У престола Федора Ивановича


18 марта 1584 г. царь Иван Грозный умер. Некоторые публицисты Смутного времени (И. Тимофеев) и иностранцы (Дж. Горсей) обвиняли Б. Годунова в безвременной кончине монарха. Но, как уже отмечалось выше, это обвинение было несправедливым.
Убить царя было не так уж просто, как полагали несведущие люди. Кроме того, в последние годы правления Грозного Борис находился не при нем, а около наследника Федора. Следует добавить, что в конце жизни состояние здоровья Ивана IV было настолько плачевным, что ускорять его кончину не было нужды.
Годуновы были готовы к перемене власти. Уже в ночь на 19 марта они приняли экстренные меры по пресечению возможных беспорядков: ворота Кремля закрыли, всюду расставили стражу, казну опечатали. В правительстве и при дворе начались быстрые перемены.
Борис теперь официально стал называться царским шурином и, значит, членом царской семьи. Чтобы повысить его ранг и выделить среди прочих бояр, царь присвоил ему звание конюшего. Формально конюший считался старшим среди бояр и должен был возглавлять Конюшенный приказ. На самом деле старшими боярами были наиболее знатные из них, а проблемами царских лошадей ведали дьяки и конюхи. Поэтому Борису был дан еще один более доходный Земский приказ, занимавшийся поддержанием порядка, учетом земли и населения посадов некоторых городов, а также сбором налогов с посадского населения. Для иностранцев его должность звучала как земский правитель или правитель земли, но это вовсе не означало, что Б.Ф. Годунов являлся правителем государства. В то время термины «государство» и «земля» были отнюдь не тождественны. Под

государством понималось управление всей страной, под землей - часть территории и люди, платившие налоги за использование государственной земли. Как правило, это были жители посадов и черносошные крестьяне.
Неправильное понимание термина «правитель земли» привело к тому, что за рубежом Б.Ф. Годунова стали считать соправителем царя Федора. Позднее это заблуждение перекочевало и в исследовательскую литературу.
Функции Б.Ф. Годунова были не столь уж велики, поскольку в его ведении оказалась лишь незначительная часть государства. Большая часть земель принадлежала царю, церкви и частным владельцам. Ими занимались другие приказы: Большой приход, Поместный, Монастырский, а также территориальные четверти.
Основные нити управления государством были в руках не Бориса, а годуновской корпорации. Дворцовое хозяйство и казна - у Григория Васильевича, получившего боярство и должность дворецкого, армия - у Ивана Васильевича, ставшего боярином и куратором Разрядного и главой Стрелецкого приказа. Дипломатическое ведомство оказалось в подчинении Степана Васильевича, который также получил боярский чин.
Казалось бы, никак не возвысился Дмитрий Иванович. Но последующие события показали, что он начал активную борьбу за подчинение своему влиянию Боярской думы. Главными его соперниками были самые знатные князья Мстиславские и Шуйские. Пострижение и ссылка И.Ф. Мстиславского и И.П. Шуйского показали, что схватку выиграл Дмитрий Иванович.
Годуновы, как уже отмечалось выше, начали ревизию казны, всех дел в приказах, переписали царское имущество и т. д. Всюду были обнаружены воровство, злоупотребления, недостача. Проштрафившихся чиновников взяли под стражу, н частности казначея П. Головина. Бывшие царские любимцы, попытавшиеся внести смуту (например, Б.Я. Бельский), были удалены от двора. Все это делалось сообща, объединенными усилиями, что было не под силу одному человеку. Большинство же исследователей полагало, что наводил порядок в государственном управлении и в стране один !gt;о

рис. Думается, ему хватало дел в его собственном ведомстве, поскольку учет господского населения и сбор с него налогов всегда были сложным делом.
Очевидно, Б.Ф. Годунов сразу обнаружил, что общая сумма налогов явно недостаточна. Главную причину недостачи он увидел в том, что многие владельцы земель в городах (церковь, монастыри, князья и бояре) имели тарханные грамоты, дающие им право не платить налоги в казну. Кроме того, оказалось, что бездетные князья и дворяне дарили свои вотчины монастырям на помин души.
В итоге за всех платили налоги небогатые воинские люди, посадское население и черносошные крестьяне. У царя же постоянно уменьшался фонд поместной земли, которую он мог жаловать за службу.
Выяснив все это, Б.Ф. Годунов обстоятельно изложил состояние дел царю Федору. Тот раздумывать не стал и уже 20 июля 1584 г. созвал Собор с представителями духовенства во главе с митрополитом Дионисием. Собравшимся изложили выводы Бориса. От себя царь заявил, что поскольку положение в стране тяжелое (со всех сторон грозят враги, земля не обустроена), то он хочет все тарханы отменить, бремя налогов разложить на всех, запретить монастырям принимать в дар вотчины, а за те, что уже ими получены, взять деньги.
С царем никто спорить не стал, и закон об отмене тарханов был тут же принят.
Вторым неотложным делом для Бориса стало завершение переписи земель, начатой еще при Иване Грозном. Без нее какой-либо правильный и точный сбор налогов был просто невозможен. В районы, где учет земель не был произведен (в основном южнорусские), отправились писцы, и через некоторое время (к 1587 г.) эта огромная и важная работа была завершена. С ее результатом ознакомился царь и внес поправки в то, как собирать налоги с запустевших мест, чтобы для оставшихся сумма платежей не была велика.
Можно предположить, что Б.Ф. 1одунову удалось сущест- пенно увеличить собираемость налогов и за счет полученных средств начать широкомасштабную строительную деятельность в различных городах. Несомненно, решение о том, что строить и где, исходило от царя Федора. Борис же был только исполнителем его воли.

Общими усилиями казна стала пополняться. Это позволило царю Федору запланировать в 1585 г. поход против
С.              Батория, грозившегося захватить все западные земли Русского государства, включая Псков и Новгород.
Роспись похода, составленная 25 февраля, свидетельствует о том, что среди родственников Б.Ф. Годунов ничем не выделялся. В Москве вместе с царицей должен был оставаться Дмитрий Иванович. В Дворовый полк царя были записаны Г.В. Годунов и боярин Б.Ю. Сабуров. Борис - второй воевода Передового полка (после ногайского царевича). Иван Васильевич выше его - первый воевода Разведывательного полка (ертаула). Степан Васильевич - второй воевода полка Правой руки (после И.П. Шуйского), т. е. также выше царского шурина. Правда, этот поход не состоялся.
Некоторые исследователи полагали, что свидетельством высокого положения Б.Ф. Годунова было то, что во время приема польского посла Л. Сапеги в 1584 г. он стоял около царя. Однако известно, что сидячие должности были много почетнее стоячих. Во время того же приема Дмитрий Иванович и Степан Васильевич сидели на боярской скамье.
Следует отметить также, что, по косвенным данным (точные не сохранились), во время миропомазания Федора при венчании на царство Борис держал яблоко - низшую по значимости регалию. Самым почетным считалось держать царскую шапку, потом - скипетр, к сожалению, неизвестно, кто это делал.
Не было Бориса и на торжественном обеде по случаю царских именин в этом же году, на котором присутствовали Дмитрий Иванович и окольничий И.И. Сабуров вместе с другими вельможами.
Можно предположить, что царь Федор вовсе не считал шурина самым близким человеком, поэтому относился к нему так же, как к остальным родственникам жены, за исключением Григория Васильевича, который с детства был около него и продолжал быть радом.
Борис вскоре осознал, что вряд ли прославится только сбором налогов. Конечно, к его дому каждый день собирались толпы челобитчиков, просивших либо о налоговых льготах, либо
об              отсрочке платежей. Они готовы были перед ним унижатьс я и прославлять. Но все они были незнатными и неимущими
людьми. Разбираться с каждым было малоприятным и хлопотным делом. Поэтому, чтобы не встречаться с челобитчиками, он тайно покидал свой дом через черный ход и направлялся либо во дворец, либо к родственникам, жившим неподалеку у северной стены Кремля, либо к друзьям-иностранцам. 
<< | >>
Источник: Морозова Л. Е.. Два царя: Федор и Борис: Канун Смутного времени. 2006

Еще по теме У престола Федора Ивановича:

  1. Федор Иванович Успенский. История крестовых походов, 2005
  2. итоги ЦАРСТВОВАНИЯ ФЕДОРА
  3. Рядом с царевичем Федором
  4. H. Ф. Федоров 1
  5. ЖИТИЕ СВЯТОГО ФЕДОРА ТИРОНА200
  6. Иван Федоров (ок. 1510—1583)
  7. ЖИТИЕ СВЯТОГО ФЕДОРА ТИРОНА
  8. Претенденты на престол
  9. Федоров и наше время
  10. Мечты о престоле
  11. Проект избрания на польский престол
  12. СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ВАВИЛОВ
  13. ХАЗАРЫ НА ВИЗАНТИЙСКОМ ПРЕСТОЛЕ
  14. Спаситель сидит 1. СПАС НА ПРЕСТОЛЕ
  15. Кончина Александра I и легенда о старце Федоре Кузьмиче
  16. ВОСШЕСТВИЕ НА ПРЕСТОЛ АББАСА I