X. Философия и политика: интерпретации Канта в современной политической философии

В России политическая философия Канта известна преимущественно как интерпретация его «Критики практического разума» и трактата «О вечном мире>>. Между тем, в современной западной политической философии идеи Канта о политике и его философия политики трактуются гораздо шире и радикальнее, чем у нас.
Можно даже сказать, что Кант для наших философов никогда не был интересен как политический мыслитель. Философия права и морали в какой-то мере здесь использовались. Тем интереснее взглянуть на Канта сегодня и понять, чем он может быть полезен для политической философии после постмодернизма и критики либерализма.

Значимость Канта для современной политической философии выразилась со всей очевидностью. Ален Рено - известный французский философ - фиксирует это определенно, говоря о «свободном принятии кантианства, которое характеризует современную политическую философию» [Renaut, 1997, р. 433]. Это можно, конечно, считать знаком восстановления статуса политической философии в системе политического знания. Но еще более значимым следует считать поворот, который здесь совершается в отношении современной философии к современной политике. Посредством обращения к Канту современная философия находит в его авторитете силу, позволяющую ей вновь объявить притязания на свою необходимость миру действия, миру взаимоотношений людей по поводу свободы, справедливости, войны и мира, прав человека, достоинства, толерантности, жизни и смерти. Философия, на предыдущем этапе ушедшая в свой узкий само- довольный мир спекулятивных понятий, возвращается, посредством обращения к Канту в том числе, к миру идей, одухотворяющих историю и жизнь в ней людей. В недалеком прошлом она отдала идеи идеологии и науке, исходящих из интереса и чувства (опыта). В этом отношении постмодернизм, критикуя философские принципы модерна, фактически критиковал философию, которая стала идеологией (и наукой). В конечном счете, он сам стал идеологией и наукой, не поднявшись выше интереса и чувства, защищая партикуляризмы, маргинальность, интуицию, удовольствие, периферию. Насытившись критикой, он сам понял, что «эра пустоты» - это и есть мир без идей, без разумных содержания и формы. После постмодерна в этом движении к смыслу стали обращаться к истории философии и политической мысли. И в значительной мере Кант вновь оказался современным. Будем ли мы говорить о методе (критическая философия), системе (теоретическая и практическая философия), содержании (философия идей), кантовское теоретическое наследие вызывает сегодня живой интерес всех, кто полагает, что философия и политика должны быть вместе. И здесь раскрывается особенность самой политической философии, которая помимо собственно политики как своего предмета берет философию и ее роль в политике в качестве проблемы: «Оригинальность политической философии, следовательно, - пишет Филипп Рейно, - состоит в том, что она, все еще связывая нерасторжимым образом философию и нефилософскую жизнь, делает саму философию центральной проблемой, одновременно теоретической и практической» [Raynaud, 2004, р. 561].

Кант рассматривается сегодня как союзник или исходный пункт критики многих направлений политической философии - обновленного либерализма (что, впрочем, естественно), коммунитаризма (несмотря на критику «трансцендентального Я», см., например, Чарльз Тейлор о публичном использовании разума), либертаризма с его идеей Я-собственности, базирую- ідейся на кантовском рассмотрении человека как цели (Роберт Нозик), постмодернизма, республиканизма, теоретиков глобальной демократии и т.д. Пожалуй, первой, кто особенно стал интересоваться собственно политической философией Канта среди современных значительных политических философов, была Ханна Арендт. Не обойден вниманием Кант в размышлениях Жана-Франсуа Лиотара, Джона Роулса, Юргена Хабер- маса, Алекса Филоненко, Отфрида Хеффе. Вновь поднимают вопрос о кантовской традиции «новые политические либералы» во Франции - Ален Рено и Люк Ферри. Актуальность Канта для современной политической мысли (и более узко - для политической философии) определяется, прежде всего, кризисными явлениями в философском рационализме и либерализме.

Постмодернизм, коммунитаризм, феминизм* в своих радикальных версиях подвергают сомнению предпосылки кантовского либерального гуманизма, его идеи о свободе, праве, справедливости. Современный либерализм, однако, находит возможность продолжить кан- товскую традицию в условиях постиндустриального общества. Актуальными для современности оказываются так же идеи Канта о вечном мире, космополитическом праве и гражданстве, условиях международного согласия. Но больше здесь интересует, конечно, даже не само содержание либерализма, а вновь его философское обоснование. В этом отношении продолжение модерна как либеральной идеи не может быть только либеральным, т.е. такие, например, в прошлом чисто либеральные понятия, как рационализм и автономия субъекта, становятся центром обоснования многих других идейных движений.

Мне не хотелось бы говорить здесь о Канте в ракурсе истории философии, или истории правовых и политических идей. В какой-то мере это стремление

См., например, работы Ж.-Ф. Лиотара, М. Сандела, X. Шредер, Р. Шот [Lyotard, 1991; Sandel, 1992; Schott, 1997].

поместить Канта в историю присутствует в современной критике его идей феминизмом, коммунитаризмом, частично постмодернизмом. Более плодотворным и интересным, на мой взгляд, является подход, при котором Кант «вытаскивается» из истории философии, включается в современные дискуссии о современном, является в этом смысле нашим современником. Ален Рено, как представляется, выражает общую позицию современного политико-философского дискурса относительно истории философии, когда пишет: «Поскольку история философии жива лишь заботами о реконструкции прошлого, она способствует странной дискредитации процесса развития философии, галереи великих произведений, всех в равной мере достойных уважения и отличающихся друг от друга для историка только степенью наслаждения, которое ему доставляет их частое упоминание: эта эстетизация нашего отношения к философским концепциям ведет к забвению вопроса об их отношении к нашим тревогам, к нашим проблемам, применительно к которым, возможно, сложившиеся философские концепции могли бы быть полезны, и среди этих исторически сложившихся философских концепций не все полезны в равной мере-> [Рено, 2002, с. 9].

В современной политической философии основными темами, вокруг которых ведется дискуссия в связи с Кантом, являются следующие: 1)

Тема политического. В какой мере Кант может помочь ответить на вопрос о европейской традиции политического? Здесь, как представляется, интересным будет обратиться к Ханне Арендт. 2)

Тема «права» и «прав человека». Действительно ли концепция «прав человека» базируется на идее индивидуализма? Как кантовская идея автономии субъекта практического разума позволяет социологизировать «права человека»? Эти вопросы вписываются в современную теорию политики французских «новых либералов». 3)

'Гема «публичного разума как пространства обоснования политических ценностей». Полемика Дж. Роулса и Ю. Хабермаса дают нам возможность понять актуальность Канта в этом отношении. 4)

Тема «политической свободы» и эстетического понимания политики. Можно ли построить современную политику свободы на способности «воображения», а не разума? Является ли Кант «негуманным»? Здесь в полемику вступают Жан-Франсуа Лиотар, Жан-Люк Нанси, Ален Рено, Отфрид Хеффе, Корнелиус Касто- риадис.

Все многообразие этих сюжетов, однако, объединяет одна тема: в какой мере современная философия откликается на современные политические проблемы? Может ли она быть конститутивной в том отношении, что делает наш мир более понятным и полновесно человеческим. Следовательно, можно ли говорить о политической философии Канта, имея в виду не отдельное произведение или совокупность систематизированных идей, а о решении вопроса, касающегося связи метафизики и политической физики.

Естественно, что эти темы лишь могут быть представлены эскизно, скорее, в постановочном плане, но их описание позволяет ответить на вопрос об актуальности Канта в современной политической теории и философии.

<< | >>
Источник: Сморгунов Л.В.. Философия и политика. Очерки современной политической философии и российская ситуация. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). - 176 с. (Россия. В поисках себя...).. 2007

Еще по теме X. Философия и политика: интерпретации Канта в современной политической философии:

  1. Деятельностное начало философии Канта в интерпретации Ханны Арендт
  2. Есть ли у Канта политическая философия ?
  3. ГВ. Ф ГЕГЕЛЬ.ВЕРА И ЗНАНИЕ, ИЛИ РЕФЛЕКСИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ СУБЪЕКТИВНОСТИ В ПОЛНОТЕ СВОИХ ФОРМ КАК ФИЛОСОФИЯ КАНТА, ЯКОБИ И ФИХТЕ
  4. Современное состояние политической философии и науки
  5. Французские философы о значении кантовской философии идей для политики
  6. § 7. Историческая роль философии Канта
  7. Философия Иммануила Канта
  8. § 8. Содержательные тенденции «практической» философии Канта
  9. 1. Проблема предмета метафизики в критической философии И. Канта
  10. Л. Н. Мигрохин, Э. Г. Юдин, Н. С. Юлина. ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ / КРИТИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ БУРЖУАЗНОЙ ФИЛОСОФИИ «НАУКА», 1972
  11. X. КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА И ФИЛОСОФИЯ КАНТА (1930—1932)
  12. 1. Вопрос о непосредственном знании в философии Канта
  13. 55. Как развивают философию И Канта представители Марбургской и Баденской школ неокантианства?