РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ В ЯПОНИИ На переломе


В отличие от Франции процесс институционализации интеллектуалов в Японии был иным. Если в Европе фигура интеллектуала сложилась эволюционным путем, в течение нескольких сотен лет, то в Стране восходящего солнца она возникла в момент исторического перелома, вызванного модернизацией традиционного социально-экономического уклада страны.
Становление интеллектуалов произошло в Японии еще в XIX веке, в результате революции Мейдзи. Категория интеллектуалов впервые выделилась достаточно спонтанно, в ходе реакции на внутрисистемные преобразования. Корректнее было бы называть эту группу «протоинтеллектуалами», поскольку, в европейском понимании, они тогда не соответствовали данному критерию. Японские протоинтеллектуалы разделились на две категории: придворные ученые, писатели и т. н. новые самураи,[322] в массе своей поддержавшие курс на радикальные реформы, а также образованные люди, принявшие изменения в стране; самурайское сословие — люди высокого происхождения, по тем или иным причинам воспринявшие экономическую и политическую модернизацию Японии как личную трагедию и выступившие против нее.
Именно вторая категория интеллектуальной элиты оставалась активным участником взаимодействия с обществом и властью в процессе мо
дернизации. Переход на путь капиталистического хозяйства при активной поддержке западных гражданских и военных специалистов привели Японию к серьезным успехам вестернизации — практически полного копирования западных схем социально-политического и экономического развития. Однако в подобной системе лишними оказались представители именно самурайского сословия, которое, с одной стороны, являлось архаической структурой, не стыкующейся с «новой Японией», — она была не способна мимикрировать и встроиться в капитал- листический уклад. С другой стороны, это была высшая каста феодального общества, которая в случае сохранения могла угрожать процессу вестернизации страны.
Как известно, в результате гражданской войны самураи были практически уничтожены и лишены привилегий. Однако те, кто уцелел, как раз и начали процесс формирования среды интеллектуалов как своеобразного противовеса власти. Одной из любопытных фигур протоинтеллектуалов этого периода является Сайго Тагамори из самурайского клана Сацума.
Он, как и многие другие, увидев всю мощь западного флота, посчитал за благо поддержать императора, даже вошел в состав нового правительства в 1868 году и некоторое время возглавлял вооруженные силы страны. Однако он был ярым противником какой бы то ни было модернизации Японии и, более того, торговли с Западом.[323] В конце концов он покинул правительство и возглавил свой клан для борьбы со сторонниками модернизации. Следует подчеркнуть, что члены этого клана выступали именно против нового курса правительства, но оставались преданными императору Мэйдзи, «подлинному традиционалисту и достойному лидеру нации и государства, а не марионетке».[324] Позже Тагамори погиб в одной из стычек своего клана с модернизированной японской армией. Особое недовольство у традиционалистов вызывали аграрная и административная реформы, которые они считали наиболее пагубными в процессе вестернизации. Аграрная реформа вызывала их естественный протест, поскольку многие земли самураев были изъяты и перешли в частную собственность к сторонникам императора, ростовщикам, реже к зажиточным крестьянам, а, кроме того, земля стала сво
бодно продаваться и покупаться. Этот процесс, по их мнению, вел к нарушению естественно сложившейся структуры социальной иерархии.
С другой позиции выступали интеллектуалы-лоялисты, которые верили лишь в консервативную революцию в сочетании с вестернизацией. По их мнению, духовное состояние режима сёгуна и сплотившейся вокруг него элиты было полностью безнадежным и не поддающимся «лечению» путем реформ сверху, без радикальной смены элит.[325] Они понимали неизбежность столкновения с «большим» миром и видели в качестве единственного выхода сочетание революционных преобразований с возвращением традиций, усилением императорской власти.
Протоинтеллектуалы — как лоялисты, так и традиционалисты — сыграли существенную роль на первоначальном этапе модернизации страны. И несмотря на то что традиционалистов называли «последними самураями», именно самурайская традиция сыграет важнейшую роль в формировании образа японского интеллектуала: такую же, как для лоялиста сыграет западная культура.
<< | >>
Источник: В. Гельман, О. Маргания. Пути модернизации: траектории, развилки и тупики : Сборник статей. — СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. — 408 с.. 2010

Еще по теме РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ В ЯПОНИИ На переломе:

  1. РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ФРАНЦИИ, ЯПОНИИ И ПОЛЬШИ
  2. РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ В ПОЛЬШЕ
  3. РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ ВО ФРАНЦИИ
  4. РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЮРОКРАТИИ
  5. КРАТКАЯ МЕЛИЦИНСКАЯХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРЕЛОМОВ И ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ
  6. Интеллектуалы в бюрократии и независимые интеллектуалы
  7. Глава XIX ВСТУПЛЕНИЕ СССР В ВОЙНУ ПРОТИВ ЯПОНИИ. РАЗГРОМ ЯПОНИИ И ОКОНЧАНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
  8. ПЕРЕЛОМЫ
  9. Появление интеллектуалов
  10. Политические деятели и интеллектуалы
  11. Переломы в развитии психологической науки. "Сплошная павловизация"
  12. Послевоенная модернизация: реформы и интеллектуалы
  13. § 3. Советское общество на переломе
  14. Результаты «великого перелома»
  15. Глава 33. Россия на переломе
  16. Политика «великого перелома»
  17. 4. "ГОД ВЕЛИКОГО ПЕРЕЛОМА"
  18. Расстановка социальных сил накануне "великого перелома"