ЧУХОНСКИ
  8. Глава II Первое столетие Петербурга в 1803 голу • — Наводнение 7 ноября 1824 года. — Влияние Отечественной войны на русское общество. — Заговор и бунт 14 декабря 1825 года. — Воцарение императора Николая I.
  9. Социальные движения.
  10. часть I. Обсуждение понятий в группах.
  11. От обэриутства к концептуализму (О. ГРИГОРЬЕВ, ПОЭ ТЫ-«ЛИАНОЗОВЦЫ»)
  12. Негативная философия Адорно
  13. Социальные типы анархистского движения '