Развитие вербальной памяти
Школьный возраст — позднее детство, и функции, действующие в этом возрасте, уже имеют большую предыдущую историю за собой. Имеет такую историю за собой и память школьника. Это преимущественно уже вербальная (пользующаяся речью) память, притом существующая много лет, приблизительно с 2 лет.
Образ — копия или след восприятия (в контроверзы учения о сенсорной памяти здесь входить не место). Вспоминающий здесь максимально связан восприятием. Вспомнить — значит воспроизвести (полно или частично, бледпее или ярче, точнее или смутно) восприятие. Иное — при вербальной памяти. Ту сцену я видел, от нее я имел зрительное восприятие, а здесь я даю рассказ, здесь слова, а не зрительные образы.
Вербальная память гораздо свободнее обращается с восприятием, чем сенсорная память-копия. Последняя чрезмерно конкретна, и то, что она воспроизводит, она воспроизводит в деталях. Если возможно говорить о сенсорном (образном) мышлении, то такое мышление всегда ситуационно-конкретное мышление: все мыслится в данной конкретной ситуации с ее деталями. Но вербальная память, если можно так выразиться,— выборочная память; она, именно потому что она — рассказ, извлекает из воспринятого часть, передавая ее, именно потому что она вербальна, в общем, без ненужных деталей.
Но, становясь в более самостоятельное положение по отношению к восприятию, вербальная память теспо сближена с мышлением, настолько тесно, что было бы чрезвычайно трудно на этой стадии пытаться разграничить их: «Подумай, что видел на экскурсии» — и: «Вспомни, что видел на экскурсии» — в школьной практике подобные фразы употребляются, как имеющие одинаковое значение.
Общеизвестпо, как плохо рассказывают маленькие дошкольники о виденном. В этом возрасте мы имеем лишь первые этапы развития вербальдой памяти. Известные опыты с детскими высказываниями о виденном показывают, что только в школьном возрасте эта память работает сравнительно удовлетворительно, примерно с 10—11 лет; именно старший дошкольный возраст и младшие классы школы являются временем интенсивнейшего развития вербальной памяти.
Но школьный возраст — возраст интенсивного развития вербальной памяти главным образом в том смысле, что здесь имеет место память, запомипающая не только посредством слов, но и преимущественно словесный материал.
Эта, если можно так выразиться, вербально-вербальная память, память, с помощью слов усваивающая словесный материал, характеризует как раз школьный возраст.
Но вербально-вербальная память в свою очередь в своем развитии проходит ряд ступеней. Самая начальная — это буквальное воспроизведение, своего рода моторная память в области речи, так сказать, вербальная память-привычка, речевая привычка, если воспользоваться термином Уотсона14. Такая вербально-вербальная память начинает развиваться еще в дошкольном возрасте. Дошкольник уже в состоянии твердить наизусть стихотворения или сказки. Он в состоянии воспроизводить чужую речь, причем — и это очень характерно как раз для этой памяти — воспроизводить ее как прямую речь, а не косвенную, т. е. максимально буквально.
Таким образом, в школьный возраст ребенок входит уже с достаточно окрепшей вербально-вербальной памятью, правда, еще продолжающей развиваться и дальше. В младшем школьном возрасте вербально-вербальная память-повторение, как мы видели, увеличивается приблизительно в 1 !/г—2 раза. Но дальше она, вероятно, уже стабильна и даже, может быть, несколько ослабевает. Так, по данным Вине, Бобертага, Едерхольма и Термена, в следующих возрастах ребенок в состоянии повторять фразу из следующего числа слов:
Возраст | 3 | 5 | 6 | 10 | 12 | 16 |
Число слов | 6 | 10 | 16 | 26 | 26 | 28 |
Приблизительно такую же картину дают, по данным тех же авторов, опыты с запоминанием однозначных чисел:
cellpadding="0">
Возраст
3
4
5
7 8 10
12
13
14 18
Взрослый
Количество чисел
2
3
4
5 5 6
7
7
7 8
0—7
Судя по этим данным, вербально-вербальная память возрастает приблизительно до 10—12 лет, а дальше почти стабильна.
Школьный возраст — возраст, когда человеку приходится запоминать больше, чем в каком-либо другом возрасте. Это — возраст, когда основная деятельность, так сказать, профессия, человека состоит в том, чтобы запомипать — запоминать главным образом словесный материал посредством слов. Иными словами, это — возраст максимального пользования вербально-вербальной памятью, которая как раз в данном возрасте, притом почти в начале его, примерно к 3—4-му классам, достигает своего максимума.
Понятно поэтому, почему заучивание наизусть стихотворений, таблицы умножения (и фактически — таблицы сложения, вычитания и деления), всевозможных правил, географических названий и т. п. падает как раз на младшие и средпие классы. В старой школе в этом же возрасте преимущественно заучивали наизусть массу молитв, в том числе и длинных. При обучении грамоте нередки случаи, когда дети не читают, а просто запоминают наизусть текст. Особенно охотно пользуются своей вербально-вербальной памятью дети, которым трудно дается грамота, и в литературе (Варбург, Линд и др.) описано немало случаев, как такие дети знали наизусть чуть ли не целые книги. Но в старших классах уже не так любят заучивать наизусть и даже начинают тяготиться этим. Взрослый же заучивает наизусть только в самых исключительных случаях.
Но в современной школе основную роль играет не заучивание наизусть, а заучивание смысла, мыслей, так называемая логическая память. К сожалению, до сих пор в психологии мало обращалось внимания на то, что логическая память есть та же вербальновербальная память, только менее точная. В самом деле, что значит воспроизвести ту же самую мысль, но только другими словами? Разве это возможно? Разве это будет точно та же мысль? Копечпо нет, так как нет двух слов, настолько однозначных, что они выражают одну и ту же мысль, одно и то же понятие. Воспроизвести абсолютно точно смысл данной фразы — значит воспроизвести эту фразу в тех же точно словах. Стопроцентная, так называемая логическая, память оказалась бы в сущности тем же самым заучиванием наизусть, но только сопровождаемым пониманием заучиваемого: это
все та же вербально-вербальная память плюс мышление в отличие от такого заучивания, когда работает только память, без понимания и мышления, например когда в старину заучивались ребенком наизусть молитвы на славянском языке.
Из вышесказанного следует, что когда школа требует только смыслового воспроизведения, то это чаще всего надо расшифровывать так, что школа в данном случае допускает неточное воспроизведение — именно воспроизведение только главного. Но как раз это «только», так ободряюще действующее на взрослого, для маленького школьника есть не облегчение, а, наоборот, осложнение. У взрослого мышление настолько уже развито, что оно доминирует над памятью, а у школьника мышление еще далеко от окончательного развития и, наоборот, память является несравненно более созревшей функцией. Просто заучить наизусть для неразвитого маленького школьника легче, чем «только смысловое воспроизведение», и в этом причина предпочтения зубрежки неразвитыми школьниками. Запоминать только главное — значит запоминать в сильнейшей степени при помощи мышления.
Воспроизведение у неразвитого маленького школьника поражает своим стремлением к буквальному воспроизведению и воспроизведению ненужных деталей, частностей. Но не поступать так он мог бы только при известной степени развития генерализирующего мышления и запаса общих терминов. Запомнить общий смысл, запомнить в общих чертах — значит данные частные представления и понятия заменить более общими, но для этого надо иметь в свободном, легком распоряжении эти понятия. Но, как показали ассоциативные опыты Винтелера и Лобзина, нахождение логически высшего понятия трудно даже для 10-летних детей. Приблизительно только с 3-го класса, т. е. начиная со второй половины предпубертального детства, воспроизведение общего смысла, воспроизведение в общих чертах начинает быть сравнительно более легчим. Что [дело обстоит] действительно так, в этом убеждает, кроме вышеприведенных ассоциативных экспериментов, еще и то, что тесты на «нахождение существенного», сути рассказа, обычно даются, как это можно видеть из сборника испытаний интеллекта В. Штерна и Вигмана, только детям 10—14 лет. Именно этот возраст, примерно с 3-го по 7-й класс,— возраст теснейшего сотрудничества вербально-вербальной памяти и мышления. В этом убеждают не только вышеприведенные психологические опыты, но и повседневный педагогический опыт: стоит только сравнить пересказ какой-нибудь прочитанной или прослушанной статьи четвероклассником и первоклассником.
Но в самых старших классах мышление уже, наоборот, реши
тельно доминирует над памятью. В результате, при плохом усвоении, здесь воспроизведение имеет совершенно иной характер, чем у маленьких школьников: именно ни тени буквального воспроизведения и воспроизведение в далеких от текста и общих выражениях.
Еще по теме Развитие вербальной памяти:
- Развитие памяти.
- § 8. Развитие памяти у детей
- Развитие внимания, памяти, воображения.
- Развитие воображения и памяти.
- Вербальная память
- Задание 4. Диагностика внимания, мышления и памяти у младших школьников. Методики «Корректурная проба», «Долговременная память», «Запомни пару», «Изучение развития логических операций у младших школьников»
- ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
- Теоретические предпосылки создания вербального проективного теста
- ВЕРБАЛЬНЫЕ КОМАНДЫ
- а) ВЕРБАЛЬНОСТЬ КАК ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО ПРЕДМЕТА
- Глава3 Вербальная коммуникация
- Вербальная и визуальная адаптация
- Установление вербального контакта
- 2.4.1. ОЦЕНКА ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
- Социальная стратификация вербальных и невербальных средств коммуникации
- 3. Вербальная агрессия и интержаргон уголовной арготики и обеденной лексики
-
Воспитание ребенка -
Дидактика -
Дошкольное образование -
Избранные педагогические труды -
Инновационная педагогика -
История педагогики -
Книги по педагогике -
Коррекционна педагогика -
Логопедия -
Педагогика и воспитание -
Педагогическая методика преподавания -
Социальная педагогика -
Физическая культура и спорт -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -