6.2. О назначении и задачах тектологии

В определении ее отчасти об этом уже сказано. Сам Богданов представлял более широкие ее функции. В социальной сфере предполагалось с помощью новой науки преодоление всех форм неорганизованносгей и кризисов, связанных с разделением труда, расширяющейся специализацией, и обоснованием метода построения нового общества.
В познании же ставилась цель преодоления неравномерности развитая его в различных науках путем развития монистического научно-организационного мышления. Тектология являлась наукой, общей для всех частных наук, и это объяснялось тем, что объектом ее изучения являлись се процессы самоорганизации окружающего мира: в природе, обществе и познании. Развитие ее определялось развитием всех наук, но первую очередь передовых. В свою очередь она могла оказать помощь в развитии другим, особенно отставшим наукам.

Задача тектологии — систематизировать организационный опыт всех наук. Она должна выяснить, такие способы самоорганизации наблюдаются в природе и в человеческой деятельности. Затем она должна обобщить и систематизировать эти способы, объяснив их при этом, выявить закономерности. При обобщении опыта придется считаться с фактами бесконечно разнообразными, часто принадлежащими к самым далеким одна от другой областям, отыскивать единство организационных приемов там, где оно маскируется крайним различием элементов, к которым они применяются. Придется при этом преодолевать и «глубоко укоренившиеся предрассудки специализации, для которой сопоставление и сравнение разнородного представляются либо логическим скачком, либо бесплодной игрой воображения» [там же, с. 127-128]. Как тут не заметить, что советы и предупреждения Богданова остаются актуальными и в наше время.

Актуальна и критика его, когда он отмечает что «всего ближе организационная точка зрения, казалось бы, должна быть наукам биологическим и общественным, которые трактуют об организмах и организациях. Однако она там имеется в далеко не осознанном виде, применяется не целостно и не планомерно. Поэтому во многих случаях достаточно ее решительного и ясного применения к той или иной задаче, чтобы сразу получилось новое освещение всех раньше известных фактов, а затем и новые выводы, иногда глубоко отличающиеся от прежних решений».

Во всех взаимоотношениях тсктологии с другими науками следует учитывать два существенных момента. «Во-первых, всякий научный вопрос возможно ставить и решать с организационной точки зрения, чего специальные науки либо не делают, либо делают несистематически, полусознательно и лишь в виде исключения. Во-вторых, организационная точка зрения вынуждает ставить и новые научные вопросы, каких не способны наметить и определить, а тем более решить нынешние специальные науки» [там же, с. 134-135].

В общем случае отношение тектологии к специальным наукам можно назвать как «объединяющее и контролирующее». Так как весь их материал и все добытые ими результаты законно принадлежат тсктологии как основа ее работы. Все обобщения и выводы частных наук подлежат ее проверке на предмет точности и полноты.

Текгологию, несмотря на общность ее и главенствующую роль над всеми частными науками, нельзя смешивать с философией. Философские идеи отличаются от научных тем, что не подлежат опытной проверке. Тогда как для тсктологии — науки эмпирической — постоянная проверка сс выводов па опыте обязательна. Отмечая, что многие философские идеи и концепции (диалектика, учение Спенсера об эволюции) входят или войдут со временем в текгологию, Богданов делает ошибочный вывод о том, что якобы «по мере своего развития тсктология должна делать излишней философию».

Нас восхищает другой оптимизм Богданова, когда он говорит о будущем тектологии, так о всеобщей естественной науке, которая «еще только зарождается; но так как ей принадлежит весь организационный опыт человечества, то ее развитие должно стать стремительно-быстрым, революционным, как она сама революционна по своей природе. Полный расцвет ее будет выражать сознательное господство людей как над природой внешней, так и над природой социальной. Ибо всякая задача практики и теории сводится к текгологическому вопросу: как наиболее целесообразно организовать некоторую совокупность элементов — реальных и идеальных» [там же, с. 142].

<< | >>
Источник: Макаров Василий Иванович. Философии самоорганизации. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 432 с.. 2009

Еще по теме 6.2. О назначении и задачах тектологии:

  1. 4. Назначение и правовой режим зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения
  2. Эмпириомонизм как философская основа тектологии А.А.Богданова
  3. Взаимоотношение философии, эмпириомонизма и тектологии
  4. 6.10. А. Л. Тахтаджян и дальнейшее развитие тектологии
  5. Н.Н.Моисеев ТЕКТОЛОГИЯ БОГДАНОВА: СОВРЕМЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
  6. 6.11. А. А. Малиновский и его вклад в тектологию и теорию систем
  7. 3. Стадия подготовки дела к судебному разбирательству: задачи стадии, действия судьи, предварительное судебное заседание, назначение дела к судебному разбирательству.
  8. «Тектология. Всеобщая организационная наука» Александра Александровича Богданова
  9. А. П. Огурцов ТЕКТОЛОГИЯ А.А.БОГДАНОВА И ИДЕЯ КОЭВОЛЮЦИИ
  10. 6.1. О необходимости перевода терминов ] и понятий, применяемых в тектологии, и проблемах их перевода
  11. 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников Цель и задачи воспитания личного состава
  12. НАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И УЧИТЕЛЯ
  13. Назначение наказания
  14. 7. Назначение референдумов
  15. Сохранение плодородия земельсельскохозяйственного назначения
  16. § 1. Общие начала назначения наказания
  17. § 1 СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ СТАДИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ
  18. § 2. Назначение уголовного судопроизводства
  19. § 1. Понятие и назначение государства
  20. 2. Назначение выборов