Чтобы гарантировать объективность истины, Кант предложил априорные концепции. Гегель, в свою очередь, утверждал, что априорная концепция при движении выходит за собственные рамки (самотрансцендирует). Иными словами, с позиции самоутверждения, концепция приходит к знанию того, что существует определение, несовместимое с самим собой, и тогда она выходит за рамки этих двух противоречивых определений, чтобы создать позицию, где оба они синтезированы.
Гегель назвал эти три стадии: «в - себе» бытие, «для - себя» (наличное) бытие и «в- себе и для- себя» (для- себя) бытие. Эти три стадии получили также названия: утверждение, отрицание и отрицание отрицания, или тезис, антитезис и синтез. Гегель считал, что противоречия являются движущей силой саморазвития концепции. Таким образом, логика саморазвития через противоречия является корнем диалектики. Гегель утверждал, что концепция саморазвивается, чтобы превратиться в идею; концепция (идея) отрицает самое себя и отчуждается, чтобы появиться в виде природы, а затем развивается через человека как дух. Таким образом, диалектика Гегеля представляет собой метод развития концепции и в то же время - метод развития объективного мира. Истинное познание есть тождество познающего и познаваемого, субъекта и объекта. Истина не сидит в вещах и не соз - дается нами, а сама раскрывается в живом процессе абсолютной идеи, полагающей из себя все многоразличие объективного и субъективного бытия и достигающей в нашем духе до полно - го самосознания, т. е. до сознания своего тождества во всем и тождества всего в ней. Таким образом, истина присуща нам самим так же, как и объектам; она содержит в себе и осуществ - ляет все, и нам нужно только дать ей познавать себя в нас, т. е. раскрывать свое содержание в нашем мышлении; содержание же это есть то самое, которое выражено и в бытии предмета. Предмет (всякий) существует поистине только вместе со всем, в сво - ей внутренней логической связи со всеми другими; таким он и мыслится: в его понятии нет ничего такого, чего бы не было в его действительности, и в его действительности нет ничего такого, чего бы не содержалось в его понятии.
Та самая абсолют ная идея, которая положила себя в предмете, как его скрытый смысл или разум, она же мыслит его в истинно - философском по - знании, т. е. сообщает ему внутреннее субъективное или самост- ное бытие. Предмет безусловного познания есть субстанциальное содержание бытия, которое в то же время есть и непосредствен ная собственность нашего я, самостное, или понятие. Истинное умозрение не отрицает рассудочного мышления, а предполагает его и заключает в себе, как постоянный и необходимый низший момент, как настоящую основу и опорную точку для сво его действия. В правильном ходе истинно философского познания рассудок, разделяющий живое целое на части, отвлекающий общие понятия и формально противополагающий их друг другу, дает неизбежное начало мыслительному процессу. Лишь за этим первым рассудочным моментом, когда отдельное понятие утверждается в своей ограниченности как положительное или истинное (тезис), может обнаружиться второй отрицательно-диалектический момент - самоотрицание понятия вследствие внутреннего противоречия между его ограниченностью и той истиной, которую оно должно представлять (антитезис), и тогда уже, с раз - рушением этой ограниченности, понятие примиряется со своим противоположным в новом высшем, т. е. более содержательном, понятии, которое относительно двух первых представляет третий положительно-разумный или собственно-умозрительный момент (синтезис). Необходимость и движущее начало диалектического процесса заключается в самом понятии абсолютного. Истинный характер абсолютного выражается в его самоотрицании, в положении им своего противоположного или другого, а это другое, как полагаемое самим абсолютным, есть его собст - венное отражение, и в этом своем внебытии или инобытии аб солютное находит само себя и возвращается к себе как осуществленное единство себя и своего другого. А так как абсолютное есть то, что есть во всем, то этот же самый процесс есть закон всякой действительности.