Христианско- африканские секты и церкви


У африканцев существует еще одно направ- ление религиозных воззрении. Поскольку христианство не входило органически в жизнь народов, а навязывалось извне, оно практически не поглощало местные верования, интерпретируя их, как это было, например, в России, где в православии многие святые фактически наследовали функции языческих божеств.
Проводившаяся сверху «африканизация» церкви
также не изменила положения, тем более, что она касается лишь формы, а не существа дела. Напротив, снизу шло во многих районах Африки стремление приблизить сложную догматику христианства к пониманию африканцев. Так возникли христиано-африканские секты или церкви, которые часто называются «сепаратистскими», «независимыми», «туземными», «пророческими», «мессианскими» и т. п. Первым из таких направлений, по-видимому, можно считать «антониан- ство» в Конго в начале XVIII в. В нем уже видны отчетливо чарты более поздних сект: христианская догматика, вера в мессию, отказ от белого священничества, местные ритуалы и т. п.
Все христиано-африканские секты объединяли, в отличие от разных толков собственно христианства, только африканцев и, ,ка.к правило, людей одного племени или небольшой народности. Все они возникли, отделившись от различных западных, европейских христианских церквей, но объявляют себя самостоятельными. Догматика и мифология таких сект состоит из переделанных на местный лад библейских сказаний. В культе и бытовой обрядности их сочетаются элементы и христианства и местных традиционных религий с преобладанием последних. Культовая практика характеризуется широким использованием коллективных плясок, барабанов, пения, но основным обрядом почти у всех остается крещение с погружением в воду. Наконец, весьма характерная черта для всех сект такого рода — наличие строгой иерархии служителей культа. Возглавляют такие секты или церкви «пророки», «провидцы», почитаемые как «черные мессии». Помимо проповедничества, пропаганды заповедей, необходимых для установления «царства божия» в Африке, в их функции входят также изгнание «нечистой силы», защита от колдовства и т. п.
Христиано-африканские секты получили значительное развитие в Южной Африке (ЮАР, Намибия), в Центральной Африке (Ангола, Заир, Конго), на Гвинейском побережье (Нигерия, Гана, Камерун, Того, Либерия, БСК). Есть они и в Танзании, Кении, Замбии, Малави.
В Южной Африке такие группы возникли ранее всего. Их появление было связано с сопротивлением местного населения деятельности христианских миссий. В 80-х годах XIX в. в процессе борьбы коренного населения против проникновения и агрессивной деятельности лютеранского миссионерского общества, от лютеранской церкви отделилась готтентотская христианская церковь во главе с вождем племени «витбой» — Хендриком Витбоем. Как самостоятельная организация, она просуществовала только до 1894 г., но, породив движение сопротивления, способствовала сохранению идеи спасения до 1904— 1907 гг., когда в Германской Юго-Западной Африке (ныне Намибия) запылало восстание гереро и готтентотов.
В конце прошлого столетия, в 80-е годы, первые самостоятельные церкви возникли на территории современной ЮАР среди тембу, бапе- ди и других народов этого региона. Наиболее известная из яих (число ее приверженцев велико и ныне) — Эфиопская или Сионская церковь, резко выступавшая против расовой дискриминации. Она отделилась от методистской миссии. Число сект в ЮАР, Юго-Западной Африке (Намибия) , Родезии (Зимбабве) было очень велико. Только в ЮАР в
1953 г. насчитывалось около 2000 сект. Особенно резкой антиколониальной направленностью выделялась в 20-е годы нашего столетия секта израильтян Еноха Мгиджила в селении Балхук близ Куинстауна. Сектанты отказались подчиняться регистрационным законам и вносить налоги. В ответ карательный отряд применил пулеметы и погибло около 200 человек. Балхукокая трагедия 1921 г. привела к отказу южноафриканских независимых церквей от открытой борьбы. Постепенно многие из них даже начали приспосабливаться к режиму расовой дискриминации.
В настоящее время наиболее значительные сектантские организации ЮАР — Назаретская баптистская (близ Дурбана) и Сионская христианская (около Питсбурга) церкви. Назаретская церковь объединяет в основном зулусов, а рреди приверженцев Сионской — суто, зулусы, венда, ндебеле. На всех этих языках проповеди главы Сионской церкви печатаются (иногда даже на африкаанс) в газете «Банту уорлд». Особенной популярностью она пользуется у шахтеров Иоганнесбурга. Обе церкви имеют большое число приверженцев: в пятидесятые годы каждая из них насчитывала не менее 80 000 человек.
Широко распространено сектантское движение в бассейне Конго. В Бельгийском Конго (Заир) в 20-х годах нашего столетия возникло религиозно-политическое движение Симона Кимбангу. Оно очень быстро приняло характер антиколониального движения; сам Симон Кимбангу был арестован и умер в тюрьме. Его смерть привела к дополнительному размаху движения. В 1959 г. церковь Иисуса Христа «а земле, основанная Симону Кимбангу, была легализована. В годы борьбы за независимость Бельгийского Конго ее руководители были близки руководству партии Абако, и многие приверженцы ее входили в состав этой партии.
Очень близко кимбангизму другое сектантское течение этого региона — матсванизм, получившее свое название по имени его основателя и руководителя Андре Матсвы, уроженца Конго. В 1926 г. в Париже он основал «Содружество выходцев из Экваториальной Африки». По его инициативе и при его поддержке в Конго возникла в 1928 г. организация для сбора средств в пользу африканцев-эмигрантов, которая вскоре приобрела политическую окраску. После ареста, тюремного заключения самого Матсвы и его сподвижников, а затем « его смерти в 1942 г., в нем стали видеть «Черного Христа», принявшего мученическую смерть за свой народ. В период борьбы за независимость на популярности и широком распространении движения матсваннзма сыграл лидер партии Демократический союз Фильбер Юлу. Он объявил себя преемником Матсвы. Этот шаг помог ему добиться победы и позже стать президентом Республики Конго.
Еще одна секта, пользовавшаяся большой популярностью в этом регионе,— «Движение хаки» или «Миссия черных». Она была основана Симоном Мпади в 30-е годы. В отличие от движений, выросших на основе католической церкви, «Движение хаки» отделилось от американского баптизма.
Частый мотив проповедей Мпади во время мировой войны — предсказание поражения бельгийцам и как следствие —
освобождение африканцев от их власти. Мпади, как и Кимбангу, и Матсва, был арестован.
В 40-е и 50-е годы начался новый подъем сектантского движения в Бельгийском Конго. В 40-х годах в бассейне Конго возникло несколько ответвлений кимбангизма: секта «мвунги» (пастухов), «тон- зи» (капля, так как обряд крещения в ней заменялся окроплением). В те же 40-е годы активно действовала отделившаяся от «Свидетелей Иеговы» секта Китавала. Она отличалась ярко выраженной антиколониальной деятельностью и, в отличие от «Свидетелей Иеговы», была, запрещена. Уже в 50-е годы в Леопольдвилле возникла организация Кинтвади (от слова «нтвади» — содружество). Выдвигая на первый план экономические требования, ее приверженцы также вели антиколониальную борьбу и подвергались репрессиям колониальной администрации.
Третий район распространения христиано-африканских сект— Гвинейское побережье Западной Африки. Ранее других организации подобного типа возникли в Нигерии (в конце XVII в.). В 1910 г. в Либерии учитель при миссии Уильям Ваде Харрис основал собственную церковь. Основным содержанием его проповедей было восстановление чистоты христианского учения в точном согласии с библейскими заповедями. Харрис также был подвергнут тюремному заключению в 1915 г. и умер в тюрьме в 1927 г. С новой силой харризм начал развиваться после второй мировой войны.
Движение за независимость африканских церквей развивалось очень активно в Нигерии уже с конца 20-х годов нашего столетия. Наиболее многочисленная -организация здесь — секта «Херувимы и серафимы», основанная около 1925 г. в Лагосе. Ее влияние было велико не только на территории южной Нигерии, но и за пределами страны. Так, довольно значительное число ее приверженцев было среди жителей Дагомеи (ныне Бенин). Пожалуй, это самая многочисленная африкано-христианская церковь на континенте: к 60-м годам нашего века у нее насчитывалось около 500 000 приверженцев.
Характер и значение христиано-африканских сект изменялись в зависимости от 'исторической обстановки. В период возникновения сектантского движения в нем отразились протест масс против колониального порабощения, расовой дискриминации, стремление африканцев отстоять свое полноправие хотя бы в сфере религии. В то же время это и выражение недостаточной зрелости национально-освободительного движения, которое в силу особых условий в Африке того времени выступало большей частью в религиозной оболочке.
Советский исследователь Б. И. Шаревская выделяет 3 типа религиозных сектантских движений. К первому типу она относит такие организации, которые возникали как чисто идеологические. Лишь с развитием и распространением этих представлений в массах они наполняются новым содержанием. Политические требования масс в таких случаях вкрапливаются стихийно, нередко даже против воли руководителей и основателей с^кт. Таковы, например, церкви Хендрика Витбоя и Симона Кимбангу. В этих движениях большую роль играет вера в мессию, надежда и опора «а сверхъестественные силы.

В стихийных крестьянских движениях сочетались социальные и религиозные направления. Это, скорее, явно политические движения, но они приняли привычную для крестьян форму ритуальной обрядности. Существенная черта таких организаций — отсутствие хилиазма (от хилиой—тысяча; христианское учение о тысячелетнем царстве бо- жием, которое якобы будет установлено после победы «сил небесных» над «силами зла») и надежда только на собственные силы. Таким было, например, движение «маджи-маджи» в Германской Восточной Африке (ныне Танзания). Название происходит от слова «маджи» (вода) и связано с верой в заколдованную воду, которая якобы должна спасти членов этой секты от пуль европейцев. В представлениях участников движения «мау-мау» в Кении также отсутствовало ожидание мессии и спасения сверху. Они верили, что возможность победы зависит от их сил, их рук и их оружия. Молитвы их больше похожи на политические манифесты.
Третий тип движений по своему происхождению противоположен первому. Это, по мнению Шаревской, чисто политические движения, основанные политическими деятелями, но на более поздних этапах развития с вовлечением широких масс в них были привнесены религиозные мотивы. Примером такого движения может быть матсванизм. Матсва начинал свою деятельность с чисто политических действий и лишь затем стал знаменем матсванизма. Нередко в глазах крестьян политические деятели, даже не выступавшие с заявлениями чисто религиозного характера, наделяются чертами мессии, святого, иногда стихийно возникает их культ. Так, в Кении в 20-е годы нашего века такой стихийный культ возник вокруг имени Гарри Туку. Чертами мессии, спасителя наделяли кикуйю и великого политического деятеля Кении — Джомо Кениату.
Характер сект и их роль в жизни стран Африки реако изменились после достижения независимости. Из оружия борьбы за свободу они нередко превращались в орудие раскола, так как продолжают проповедовать местничество, трибализм, исключительность своего народа или племени. Выступление их против властей, отказ выполнять их распоряжения, имевшие большое мобилизующее воздействие в годы антиколониальной борьбы, переродились в отказ работать на какое бы то ни было правительство. Это особенно беспокоит правительства тех стран, которые решили проводить политику демократических преобразований. Ныне такие правительства ищут средства переубеждения членов этих сект, привлекая их к созидательному труду, как это делается, например, в Народной Республике Конго. Иногда сектанты выступают и более резко. Так, Китавала в 70-е годы выродилась в анархическую организацию, выступающую против власти вообще. Эта организация была запрещена в Малави, изгнана из Камеруна и других стран. «Церковь Лумпа» в Замбии, ведущая происхождение от «Свидетелей Иеговы», выступала против деятельности правительства, вызывала междоусобную борьбу, используя даже убийства, поджоги и т. п.
Ныне большинство христиано-африканских сект утратили свое прогрессивное значение, и африканские государства ведут с ними

борьбу. Сохранившиеся секты стараются подчеркнуть свой чисто религиозный характер, отход от любой политической деятельности. 
<< | >>
Источник: Львова Э.С.. Этнография Африки. 1984

Еще по теме Христианско- африканские секты и церкви:

  1. Типы религиозных организаций Вебер и Трельч: церкви и секты
  2. § 4. От языческого здания к христианской церкви
  3. Основание Христианских церквей в Галатии
  4. Учение о церкви учащей, и церкви учимой
  5. § 4. «Власть империи вовсе не зависит от Церкви» (кризис идеи политического господства Церкви)
  6. ВЗГЛЯД ГРАФА Л. Н. ТОЛСТОГО НА ИСТОРИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ БОЖИЕЙ (ИЗ УНИВЕРСИТЕТСКИХ ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ЦЕРКВИ)
  7. Доктрина секты
  8. § 6. Источники «протестных» социальных групп (ереси; секты; агностицизм и атеизм)
  9. Лекция 5 Макс Вебер. Секты. Легитимный порядок
  10. В.В. Симонов. Введение в историю Церкви. Часть 1: Обзор источников по общей истории Церкви: Учебное пособие. — М.: Издательство Московского университета. — 752 с., илл., 2012
  11. 4. Африканская организация по интеллектуальной собственности
  12. § 57. Южно-Африканская Республика
  13. А. КОЛЛИНЗ РАССУЖДЕНИЕ О СВОБОДОМЫСЛИИ, вызванное возникновением и развитием секты, называемой СВОБОДОМЫСЛЯЩИЕ
  14. Деятельность Организации африканского единства
  15. Изучение африканских народов в СССР
  16. УДОСТОВЕРЕНИЕ, СОВЕРШЕННОЕ МЕЖДУ КИРОМ, БЫВШИМ ПАПОЮ АЛЕКСАНДРИИ, и ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМИ СЕКТЫ ФЕОДОСИАН
  17. Модель третья, африканская
  18. 1. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ. ФИЛОСОФИЯ ХРИСТИАН И ФИЛОСОФИЯ ГРЕКОВ. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  19. 7.2.3. Евросоюз и Африканский Союз — экономическое партнерство?
  20. Отношения СССР с африканскими государствами