Плюрализм в науке как способ сохранения своеобразия и особенностей классической и неклассической науки

Полностью отрицать роль субъекта как одной из составляющих (в том или ином смысле) получаемых в науке результатов уже мало кто решается. И в то же время уступка такого рода подрывает основания классической науки.
Классическая наука или ориентирована на максимальное, в идеале полное, устранение субъекта из научного знания, или она перестает быть деятельностью, направленной на получение знания о предмете изучения как он есть сам по себе.

В свою очередь, сторонники новых взглядов тоже не отличаются последовательностью. Часто они стремятся распространить особенности неклассической и постнеклассической науки на науку Нового времени. Если в естествознании и в его философских осмыслениях появляются новые характеристики, касающиеся прежде всего роли субъекта в познавательном процессе, эти характеристики начинают распространять и на классическую науку. Утверждается, что в науке как таковой истина не является целью научной работы, а в лаборатории природы вообще нет, то, с чем ученые здесь имеют дело, полностью является продуктом человеческой деятельности. Поэтому и вопрос о противостоянии ученого природе как существующей самой по себе теряет всякий смысл. Разумеется, такие утверждения не могут не приводить ученых, многие из которых и сейчас успешно работают в рамках классической парадигмы, в справедливое негодование.

Отсутствие четкости в позициях обеих спорящих сторон своим истоком имеет признание теми и другими присутствия в той или иной форме, субъектных характеристик в научном знании. Но если это действительно так, то речь может идти только о принципиально новом типе исследований в естествознании и новом их философском осмыслении. К противоречивости и путанице в позициях приводят два момента. Во-первых, нельзя распространять особенности нового типа естественнонаучного исследования и его философского осмысления на классическую науку, что нередко делают сторонники гуманитаризации (или социологизации) научного знания. И, во-вторых, не могут быть успешными попытки логически объяснить в пределах классической рациональности новые черты постнеклас- сической науки, что свойственно представителям классического естествоознания, стремящимся как-то уточнить, подправить, усовершенствовать его логику, способ рассуждений в его рамках.

И в том, и в другом случае дискутирующие подчиняются логике классической рациональности. Они считают необходимым или включить в свою логику классическую науку, учитывая только устраивающие новую философию субъектные черты этой последней (о них говорилось в начале статьи), не имеющие значения для классической рациональности, или всеми возможными логическими средствами «усовершенствовать» классику, чтобы она могла каким-то образом включить в себя несвойственные ей элементы.

И тот, и другой способ рассуждений приводит к выводам, которые вызывают законные возражения оппонентов. Сторонники классики никогда не смогут согласиться с тем, что истина не играет решающей роли в науке, а сторонники новых представлений будут продолжать настаивать на том, что в рамках их взглядов на науку понятие истины как минимум становится проблемным. Выход, по-видимому, в том, чтобы признать за классической наукой право на истину, а за новой наукой и ее философскими осмыслениями право на определение другого, маргинального места истины как соответствия знания действительности. Если мы согласны втом, что науку, ее рациональность нельзя рассматривать изолированно от культуры той или иной эпохи, если научные результаты несут на себе отпечаток своего места в истории, то приходится согласиться и с тем, что логика научного исследования имеет право на своеобразие, на невыводимость ее из предшествующего знания. А это значит, что и обратного хода нет, новая логика не может включать в себя какие-то элементы своей предшественницы (например, элементы субъектности из классики в неклассику), разрушая тем самым ее основы. Подобно тому, как продолжает существовать в веках культура Античности наряду с культурой Средневековья или Нового времени, так и классическая наука сохраняет в наши дни свое своеобразие, свои базовые основания в неприкосновенности. Но ее представители не имеют право на агрессивность, ее стремление «подмять» под себя новую науку обречены на неудачу. В этом и состоит плюрализм XX — начала XXI вв. в науке. 8.

<< | >>
Источник: А. Л. Никифоров (ред.). Понятие истины в социогуманитарном познании [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; - М.: ИФРАН. - 212 с.. 2008

Еще по теме Плюрализм в науке как способ сохранения своеобразия и особенностей классической и неклассической науки:

  1. Классическая и неклассическая эпистемология
  2. Научные программы и особенности классической науки
  3. Соответствие и несоответствие между классическим и неклассическим естествознанием
  4. JI.А. Маркова Истина в классической и неклассической науке2
  5. 1. Специфика классических и неклассических представлений о человеке в социологии
  6. Становление неклассической науки
  7. Теоретизация современной науки. Природа теоретических объектов науки и их соотношение с объективной действительностью (проблема реальности в современной науке)
  8. 4. Проблема способа изложения положительной теоретической метафизики как науки
  9. Особенности науки как системы знаний
  10. Появление элементов проблемности в понимании истины в классической науке
  11. О науке, паразитах и способе рассуждений
  12. Проникновение науки во все сферы жизни, тривиализация и потребность в науке