СФЕРЫ ПОЛИТИКИ, ЭКОНОМИКИ, МОРАЛИ

  Взгляды старшеклассников на необходимость быть толерантным в сфере политики, экономики и морали, сформированные в том числе и идеологами через СМИ, представляют собой скорее умозрительные истины о должном, чем адекватное отражение системы реальных жизненных отношений, скорее декларируемые ценности, чем реальные побудительные мотивами их поведения.

В отличие от родителей, у молодежи 17-18-летнего возраста широкое распространение получило толерантное отношение к тем современникам кто в ходе приватизации сумел "прихватизировать" весомую часть общенародного пирога. Каждые четверо из пятерых старшеклассников в трех городах ЦФО и Казани уверены, что сегодня мы не должны плохо относиться к тем, кто стал богатым. При этом опрос, с одной стороны, выявил поразительное сходство представлений об этом во всех четырех обследованных городах, а с другой - совместимость несовместимого. Толерантность к богатым оказалась совместимой с противоположной установкой: государство должно иметь рычаги для ограничения доходов богатых граждан. Иными словами, едва ли не каждый третий старшеклассник поддержал точку зрения о допустимости санкций со стороны государства в отношении доходов и сверхдоходов богатых граждан.

Более того, политические и моральные воззрения молодежи характеризуют не столько оригинальность и принципиальность позиции, сколько непоследовательность и эклектизм. Так, например, каждые четверо из пятерых старшеклассников в трех городах ЦФО согласились с тем, что человек должен быть терпим к другим людям с иными моральными ценностями. При этом не обнаружилось принципиальных разногласий по этому вопросу между школьниками разных городов, разве что в Москве 84.4%, а в Брянске лишь 77.5% поддержали эту точку зрения.

Трудно оценить качество такой толерантности, когда школьники с еще не сформировавшимся полностью мировоззрением обнаруживают терпимость к людям с иными моральными ценностями. Полученные данные позволяют судить о том, что терпимость к иной морали может уживаться в представлениях молодежи с крайними формами "свободы" и моральной вседозволенности. Можно предположить и другое: отсутствие стройных, логичных общественных оценок многих явлений и сложившихся норм в нашем переходном обществе и молчание или растерянный лепет наших СМИ, призванных, но не всегда способных "сеять разумное, доброе, вечное".

Широкомасштабные опросы, проведенные весной 2002 г. в четырех республиках ПФО, обнаружили серьезные различия в уровне толерантности различных групп взрослого населения в зависимости от ситуации или проблемы, на которые направлены терпимое или нетерпимое отношение субъекта. Так, например, среди взрослого населения Удмуртии наиболее толерант- яым (84.8%) оказалось отношение к людям, исповедующих иную религию. При этом, среди удмуртской части населения уровень терпимости к людям другого вероисповедания был несколько ниже (80.5%), чем среди русских (86.3) и респондентов остальных национальностей (90.9%) ( . 243).

Весьма близкими к высокой степени веротерпимости были установки людей на сосуществование носителей различных культур. Об этом позволяют

Индикаторы толерантности

Национальность

1

Все

в том числе

удмурты

русские

другие

Мы должны быть терпимы к людям другого

вероисповедания

| .

.. . .

84.8

80.5

86.3

90.9

Когда люди различных национальностей живут рядом, общество богаче и культурнее

72.1

69.4

72.1

80.8

Люди одних национальностей от природы не хуже людей других национальностей

Ґ              

69.6

66.9

695

79.8

Мы не должны плохо относиться к тем, кто стал богатым

63.1

63.1

62.8

65.6

Нет таких национальностей, представители которых вызывают неприязнь

44.8

41.9

45.5

50.5

судить 72.7% респондентов, согласившихся, что, когда люди различных национальностей живут рядом, общество становится богаче и культурнее. Особенно часто подобная позитивная установка на многокультурность встречалась среди национальных меньшинств, отнесенных в . 243 в графу "лица другой национальности".

До сих пор сохраняется высокий, необычный для жителей многих стран Запада, уровень иммунитета россиян, их чувств и установок, не приемлющих любые проявления расизма. Большинство опрошенных с честью и достоинством выдержали предложенный им серьезный психологический тест. В частности, их попросили выразить свое отношение к скверному высказыванию: "Люди одних национальностей от природы лучше людей других национальностей". Полностью или скорее не согласились с этим провокационным высказыванием 69.6%, в том числе 66.9% удмуртов, 69.5 русских и 79.8% лиц других национальностей (см. . 243).

Можно также предположить, что одно из объяснений этого интересного феномена и состоит в том, что в течение многих десятилетий советским людям внушалась мысль о равенстве, солидарности и дружбе представителей всех национальностей и рас, эта установка распространялась всеми идеологическими каналами как одна из важных интернационалистских ценностей и норм общественного поведения.

Несколько неожиданной для населения Удмуртии, с учетом низкого уровня благосостояния ее населения, оказалась высокая степень терпимости к тем, кто стал богатым. Почти двое из троих опрошенных, в том числе 63.1% удмуртов,

  1. русских, 65.6% респондентов других национальностей согласились, что мы не должна плохо относиться к тем, кто стал богатым (см. . 243).

Вероятно, в формирование таких позитивных взглядов и установок людей определенный вклад внесли СМИ. Стереотипизация образа состоятельного человека как нормального, обычного "сограждана" - это одна из определенных заслуг СМИ последнего времени.

Из общего ряда высоких показателей толерантности взрослого населения Удмуртии по многим "философским" вопросам, выделяются частные примеры, когда, отвечая на соответствующий вопрос анкеты, респонденты указывали на людей конкретных национальностей, вызывающих у них негативное отношение. Лишь 44.8% из всех опрошенных, в том числе 41.9% удмуртов, 45.5 русских и 50.5% лиц других национальностей ответили, что нет таких национальностей, представители которых вызывали бы неприязненное отношение (см. . 243).              '

  1.  
<< | >>
Источник: Губогло М.Н.. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки / М.Н. Губогло; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - М.: Наука,. - 764 с.. 2003

Еще по теме СФЕРЫ ПОЛИТИКИ, ЭКОНОМИКИ, МОРАЛИ:

  1. Политика и другие сферы общественной жизни
  2. § 30. Обзор и критика гоббсовской морали и политики
  3. Современное состояние социальной сферы и политики в России
  4. ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА
  5. Экономика и политика
  6. II Экономико-социологические и политико-экономические выводы
  7. Экономика и политика в годы войны
  8. Особенности кадровой политики до и после проведения реформы экономики в России
  9. Глава 25. Переход к нэпу. Экономика, политика и культура в 20-е годы. Образование СССР
  10. Глава 6. Государственно-правовое воздействие на экономику, политику и культуру
  11. О.С.Дейнекь ЭКОНОМИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОЛИТИКИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
  12. Глава 8. Эпоха дворцовых переворотов. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в. Развитие экономики
  13. 29. Продолжение: от экономики, основанной на сборе урожая, к экономике производства.
  14. ГЛАВА 10 Государственное вмешательство в экономику (интервенция государства в экономику)