ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА
После первой мировой войны инвестирование в экономику Латинской Америки резко увеличилось. В то же время на мировом рынке уменьшился спрос на традиционные латиноамериканские товары (аргентинское мясо, чилийские селитру и медь, бразильский кофе, мексиканскую нефть и т.д.).
Перераспределение рабочей силы в производстве вызвало существенное снижение уровня жизни в некоторых странах Латинской Америки, в первую очередь в горнодобывающих Перу, Чили и др. В 1918 — годы в Перу прошли массовые забастовки горняков, текстильщиков, портовых рабочих, переросшие в стихийное вооруженное противостояние с правительственными войсками. С 1918 по 1922г. в Чили имели место 243 забастовки, в том числе 10 общенациональных.
Радикализации внутриполитической борьбы в странах Латинской Америки содействовал массовый наплыв эмигрантов, в первую очередь из стран Восточной Европы, перенесших через океан идеи коммунизма и анархо- синдикализма. После первой мировой войны под влиянием эмигрантов образовывались многочисленные социалистические, коммунистические и анархистские партии. В 1918 г. в Аргентине была создана Интернациональная социалистическая партия ( с 1920 г. — коммунистическая партия Аргентины), возникли компартии в Мексике (1919 г.), Уругвае (1920 г.), Бразилии (1920 г.) и т.д.
С другой стороны, на политическое самосознание латиноамериканских наций огромное влияние оказал национализм как следствие стремительного роста национальных экономик и укрепления внешнеполитического суверенитета этих стран. Немаловажную роль в политической жизни стран континента играла католическая церковь. Невысокая урбанизация и индустриализация, неграмотность большинства населения, сохранение феодальных отношений в деревне обусловили радикализм политической жизни и слабость института профсоюзов. Вслед за профцентрами в Аргентине, Чили и Уругвае после войны возникли федерации рабочих на Кубе, в Перу, Эквадоре, Колумбии и т.д. В ряде стран были созданы новые отраслевые профсоюзы: железнодорожников (Аргентина, Бразилия,
Мексика, Чили), рабочих деревообрабатывающей промышленности (Аргентина, Куба, Уругвай), типографов (Аргентина, Куба, Чили) и др. Однако профсоюзное движение оказалось в руках лидеров самых разных политических направлений — от национал-социализ- ма до большевизма. В такой обстановке внутриполитическая жизнь была дестабилизирована левыми движениями, стремившимися экспортировать революцию в Латинскую Америку.
Масссовые вооруженные мятежи матросов и портовых рабочих прокатились по континенту в 1920 г. He прекращалась гражданская война в Мексике, вооруженные мятежи крестьян были спровоцированы в

Вход в шахту.
Фреска Д. Ривьеры. 1922 г.
г. на Гаити, в 1921 г. — в Патагонии (Аргентина) и т.д. В это время национально-демократические режимы Чили (президент А. Алессандри Пальма), Бразилии (Э. Песоа), Мексики (А. Обрегон), Аргентины (И. Иригойен), Уругвая (Б. Брум) осуществили глубокие социальные реформы и повлияли на становление национальных экономик. В Бразилии, например, в 1919 г. была разрешена деятельность профсоюзов и приняты законы об ответственности хозяев за несчастные случаи на производстве, отмене штрафов и улучшении санитарных условий на предприятиях. В 1920 г. в Коста-Рике был введен 8-часовой рабочий день. В Чили в 1920 — 1925 годы также были введены 8-часовой рабочий день и выходные дни, принято новое социальное и трудовое законодательство, значительно расширившее права наемных работников; социальное страхование стало обязательным. 8-часовой рабочий день и выходные были введены в Аргентине (1917 — 1922 годы), на Кубе (1918 — 1925 годы). Здесь же на 20-30% была повышена зарплата.
Экономический рост стран континента был очевидным. Так, например, в Венесуэле после открытия нефтяных месторождений в Маракайбо с 1916 до 1935 г. объем нефтедобычи увеличился в 30 раз, достигнув млн. тонн в год. Экспорт традиционных венесуэльских товаров (кофе, какао, кожсырье, каучук и т.д.) вырос в 1919 г. по объему на 30%, а по стоимости более чем в 2 раза. Решающую роль в экономическом поземе Венесуэлы сыграли иностранные инвесторы. Только США к 1929 г.
В менее развитых странах и регионах Латинской Америки левым экстремистам удалось спровоцировать вооруженные конфликты. В первую очередь это касается Центральной Америки, где шли гражданские войны (с 1925 г. — в Никарагуа, с 1928 г. — в Сальвадоре, с 1931 г. — в Гондурасе и т.д.), и отдаленных внутренних районов Мексики, Перу, Чили, где гражданские войны приобретали межэтнический характер. На фоне бурного экономического роста и структурных изменений национальных рынков (за счет увеличения количества средних и малых преприятий), огромных иностранных инвестиций и большой волны эмиграции из Европы и частично Азии многие общественные институты оставались неразвитыми.
Огромное значение в политической жизни Латинской Америки имела помещичья олигархия, сохранявшая феодальные отношения в сельском хозяйстве глубинных районов и владевшая громадными земельными угодьями. Чрезвычайно высокой была традиционная роль армии, однако офицерство сохраняло двойственность своего характера. Особенно нестабильной оказалась обстановка в армии Бразилии, которая вылилась в перманентную гражданскую войну на пять лет (мятеж в форте Копакабана, 1922 г., и в Сан-Паулу, 1924 г., поход Колонны Престаса, 1924 — 1927годы).
Радикализация политической жизни и низкая политическая культура большинства населения надолго законсервировали ряд специфически латиноамериканских общественных феноменов, в частности кау- дильизм. Принцип каудильизма — это сильный вождь («каудильо»), который на время облекается неограниченной властью в вооруженном отряде, партии, регионе, государстве. Традиция каудильизма восходит к первой четверти XIX в., ко времени борьбы за независимость.
С начала XX в. усиление тенденции к консолидации латиноамериканских государств, связанное с процессом формирования современных наций, привело к появлению нового типа каудильо, выступавших за жесткую централизацию власти и ликвидацию сепаратизма. Каудильизм приобрел черты особой системы правления, характеризующейся персонализацией политической власти и ее всенародной поддержкой. Обладая известной самостоятельностью в политике, выполняя роль «арбитра» в условиях очень жесткой, экстремальной борьбы за власть различных политических группировок, каудильо в то же время являются гарантами традиционных ценностей.
С одной стороны, каудильо представляют, как правило, интересы помещичье-финансовой олигархии, церкви и армии, а с другой — стихийные устремления крестьянства и средних городских слоев. Традиции каудильизма способствовала резкая концентрация в частных руках огромных земельных площадей. Как правило, именно из среды землевладельцев выходили каудильо разных уровней (до президентов стран), отражая патриархальные традиции латифундизма и психологию народных масс, надеющихся на мессианство сильных личностей. Реальная основа такого феномена лежит именно в крупном землевладении. В Аргентине более половины земель находилось в руках 5 тыс. владельцев; некоторые из крупных латифундий достигали 800 тыс. гектаров.
В Чили 599 латифундий (свыше 5 тыс. гектаров каждая) охватывали 56% территории. В Мексике владельцам имений размером от I тыс. до 10 тыс. гектаров и более принадлежало 58,2% частновладельческих земель.
Значительными земельными массивами владели иностранные капиталисты: американские, английские, испанские, французские. В Мексике иностранцам принадлежало 32 млн. гектаров, из которых более 16 млн. находилось в руках монополий США.
В Боливии одна только компания «Стандард Ойл» являлась владелицей 3 145 тыс. гектаров нефтеносных земель. Нефтяные монополии США имели десятки миллионов гектаров в Колумбии и Венесуэле.
С зарождением современных отраслей производства и под воздействием связанных с этим структурных сдвигов в экономике в первой половине XX в. начали развиваться прикладные исследования в промышленности и сельском хозяйстве. Ho экономическая отсталость, отсутствие средств на научно-исследовательскую работу, зависимость стран Латинской Америки от иностранного капитала не позволили придать научным разработкам в этих областях необходимый размах и организованность.
Источник:
А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек. Всемирная история. Том 20. Итоги Первой мировой войны. 2002
Еще по теме ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА:
- Экономика и политика
- СФЕРЫ ПОЛИТИКИ, ЭКОНОМИКИ, МОРАЛИ
- II Экономико-социологические и политико-экономические выводы
- Экономика и политика в годы войны
- Особенности кадровой политики до и после проведения реформы экономики в России
- Глава 25. Переход к нэпу. Экономика, политика и культура в 20-е годы. Образование СССР
- Глава 6. Государственно-правовое воздействие на экономику, политику и культуру
- О.С.Дейнекь ЭКОНОМИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОЛИТИКИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
- Глава 8. Эпоха дворцовых переворотов. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в. Развитие экономики
- 29. Продолжение: от экономики, основанной на сборе урожая, к экономике производства.
- ГЛАВА 10 Государственное вмешательство в экономику (интервенция государства в экономику)
- Слободан Цвейич НЕФОРМАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В УСЛОВИЯХ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В СЕРБИИ 1990-Х ГОДОВ
- Шкаратан О. И.. Социология неравенства. Теория и реальность / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики. - 526, 2012
- Крауч К.. Постдемократия [Текст]/пер. с англ. Н. В. Эдельмана; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики.— 192 с., 2010
- Льюкс Стивен. Власть: Радикальный взгляд / пер. с англ. А. И. Кырлежева; Гос. ун-т — Высшая школа экономики.— М.: Изд. дом Гос. ун-та—Высшей школы экономики. — 240 с. — (Политическая теория)., 2010
- 2. От политики ограничения кулацких элементов к политике ликвидации кулачества, как класса. Борьба с искривлениями политики партии в колхозном движении. Наступление против капиталистических элементов по всему фронту. XVI съезд партии.
- Устойчивость работы объектов экономики Основы устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях
- § 2. ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИКА: ТИПОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ И ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ
- Наша политика мира, политика урегулирования отношений остается незыблемой
-
Альтернативная история -
Античная история -
Архивоведение -
Военная история -
Всемирная история (учебники) -
Деятели России -
Деятели Украины -
Древняя Русь -
Историческая литература -
Историческое краеведение -
История Востока -
История древнего мира -
История Казахстана -
История наук -
История науки и техники -
История России (учебники) -
История России в начале XX века -
История советской России (1917 - 1941 гг.) -
История средних веков -
История стран Азии и Африки -
История стран Европы и Америки -
История стран СНГ -
История Украины (учебники) -
История Франции -
Методика преподавания истории -
Научно-популярная история -
Новая история России (вторая половина ХVI в. - 1917 г.) -
Периодика по историческим дисциплинам -
Публицистика -
Современная российская история -
Этнография и этнология -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -